Первоклассник другой?

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: дети, первый урок


С каким же любопытством и страхом входят будущие.., нет, теперь уже не будущие, а первоклассники в свой класс! С какой надеждой и тревогой смотрят на своего первого учителя и будущих товарищей, а может и лучших друзей. С каким нетерпением ждут начала первого, в их жизни урока. И в их очень любознательных глазах «читается»:

- А вдруг я не справлюсь?

- А если мне не понравится?

- А вдруг, я другая или другой?..

Конечно другой, ты индивидуальный, не похожий не на кого и что же в этом плохого?

Это же замечательно! Только ты можешь быть лучшим в чем то своем и как же важно, чтобы родители, учителя, школа (а они могут) в этом помогла, чтобы она научила не отказываться от традиций, а поддерживать их и продолжать, ведь именно это и есть связь поколений. Очень просто разрушить, сказать-«нам этого больше не надо», ведь намного проще ничего не делать, чем отстаивать и защищать. Ведь традиции, они просто так существовать не будут, это труд и кто то его должен выполнять.

Это очень важно! Это связь времен и поколений. Это наша история и наши родные. Это связь, которая нас поддерживает и делает сильнее. Это праздники, которые повторяются каждый год и приносят нам очень много положительных эмоций и ожиданий. Ведь если ты точно знаешь, что в этот день будет что-то, что оставило в твоей душе теплые и радостные воспоминания, то ты с нетерпением будешь ждать повторения этого, а потом обязательно делиться своими эмоциями с окружающими.

Конечно, ты другой и абсолютно не важно, как и через что ты это проявляешь, через розовые волосы или необычную стрижку, через интересные идеи или творчество, через свою силу и ловкость или свои интеллектуальные возможности, ведь самое главное, что это помогает тебе раскрываться, собирать вокруг себя единомышленников, генерировать свои идеи, поддерживать свой настрой. Почувствовать себя интересным, для себя и окружающих личностью, которой будет всегда не скучно как с другими, так и с самим собой. Ведь твой внутренний мир безграничен.

Школа, как же много ты можешь дать и как много поползновений «обрубить» еще в самом начале, не дав им развиться, в той степени, в которой это было заложено природой. И как же важна школа, учитель, ведь именно в младшей школе, будет заложено умение учиться, дружить, общаться, проявлять себя или бояться всего и быть неуверенным.

Итак, они входят в класс, в ожидании чуда и встречи друга, который будет с ними все 4 года, а возможно и на протяжении всей его жизни и на которого можно будет положиться. И как же важно нам с вами, научить детей не только учиться, хотя это очень важно, но и дружить, доверять, помогать, быть счастливыми и открытыми и видеть мир, со всеми его яркими красками, различными гранями и формировать свое, возможно отличное от других, но это не значит что не верное, свое мнение.

Ведь каждый ребенок индивидуален, кто-то прекрасно рисует, а кто-то пишет стихи, у кого-то математический склад ума, а кто-то лирик, кто-то застенчив, а другой лидер. И все эти «супер» дети собрались в одном классе и создали прекрасный коллектив, в котором каждому есть чему поучиться или научить друг друга и учитель с родителями, это тоже часть этого же коллектива, при том равноправные. Они тоже каждый день учат и учатся у детей и друг у друга и учатся не только, да и не столько, школьным предметам, а и взаимоотношениям и открытому детскому взгляду на мир и многому другому.

Первый урок! Они ловят твой взгляд и пытаются тебя «прочесть», да, они беглым взглядом уже осмотрели класс и одноклассников, но основное внимание сегодня приковано к тебе. И ты, пытаешься, вглядываясь в них, понять, кто чем индивидуален и чему в это году они научат тебя, а ты их? Сколько всего, помимо школьной программы, хочется им дать, донести до них свои мысли и чувства, а уж насколько они правильные, это и решите вы, только вместе.

Например, обсуждая с детьми, тему взросления, мы пришли к твердому заключению, что взрослый человек несет ответственность за свои действия, способен на взаимовыручку и на помощь. Решительно взявшись за дело, у детей так всегда (потом можно забыть), ребята сказали, что сегодня же вечером они наведут порядок в своих комнатах, ведь беспорядок то навели они, а человек взрослый несет ответственность за свои действия, значит надо исправлять. И конечно же они вечером помогут родным (чаще маме), ведь человек взрослый способен на взаимовыручку и помощь, а они же взрослые. Я с нетерпением ждала результатов, а получив их на следующий день, была несколько озадаченна.

