Исследовательский проект – "Дети и война"

Разделы: Краеведение

Ключевые слова: дети войны, Дети и война, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Посвящается детям, прошедшим через войну.

Пояснительная записка

Тема войны всегда была актуальна, в преддверии 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне она становится более современна и востребована, так как потомки должны знать правду о войне , чтобы этой трагедии , которую пережили люди 40-х никогда не повторилась. Мы решили рассказать о войне через воспоминания детей военной поры.

Историческая память – это не просто знание конкретной реальности, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории неотделим от того, что было и до нашего рождения. Историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. ровесниками наших учеников, а ныне они – бабушки и дедушки, а многих уже и нет в живых. О жизни этого поколения наши ученики мало знают. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, но и отняла у многих самых близких людей. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Свой исследовательский проект «Дети и война» мы представляем в форме литературной композиции, составленной по воспоминаниям наших односельчан, чье детство было прервано войной. Семену Федоровичу Хромовскому не было и 6 лет, когда началась война, Сергею Сергеевичу Матвеенко было 10 лет, Савкиной Антонине Сергеевне - 6 лет, Лысенко Клавдии Михайловне – 15 лет, Лаптевой Виктории Кирилловне – 7 месяцев (помнит по воспоминаниям матери). Воспоминания были записаны учениками старших классов – Клюкиной Светланой, Савкиной Екатериной и Лаптевой Анной.

Работа имеет практическое применение: ее можно использовать при подготовке докладов, рефератов, исследовательских работ, можно использовать на уроках истории и во внеклассной работе.

Цель: расширить знания учеников о Великой Отечественной войне, которые не нашли отражение в учебных программах, знакомство с судьбами детей войны - наших односельчан и их жизненным подвигом в годы войны с целью сохранения исторической памяти и преемственности поколений.

Учебно-воспитательные задачи: формирование у ребят активной жизненной позиции, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну и народ, уважения к подвигу юных патриотов сострадания, милосердия на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней детей.

Воспитание непримиримости к жестокости и злости.

Способствовать развитию творческих способностей учеников, самостоятельности в поисках необходимой информации, выработка умений самостоятельной работы с различными информационными источниками.

Звучит музыка «Священная война»

Слайд Орден Победы.

Слова учителя: В этом году мы будем отмечать великую дату - 75 летие Великой Победы над фашистской Германией. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. Именно таким переломом в судьбах людей стала война. Мы хотим рассказать о детях, которым пришлось пережить все ужасы войны. У детей войны разные судьбы, но их объединяет общая трагедия, - невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, что они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то.

Слайд. Дети закрываются от снарядов.

Есть поговорка: «На войне детей не бывает. Те, что, попали в войну, должны были расстаться с детством - в обычном смысле этого слова». Сколько их, чьё детство сжигали, расстреливали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом и безотцовщиной.

Кто возвратит детство ребёнку, прошедшему через ужасы войны?

Что помнит он?

Что может рассказать?

Должен рассказать!

Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов дома и горят детские кроватки.

Можно спросить: что героического в том, что в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну?

Что могли понять, увидеть, запомнить дети?

Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны.

1-й ведущий. Семёну Фёдоровичу Хромовскому не было и 6 лет, когда началась война. Его отец – участник трёх войн – русско-японской, германской и финской умер накануне войны, в 1939 году. Раны физические и душевные сократили его жизненный путь. Накануне войны многодетная семья осталась без отца.

Юрий Визбор «Сретенский двор»

Здравствуй, здравствуй, мой сретенский двор!
Вспоминаю сквозь памяти дюны:
Вот стоит, подпирая забор,
На войну опоздавшая юность.
Вот тельняшка - от стирки бела,
Вот сапог – он гармонью надраен.
Вот такая в те годы была
Униформа московских окраин.

Много знали мы, дети войны,
Дружно били врагов – спекулянтов
И неслись по дворам проходным
По короткому крику: «атанда!»
Кто мы были? Шпана не шпана,
Безотцовщина с улиц горбатых,
Где, как рыбы, всплывали со дна
Серебристые аэростаты.

Видел я суету и простор.
Речь чужих побережий я слышал
Я вплываю в сретенский двор,
Словно в порт, из которого я вышел.
Но пусты мои трюмы, в пыли…
Лишь надежды – и тех на копейку…

Ах, вернуть бы мне те корабли
С парусами в косую линейку!

