Олимпиада как средство оценивания результатов обучения английскому языку

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 3, 4, 5, 6

Ключевые слова: «Contest of Prestige», предметная олимпиада, дистантная, Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку


Современная система образования предъявляет требования к результатам обучения английскому языку, оценить которые не всегда представляется возможным в рамках урочной деятельности. Современное образование основано не только на передаче знаний и умений от учителя к учащемуся, но и на развитии личностных качеств учащихся, развитии их фундаментальных навыков и умений, а так же на становлении их учебной самостоятельности. Появляется необходимость кардинально изменить и систему оценивания для того, чтобы она была способна охватить весь перечень оцениваемых результатов. Следовательно, оценивание будет иметь принципиально иную цель и структуру. Разработка такой системы оценивания является актуальной проблемой современного образования.

На данном этапе, в образовании, для оценивания достижения результатов, используются разнообразные формы, одной из которых является олимпиада. В своем исследовании мы анализировали и сравнивали популярные олимпиады (очные и дистантные). В ходе исследования нам удалось принять участие в организации городского этапа открытого интеллектуального конкурса по английскому языку «Contest of Prestige» среди команд школьников 3–6-х классов.

Мы рассматриваем олимпиаду по английскому языку как способ оценки достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Предметная олимпиада — это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.

Олимпиады проводятся с целью выявления наиболее талантливых учащихся в различных областях науки, предоставления возможностей всем желающим учащимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования, привлечения учащихся к научно-исследовательской работе.

Проводимое исследование состоит из теоретической и практической части. В первую очередь были изучены требования, предъявляемые к результатам обучения по английскому языку. Для этого был проанализирован Федеральный Государственный стандарт начального общего образования, выделены метапредметные, предметные и личностные результаты, которых необходимо достичь при изучении иностранного языка. Исходя из анализа, мы можем сказать, что ФГОС НОО и ООП НОО по иностранным языкам предъявляют широкий список требований к результатам обучения. Чтоб доказать, что данные требования были выполнены, необходимо правильно оценить результаты обучения. Единого инструмента оценки на данный момент в начальной школе не существует. Поэтому олимпиады и являются таким общим, единым инструментом оценки результатов пока не всех, а только лучших учащихся.

С целью изучения олимпиады как способа оценивания был проведен сравнительный анализ олимпиад двух видов: очной – “Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку”, и дистантной – “BritishBulldog”. Заочная олимпиада “Britishbulldog” была выбрана неслучайно, практически все школы города участвуют в данной олимпиаде и результаты участия учитываются в рейтинге школ.

В результате анализа были выделены существенные различия:

- олимпиада «BritishBulldog» оценивает только предметные результаты, в то время как «Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку» оценивает предметные и метапредметные результаты, такие как умение работать в команде и регулятивные универсальные учебные действия;

- все задания «Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку» взаимосвязаны и объединены общей темой (в декабре 2018 года тема олимпиады – «Динозавры»). В заданиях олимпиады «BritishBulldog» общей тематики нет, каждое задание составлено на отдельную тему;

- участие в «BritishBulldog» всегда индивидуально, а во «Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку» – командное, работа всегда групповая;

- задания олимпиады «BritishBulldog» представлены исключительно в тестовой форме, в то время как «Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку» отличается многообразием форм проведения конкурсных испытаний, с использованием аутентичных текстовых, аудио- и видеоматериалов;

- «Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку» проверяет лексику и грамматику не напрямую. Они запрятаны в заданиях по чтению;

- во «Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку» письмо не вынесено в виде отдельного занятия, как в «BritishBulldog» а проверяется на протяжении всей олимпиады, как средство понимания языка.

Данные особенности Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку позволяют оценить достижение метапредметных результатов обучения английскому языку в начальной школе.

В ходе исследования мы участвовали в проведении «Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку», было проведено интервью с организатором данной олимпиады, анкетирование учащихся 4-го класса и анализ заданий олимпиады для начальной школы, ее документов. Проанализировать результаты проведения олимпиады не было возможным.

Анкетирование участников олимпиады было направлено на выделение затруднений при выполнении заданий, а также причин их появления.

В результате анкетирования были получены следующие результаты:

- раздел «аудирование» 20 % участников показался сложным, 68 % средней сложности, 12% ответили, что аудирование далось им легко; 41% учащихся поняли полностью прослушанный текст, 52 % поняли о чем примерно говорилось, 7 % поняли отдельные слова и предложения;

- раздел «чтение и письмо» для 45% участников задания были сложными, 49 % средней сложности и 6 % учащихся задания дались легко; 55 % участников полностью выполнили задания данного раздела, 39 % участников выполнили около половины заданий, 6 % выполнили 1–2 задания;

- раздел «говорение» для 40 % участников задания были сложными, 56 % средней сложности и 4 % учащихся задания дались легко; 18 % участников пересказали рассказ с деталями и выразили свое мнение; 70 % кратко пересказали рассказ, 12 % затруднились пересказать.

На вопрос: «Сталкивались ли вы с подобными заданиями в школе?» 61 % ответили «да», 39 % дали отрицательный ответ.

По результатам данного анкетирования, можно сделать вывод о том, что наиболее трудным разделом для участников являлся раздел «говорение», который требовал подготовки в группе (обсуждение сначала проходило внутри малых групп (4–5 человек)). Однако, дети, выполняющие подобные занятия на базе школы, легко справились с заданием. Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходимо развивать метапредметные навыки учащихся не только посредством олимпиад, а также на уроках английского языка.

Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897).
  2. http://russian-kenguru.ru/konkursy/british-bulldog – задания и информация об олимпиаде «BritishBulldog»
  3. Положение об олимпиаде «Английский язык в начальной школе» среди 2–4-х классов образовательных учреждений г. Красноярска (утверждено МАОУ ДО «Центр творческого образования «Престиж». 2018 г.)
  4. Концепция региональной системы оценки качества начального общего образования в Красноярском крае (Утверждено Министром образования Красноярского края С.И. Маяковская. 2015 г.)