Поясню, что мы с ребятами договорились, что они сами предлагают помощь, а не заявляют твердым тоном, что это мы с Галиной Сергеевной в школе решили и мне это надо сделать, ведь смысл был не в этом. Не в единовременном выполнении задания из школы, в этом случае они бы пришли из дома гордые и «взахлеб» рассказывали, что именно они сделали. А похваставшись, отложили бы все свои «подвиги», до следующего задания из школы. А нам с ребятами хотелось, чтобы они сами увидели, заметили, что мама устала и нужно помочь или просто что вдвоем делать что то значительно легче и веселее, а бабушка очень обрадуется приготовленной внуком чашечке чая, специально для нее. И после помощи «от души» родители, конечно же похвалят ребенка и ему непременно захочется это повторить. Но вышло все несколько иначе, за редким исключением. Придя домой со школы, ребята обнаружили уже убранные комнаты, ведь родители понимали, что у ребенка праздник – первый день в школе и конечно же тоже хотели сделать детям приятное, а от помощи мама отказалась, так как сказала, что лучшая помощь – это не мешать и она значительно быстрее и лучше со всем справиться сама.

И это конечно же научило нас многому, особенно меня), диалог нужно вести со всеми сторонами. С ребятами мы, конечно же обсудили это и поняли, что просто был праздничный день для них и родители, как взрослые люди тоже умеют приходить на выручку и конечно же хотели как лучше, чтобы праздник детям понравился и что нам надо брать с них пример. И мы обязательно будем продолжать наши начинания. Второй раз я подошла к этому вопросу уже с учетом своих новых знаний и ошибок).

Вот что значит первое общение и это очень важно как для тебя, так и для них. Ты пытаешься до них «донести», что важно уважать друг друга, важно умение слушать и слышать собеседника, умение дискутировать и с учителем тоже, ведь только в дискуссии находятся нужные аргументы, ведь ответ у доски, это не только заученные знания, но и рассуждения, я часто бываю «не согласна» с кем-то, только ради того, чтобы услышать аргументы в защиту его высказывания. Ведь именно умение аргументировать приводить доводы и ведет к «качественному диалогу», не просто к фразам «я думаю так, и все!», «а я так не думаю!», вряд ли из такого диалога кто-то «вынесет», что то новое, интересное для себя, вероятнее всего они просто поссорятся и на этом все и закончится. А вот приводя доводы, собеседник может узнать что-то новое, и под их «тяжестью» изменить или скорректировать свою точку зрения. И мне кажется, это хорошо, это развитие. Важно не бояться высказывать свое мнение, ведь именно твое мнение может быть самым интересным или правильным, в этом конкретном случае. И уже с бО? ? льшим спокойствием или уверенностью в своих силах, ребенок следующий раз уже более уверенно будет высказываться и с бО? льшим интересом слушать своего оппонента, просто потому, что будет понимать, как важно для него было, чтобы его выслушали и что человек не всегда прав на 100% и может быть и другая точка зрения. Что он, мог быть прав в данном конкретном случае, а следующий раз вполне может быть чуть больше прав собеседник. Это все очень тонкие «грани» сквозь которые можно «уйти как в плюс, так и в минус», можно сильно загордиться и больше не услышать своего собеседника, а можно разувериться в своих силах, но это очень важно. И именно сейчас важно присутствие взрослого в этих диалогах, учителя, родителя, чтобы научить ребят всему этому. И тогда мы будем более спокойны за них.

Итак, к чему же я все это «вела»? Дорогие родители, любите и уважайте ваших детей, прислушивайтесь к ним, старайтесь поддерживать их в различных начинаниях и больше хвалить. Я обычно на первом собрании с родителями будущих моих первоклассников, обязательно прошу родителей первые полгода детей только хвалить и не важно, как у них дела с учебой, мы все подкорректируем, но чуть позже. Первые полгода, это «ощущение» школы, понимание «нравится тебе там или нет?», вы поймите, что у них и так стресс, они пришли в абсолютно незнакомое место, в котором и люди то почти все незнакомые (это повезло, если кто то попал в этот же класс из его сада или с детской площадки), вспомните свои ощущения, когда Вы устраивались на новую работу. Правда неуютно? А вы взрослые, у вас эмоциональное состояние намного стабильнее и вы умеете уже с этим справляться, а ребенок? Они в этом возрасте еще эмоционально незрелые и им очень сложно. Постарайтесь сделать так, чтобы он не боялся рассказывать вам обо всем, что с ним происходило в школе и как он себя при этом чувствовал.

А что же сказать учителям? Для меня было наверное самое важное, это заслужить доверие ребенка, чтобы он понял, что учитель – друг, а не монстр, которого нужно бояться. Понял, что учиться можно очень интересно, чтобы он бежал в школу, ждал урока, спрашивал «а что у нас сегодня нового будет»? Знал, что в школе не только изучают школьную программу, но и помогают развивать их таланты, а это очень многогранное понятие.

Да, этот день не посвящен обычным школьным предметам, это было знакомство, но как же я люблю такие дни. Мы говорили о Родине, семье, взаимоотношениях и еще много о чем, что волновало моих оппонентов).

А для родителей и для меня наверное самое важное, что я услышала, когда ребята вышли из школы и на вопрос встречающих «ну как?», ответили «там здорово!».