Работа с родителями в контексте истоковедения по программе «Социокультурные истоки"

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: родители дошкольников, социо-культурные


В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения…
Ш.А. Амонашвили

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» (В. Зеньковский) и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт.

В последние годы очень актуальной является задача объединения усилий дошкольной Организации и Семьи. Поэтому возникла необходимость формирования единой системы ценностей в семье и в дошкольной организации.

Работа с родителями является важным, ключевым элементом в реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.

Целенаправленная работа по формированию системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании позволяет решать следующие задачи:

  • объединить усилия семьи и детского сада с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей;
  • осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей;
  • обеспечивать педагога социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста;
  • повышать педагогическую культуру родителей.

Опыт работы дошкольных организаций с родителями воспитанников в течение многих лет показал, что традиционное взаимодействие педагога с родителями, когда педагог выступает в роли учителя, а его слушатели в роли учеников, препятствует установлению доверительных отношений. Разработка «Моя семья» в рамках программы «Социокультурные истоки» основана на реализации идеи активного воспитания. Каждый взрослый, (педагог, родитель) становится в активную позицию в воспитании детей. Это способствует освоению единой системы ценностей родителями и детьми, организации эффективного общения, активного взаимодействия между взрослыми и детьми.

Занятия проводятся в активных формах на основе методологии

Истоковедения. Это нетрадиционные формы работы с родителями и детьми.

Каждое занятие имеет определенную структуру:

  • Вначале занятия педагог произносит Вводное слово, чтобы настроить родителей на тему разговора;
  • Далее родителям предлагается познакомиться с книгой для развития, а затем выполнить ряд заданий для осмысления, для того, чтобы понять, как заниматься по ней дома вместе с детьми. В книгах содержится система ценностей и категорий, которую необходимо усвоить взрослым и детям, а также предусмотрена система заданий, способствующая организации и развитию общения между родителями и детьми.
  • Итогом работы по каждой теме является активное занятие: ресурсный круг, работа в паре, в четверке, микрогруппе. Это необходимо для создания благоприятной для общения, доверительной обстановки, что позволяет развивать стержневую основу личности и систему духовно-нравственных и социокультурных ценностей, а также способствует приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков.

Каждое активное занятие предлагает этапы работы, соблюдение которых является необходимым условием для получения положительных результатов совместной работы с родителями.

1. Во время проведения подготовительного этапа педагог предлагает родителям прочитать «Слово к родителям» в книге для развития по теме, где раскрывается смысл важнейших нравственных категорий, заложенных в программе. На подготовительном этапе происходит присоединение к теме. Данный этап необходим для создания атмосферы доверия, психологически комфортной обстановки, взаимопонимания, взаимоуважения, а также для мотивации участников на предстоящую работу.

2. Основной этап направлен на осмысление главной идеи книги и способствует накоплению социокультурного опыта у каждого участника.

В основном этапе поочередно задаются вопросы по теме. Дается некоторое время на их осмысление и поиск ответов. Участники высказываются по кругу по часовой стрелке. Принимаются все ответы, замечания по поводу неточных ответов – отсутствуют. Выслушав все мнения участников, педагог обобщает высказывания и акцентирует внимание на положительном социокультурном опыте.

3. Заключительный этап включает в себя рефлексию. (Совместное положительное оценивание результатов работы). Родителям предлагается высказать свое мнение по обсуждаемой теме. У родителей развивается способность анализировать собственный опыт. В анализе акцент делается на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научиться в будущем. Педагог подчеркивает важность результатов совместной работы. В процессе разговора развивается мотивация на дальнейшую работу с книгой.

Итоговый вопрос, который задается участникам на заключительном этапе, наводит всех на важный результат всего разговора, на получение и осмысление социокультурного опыта.

Благодаря открытой коммуникации, каждый имеет возможность обменяться своими знаниями. Родители учатся слушать и слышать друг друга, делиться имеющимся опытом в воспитании детей, у них формируется умение приходить к согласию, принимать совместные решения.

