Образовательная экскурсия как средство формирования действия поиска и выделения необходимой информации у обучающихся начальной школы

Разделы: Начальная школа

Классы: 3, 4

Ключевые слова: действие поиска, выделение необходимой информации


В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) важное место занимают требования к результатам обучения: «Требования Стандарта являются основой для формирования системы государственного контроля и оценки качества образования» [1, c. 5]. Формирование предметных, метапредметных и личностных результатов происходит не только в урочное, так и во внеурочное время. Цель урочной и внеурочной деятельности, является одинаковой. Ее суть сводится к развитию умственных способностей каждого из обучающихся.

Одной из актуальных форм внеурочной деятельности выступает образовательная экскурсия.

Согласно Григорьеву Д.В. и Степанову П.В., образовательная экскурсия относится к туристско-краеведческой деятельности и является инструментом для формирования воспитательных результатов у обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности [3, c. 15].

Н.М. Верзилин и В.М. Корсунская дают следующее определение образовательной экскурсии: «Экскурсия – форма учебно-воспитательной работы с группой или группой обучающихся, проводимой вне занятий с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору преподавателя по темам, связанным с программой» [2, с. 259–260]. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами, реализуемые во время образовательных экскурсий. Помимо воспитательного потенциала, образовательная экскурсия имеет еще и развивающий, познавательный. Это обусловлено тем, что обучающиеся во время образовательной экскурсии являются не объектами процесса, а субъектами, то есть обучающиеся могут принимать участие или же являться организаторами образовательных экскурсий. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что образовательная экскурсия оказывает положительное влияние на формирование образовательных результатов младших школьников.

Малое автономное образовательное учреждение «Лицей №1» (Далее – МАОУ «Лицей №1») сформулировало технический заказ, в соответствии с которым необходимо разработать образовательные экскурсии на материале о Красноярском крае, которые будут способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы. Проанализировав данный заказ, мы приняли решение, что в процессе организации и проведения образовательных экскурсий будем заниматься формированием такого познавательного универсального учебного действия, как поиск и выделение необходимой информации.

«Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена» [4, с. 4]. Действие поиска и выделения необходимой информации является элементом информационной грамотности.

ФГОС НОО с целью развития обучающихся одним из требований выдвигает информационную грамотность. В разделе «Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» ФГОС НОО зафиксированы результаты, отражающие информационную грамотность:

«…использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета…» [1, с. 11].

В 3 «Б» классе МАОУ «Лицей №1» нами была проведена диагностическая работа по литературному чтению. Работа взята с сайта Московского центра качества образования (МЦКО) и проводится, в-третьих, классах в рамках внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). Согласно документу, назначение данной работы следующее: «Диагностическая работа проводится с целью определения уровня сформированности у учащихся третьих классов познавательных универсальных учебных действий по работе с информацией и чтению» [5, c. 1].

Содержание и структура диагностической работы представлена следующим образом: «…Вариант состоит из двух блоков (блок – это текст и задания к нему). Один из блоков включает составной информационный текст и 8 заданий к нему, другой – художественный текст и 10 заданий к нему.

Содержание работы соответствует возрастным особенностям учащихся 3-го класса.

В каждом варианте используются задания различного типа:

  • 11 заданий с выбором единственного верного ответа из четырёх предложенных;
  • 5 заданий с кратким ответом (задания с выбором нескольких верных утверждений и задания, ответом на которые является слово или число);
  • 2 задания с развёрнутым ответом, в которых требуется самостоятельно написать ответ» [5, с. 2].

Количество обучающихся в классе: 32 человека.

Проанализировав ответы обучающихся к заданиям диагностической работы, мы сделали выводы относительно уровня сформированности универсальных учебных действий, связанных с работой с информацией.

Полученные данные позволяют судить о том, что обучающиеся плохо справились с заданиями, направленными на проверку следующих умений относительно заданий, направленных на проверку следующих умений:

  • ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию (50% (16 человек) обучающихся класса не справились с заданием);
  • формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод (справился 31% (10 человек) обучающихся класса);
  • упорядочивать, ранжировать и группировать информацию (44% (14 человек) обучающихся класса справились с заданием).

Все эти универсальные учебные действия включены в структуру информационной грамотности. Исходя из результатов, в 3 «Б» классе МАОУ «Лицея №1» требуется работа по формированию информационной грамотности. Для формирования информационной грамотности требуется очень много ресурсов, один из главных – время, которое в нашем случае имеет ограниченное количество. Исходя из этого, мы одно, составляющее информационную грамотность, звено – действие поиска и выделения необходимой информации.

Для того, чтобы решить данную проблему, нами был разработан план экскурсий. Тематика образовательных экскурсий связана с ранней профессионализации младших школьников. В современных условиях проблема профессиональной ориентации приобретает особую актуальность. Сегодня каждому необходимо владеть информацией о себе (своих уровне знаний и умений и др.), меняющемся мире профессий, ситуации на рынке труда. В выборе профессии информированность – это залог успеха, она обеспечит осознанное и обоснованное планирование профессиональной карьеры.

Во время образовательных экскурсий, каждый обучающийся будет получать информацию о профессиях Красноярского края в форме рассказа учителя, изучая текстовую информацию, просматривая видеоматериалы и иллюстрации. Осуществляя поиск необходимой информации в литературных и интернет-источниках, обучающиеся смогут самостоятельно выделять интересную, на их взгляд, информацию и презентовать ее во время образовательных экскурсий, тем самым будет осуществлено включение обучающихся в роль экскурсоводов. Несомненно, будут и посещения памятных мест, связанных с профессиями. Например, при изучении профессии «военный», обучающиеся посетят Площадь Победы (улица Шахтеров), послушают увлекательный рассказ учителя об этой профессии, а также выступят с небольшими докладами о знаменитых военных города Красноярска.

Работа с различными источниками и большим объемом информации спланирована для того, чтобы обучающиеся учились с ней работать. Обучающимся нужно будет выделять самое важное о каждой профессии, чтобы получить яркий и качественный продукт. Продуктом каждой экскурсии будет страница книжки-малышки «Энциклопедия профессий». По окончании серии образовательных экскурсий, обучающиеся могут презентовать собственные книжки-малышки.

Являясь активными участниками образовательных экскурсий, работая с информацией, осуществляя её поиск и анализ, у обучающихся будет формироваться действие поиска и выделения необходимой информации.

Таким образом, нам удалось обозначить дальнейший план работы, направленный на организацию и проведение образовательных экскурсий, способствующих формированию универсального учебного действия поиска и выделения необходимой информации. Осталось лишь реализовать план на практике.

Список библиографических источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Приложение] // Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Министерство образования и науки РФ. 2009. 41 с.
  2. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Верзилин Н.М., Корсунская В.М. «Просвещение». М.: 2010.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор / Григорьев Д.В. и Степанов П.В. – Москва: Просвещение, 2010. 223 с.
  4. Примерные программы начального общего образования: в 2-х ч.: ч. 1. М.: Просвещение, 2010. 317 с.
  5. 100 баллов. Московский центр качества образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://100balnik.com. – Заглавие с экрана. (Дата обращения 03.03.2020).