2-й ведущий. Эти годы, говорит Семён Фёдорович, запомнились мне тем, что мы голодали, каждый день очень хотелось есть. Запас продуктов, который был, быстро закончился. Мы с мальчишками – такими, как и я ходили по помойкам, искали что-нибудь съедобное. Из гнилого картофеля мама пекла лепёшки.

1-й ведущий. Ели крапиву, лебеду, зёрна конопли, корни саранки, черемшу. Не раз ездил в Куйтун (хлебородная столица Сибири) со своим другом, который был старше на три года меня. Ходили по домам, просили хлеба, продуктов, часто на нас нападали собаки. Бывало, приедешь домой, а ноги все в ранах и кровь запеклась. (После этих слов С.Ф. плачет)

2-й ведущий. Мама, чтобы нас накормить обменяла швейную машинку « Зингер» , которую она берегла на мешок картошки.

1-й ведущий. В 1943 году мы осиротели вдвойне – маму посадили на 10 лет, за то, что она хотела принести нам, голодным детям, около 1 кг хлеба.

С этого года началась моя детдомовская жизнь.

2-ведущий. А вот что вспоминает о военных годах Матвеенко Сергей Сергеевич. Мне было всего 10 лет, когда началась война.

Голод был и для людей и для животных. Гибли лошади, коровы, так как не успевали заготавливать корма. Сами в деревне выращивали хлеб, а настоящего хлеба не ели. Весь хлеб сдавали государству для фронта. Жили на картошке, черемше. Да что в огороде вырастет.

3-й ведущий. (Савкина Катя) Моя родная бабушка Савкина Антонина Сергеевна родилась в Сибири, в 1935 году. Было ей всего 6 лет, когда началась война, но она её помнит. Вот что рассказывает бабушка Тоня: «Прожила я всю жизнь в Кадуе (маленькой сибирской деревушке), семья была большой. Жили люди в войну по-разному. Легче приходилось тем, у кого в доме был мужчина, если даже он был старым. В нашей семье могли работать только мама, да брат - подросток. «Хлебнули» всего с избытком: голодали. Тяжко было и зимой и летом. Картошки не хватало до следующего года. Выручала черемша, собирали мы её со старшей сестрой. Ели черемшу в любом виде – и вареную, и пареную, и солёную. Зимой кроме голода донимал ещё и холод. Одежды не было. Обувку, какая была, передавали друг другу, выскакивали на улицу по очереди. Пытались собирать хворост, чтобы согреться. Все колхозные заборы были разобраны на дрова. Не у всех хватало сил заготавливать дрова в лесу. Когда у нас появлялись дрова, заносили в дом, и кололи их прямо в доме, колоть на улице сил не хватало.

/ Стихотворение Анатолия Болутенко «Дети войны» и з серии «Опаленные огнем войны» /

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны.
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны

Нужны были и смелость и отвага
Чтоб жить под оккупацией врага
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.

В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно
Хватило детям горя и беды.

Слово учителя: Наряду со взрослыми, дети несли тяготы войны. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже, если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.

Дети в тылу не воевали.

/Показ слайдов/

- Они стояли у станка 10 часов, и если не позволял рост, чтобы достать до станка подставляли стулья.

- Работали в поле.

- Госпиталях.

- Эти девочки – ученицы 4-го класса получили медаль «За оборону Ленинграда», работая на заводах.

- Были угнаны в концлагеря, подвергались медицинским опытам.

/Из воспоминаний наших героев/

1-й ведущий. / Из воспоминаний С.Ф.Хромовского/ В детском доме 4 часа учились, а 4 часа работали. Нам привозили алюминиевые листы, у нас был специальный станок, который выполнял 4 функции – одну кнопку нажмёшь – выдавливалась ложка, на другую – чашка, на третью – кружка, четвёртую – вилка. Те, которые были постарше, работали на станках, а мы помладше упаковывали всё это в ящики, грузили в машины – это была наша помощь фронту.

2-й ведущий. Из воспоминаний Сергея Сергеевича.

Работали в поле – пахали, боронили. Пахали и на коровах и на себе: несколько человек соберёмся, впрягёмся и пашем. Старики сеяли зерно вручную, а следом мальчишки боронили: одна лошадь в поводу, а от другой лошади повод намотан на локоть, так и ведёшь лошадей с боронами. А земля холодная, целый день босиком по полю, обуви-то не было.