Активное взаимодействие с ребенком в условиях дошкольной организации, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяет взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

В активных формах обучения педагог такой же участник общения, как и родители. Спокойная интонация располагает родителей к доверительному разговору. Педагог видит, чувствует и слышит каждого сидящего в круге. Он делится с родителями своими мыслями, чувствами, с пониманием выслушивает собеседников, поддерживает словом, взглядом, жестом. Существующая открытая коммуникация между всеми участниками воспитательного процесса способствует появлению взаимного доверия у воспитателей и родителей. Каждый имеет возможность обменятся знаниями, опытом, чувствами и прийти к понимаю того, что у всех в опыте много общего и совместными усилиями можно найти способы решения сложных педагогических проблем. У родителей развиваются навыки общения, способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей. В результате освоения положительного опыта развивается ресурс успеха каждого участника воспитательного процесса.

Осмысление содержания книг для развития детей дошкольного возраста приводит родителей к понимаю необходимости работы с данными книгами вместе с ребенком. Размышление о жизненных ценностях, о их роли в жизни каждого человека становятся воспитательным ориентиром для родителей в сложном современном мире. Родители благодаря книгам для развития приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей. Это является основанием для развития между ними теплых доверительных отношений, появления мотивации к взаимодействию.

С целью эффективной организации работы с родителями на занятиях по программе «Моя семья» воспитателю необходимо познакомиться с «Методическими рекомендациями к использованию комплекта книг для развития детей дошкольного возраста по программе духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки».

Свою работу в этом направлении необходимо начать с изучения алгоритма работы педагога по реализации программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования, которую предлагает Ольга Сергеевна Абрамова, методист «Истоковедения» Издательского дома «Истоки», автор-составитель книг для развития детей дошкольного возраста и методического пособия «Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» во ФГОС дошкольного образования», автор методической разработки «Мониторинг социокультурного развития ребенка-дошкольника», Почетный работник общего образования.

«Истоки» в дошкольном образовании являются пропедевтическим курсом обучения и рассчитаны на 4 года развития детей с 3 до 7 лет. По курсу пропедевтики «Истоки» разработан следующий инструментарий:

  • Программа для дошкольного образования;
  • Планы итоговых занятий с детьми 3-7 лет;
  • Комментарии и пояснительная записка к программе;
  • Методическое пособие «Активные формы обучения».

По работе с родителями разработана программа «Моя семья». Программа позволяет присоединять родителей к совместной реализации программы, объединять усилия дошкольной организации и семьи в воспитании детей.

К программе также разработан комплект книг для развития детей 3-4, 4-5, 5- 6, 6-8 лет. В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями по подготовке к итоговым занятиям по программе.

Основная цель книг этого комплекта – создать условия для приобщения детей и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации, а также единый контекст воспитания и общения в дошкольной организации и семье.

Для развития творческих способностей разработаны альбомы для рисования детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет.

Основная цель альбомов для рисования – закрепить освоенные духовно – нравственные и социокультурные категории курса пропедевтики «Истоки», создать условия для развития активной самореализации и творческого потенциала ребенка – дошкольника, предоставить ему возможность выразить свои чувства, эмоции, мысли и переживания в рисунке.

Алгоритм работы педагога с образовательным инструментарием выглядит следующим образом:

ШАГ ПЕРВЫЙ «Начни с себя»

Первый шаг включает самообразование и самоподготовку педагога по освоению и осмыслению темы месяца.

Для этого воспитателю целесообразно:

  • проработать программу «Социокультурные истоки» в соответствии с темой месяца;
  • изучить пояснительную записку и комментарии к программе;
  • ознакомиться с методическими рекомендациями к очередной книге для развития детей;
  • прочитать и поразмышлять над этой книгой для развития вместе со вторым воспитателем;
  • продумать изменения в развивающей предметно – пространственной среде группы;
  • ознакомиться с альбомами для рисования по программе.

ШАГ ВТОРОЙ «Вовлеки педагогическое сообщество»

Для этого целесообразно:

  • изучить имеющийся примерный план интеграции деятельности воспитателей группы и педагогов – специалистов дошкольного учреждения (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре по программе «Социокультурные истоки»;
  • внести в него коррективы в соответствии с условиями своей дошкольной организации;
  • спланировать интегративное взаимодействие воспитателей, педагогов –специалистов и родителей в течение месяца по программе;
  • скорректировать планы воспитательно-образовательной деятельности педагогов – специалистов дошкольной организации по программе;
  • скоординировать действия воспитателей группы и педагогов – специалистов дошкольного учреждения по проведению мониторинга духовно-нравственного развития детей.

ШАГ ТРЕТИЙ «Присоедини родителей»

Для этого целесообразно:

  • проработать социокультурные тексты, сделать из них выборку для осваиваемой темы и поместить в раздел «Слово к родителям» информационного стенда (экрана);
  • оформить в приемной комнате информационный стенд «Социокультурные истоки», предоставив родителям полную информацию о работе по программе в течение месяца (поместить дополнительную информацию по теме, дать рекомендации и задания для семейного чтения книг для развития, уточнить дату и время проведения итогового занятия с детьми, пригласить к участию родителей, предложить выучить с ребенком к занятию потешки, стихи, загадки, пословицы, поговорки и др.);
  • продумать и оформить полезные советы по организации семейного
  • чтения серии книг для развития детей дошкольного возраста;
  • изучить методические рекомендации к системе занятий с родителями по своей возрастной группе;
  • оформить семейные пригласительные билеты для участия в совместных итоговых занятиях;
  • подготовить и провести активное занятие с родителями в соответствии с планом реализации системы взаимодействия «Моя семья», завершить занятие чаепитием;
  • в соответствии с темой месяца вместе с родителями внести изменения в развивающую предметно – пространственную среду группы. (Организовать выставку книг, семейных реликвий, изделий декоративно – прикладного искусства; создать макет; разместить в пространстве группы семейные фотографии; внести репродукции картин отечественных классиков живописи и др.).

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ «Организуй образовательную деятельность»

Для этого целесообразно:

  • спланировать образовательную деятельность с детьми и их родителями на основе интегративного подхода на предстоящий учебный месяц;
  • совместно с педагогами – специалистами в течение месяца проводить работу с детьми по освоению социокультурной или духовно – нравственной категории и осмыслению книг для развития в процессе организации различных видов детской деятельности;
  • провести в последнюю неделю месяца активное занятие с детьми на основе имеющихся планов итоговых занятий по курсу пропедевтики «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».

ШАГ ПЯТЫЙ «Проанализируй результат»

Для этого целесообразно:

  • проанализировать полученные результаты деятельности по программе за прошедший месяц; сравнить с проектируемыми целями и задачами работы;
  • провести два раза в год (январь и май) мониторинг социокультурного развития детей своей группы, используя инструментарий (Истоковедение, том 15, издательский дом «Истоки», 2013);
  • занести данные мониторинга в Дневники развития детей по Истокам;
  • отметить: за счет чего были получены положительные результаты, чего не удалось достичь и почему, что в образовательной деятельности необходимо изменить;
  • проследить динамику социокультурного развития детей в процессе проведения активных занятий на основе пяти аспектов качества: содержательного; коммуникативного, управленческого, психологического, социокультурного, используя методическую разработку по мониторингу;
  • проанализировать уровень присоединения и включенности родителей группы в реализацию программы;
  • наметить пути выхода к ситуации общего успеха.

Результатом такой системной целенаправленной работы является интеграция дошкольной организации и Семьи, создание единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольной организации.

Успешность реализации любой образовательной программы обеспечивает системная, методически грамотная, интегрированная, специально организованная педагогическая деятельность воспитателя с детьми, родителями и представителями ближайшего социума.

Воспитатель в Истоках — наиважнейшее звено в цепи образования. На него возложена основная миссия за целостное развитие ребенка-дошкольника. Воспитатель призван профессией быть у истоков детства, а, значит, быть ответственным за воспитание человека, гражданина и патриота. Именно поэтому не только на ребенка, но и на развитие родителей воспитанников, педагога и коллектива в целом направлена программа «Социокультурные истоки».

Для достижения положительного результата воспитатель, ведущий за собой ребенка и его семью, должен уметь:

  • выстраивать приоритеты деятельности;
  • хорошо знать концептуальные положения и содержание реализуемой программы;
  • ясно ставить перед собой, детьми и родителями образовательные цели и задачи;
  • четко представлять целевые ориентиры дошкольного образования, на которые он в образовательной деятельности вместе с родителями будет опираться;
  • осуществлять эффективное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;
  • владеть современными педагогическими технологиями, методами, приемами и образовательным инструментарием;
  • создавать соответствующую среду развития детей.

Иными словами, сегодняшний педагог должен быть стратегом и тактиком в образовании в одном лице.