4-й ведущий. /Лаптева Аня/

Моя прабабушка Лысенко Клавдия Михайловна родилась 12февраля 1926 года в селе Марга Нижнеудинского района. Училась в Шебертинской средней школе. Старшая дочь в семье, в которой кроме неё было ещё четверо детей. В 1941 году окончила семилетку и, несмотря на то, что хорошо училась, вынуждена работать грузчиком в Шебертинском Заготзерно. Ждала, когда брат окончит школу, чтобы вдвоём пойти учиться.

На начало войны Клава была совсем юной пятнадцатилетней девушкой. Два года работала Клавдия Михайловна грузчицей.

Юная, хрупкая, ей не по силам было таскать тяжёлые мешки с зерном. Прабабушка вспоминала: «Однажды, поднимаясь по узким деревянным сходням, я не выдержала и упала, мешок сверху придавил. Очнулась уже в больнице». Отец на руках унёс дочь в больницу. Не смотря на то, что он сам был начальником Заготзерно, ни дочь, ни, тем более, себя пожалеть он не мог – война. Носил кули сам наравне с другими а, может быть, и больше. Дома отец и дочь буквально валились с ног от усталости, но позволить себе отдохнуть не могли – много работы по хозяйству. Мать бабы Клавы, Мария Климентьевна, была лучшей тонкопряхой в округе. Решили Лысенко сеять льна больше, сами косили, трепали его, а Клавина мама пряла и ткала полотно и целыми рулонами отправляла туда, где из ткани шили для фронта одежду.

Моей бабушке по папе, Лаптевой Виктории Кирилловне, на момент войны было всего семь месяцев, поэтому её воспоминания носят отрывочный характер. Её отец, Дроздов Кирилл Архипович ушёл на фронт. Мать, чтобы прокормить себя и ребёнка в голодные годы собирала колоски и мёрзлую картошку на полях, из которой пекла лепёшки, Работала в леспромхозе, на эстакаде катала брёвна, выполняла тяжёлую мужскую работу, маленькая дочка была рядом с матерью. В хозяйстве у прабабушки была корова, которую вынуждены держать дома, чтобы не украли. Отец часто писал письма с фронта. Посылать посылки ему не получалось, сами голодали. Часто из-за сильного голода маленькая Вика вместе с другими детьми бегала на вокзал, где из проходящих через Худоелань эшелонов солдаты подавали детям в ладошки кашу, хлеб, сухари. Это было уже после Победы. А саму Победу девочка, носящая её имя, не помнит…

Учитель: Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Что есть на свете дороже наших детей?

У любой матери?
У любого отца?
На земле самый лучший народ – дети!
Живёт наш народ
Без войны много лет,
В грядущее смотрит уверенно
На планете сейчас не спокойно
Но мы верим в садов цветение,
О чём мечтают дети?
У нас сейчас мечта одна,
Пусть будет на планете
Мир, добрый, как весна.

Слайды – сообщение о мире.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки.

Настал чудесный светлый день Победы
В тяжёлой битве выжила страна,
От радости забылись сразу беды,
Фронтовики надели ордена

Войны не знают люди молодые,
Их детству золотому нет цены
Теперь уже все старики седые,
Мы – дети грозной праведной войны

Бегут вдаль годы жизни неизменно
Солдат ушёл, и память ушла с ним,
Но мы живём, и о поре военной
В сердцах навечно память сохраним

1 - ведущий / Из воспоминаний С.Ф.Хромовского / О Победе мы узнали по радио. Вот было радости! Кричали ура! По случаю победы у нас, в детском доме, был устроен праздничный обед, выступали воспитатели, всех поздравляли с победой.

Учитель: / комментарий к слайду /

Радостное сообщение о мире – это дети
Наследники Победы - это дети
75 лет как закончилась война
75 лет Великой Победе
Пусть солнце, голубое небо
Радость и счастье детей
Торжествуют вечно

Композиция завершается песней «Пусть всегда будет солнце»

Слова песни «Солнечный круг», млова Льва Ошанина, музыка Аркадия Островского

Солнечный круг, небо вокруг —
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:

Припев:

Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
Милый мой друг, добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять сердце опять
Не устаёт повторять:

Припев:

Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
Тише солдат, слышишь солдат,
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз в небо глядят —
Губы упрямо твердят:

Припев:

Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
Против беды, против войны
Станем за наших мальчишек.
Солнце навек, счастье навек —
Так повелел человек:

Припев:

Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!