Урок по физике в 8-м классе. Тема: "Электричество в нашей жизни"

Разделы: Физика

Класс: 8

Ключевые слова: электричество, Декарт, Андре-Мари Ампер, Джоуль Джеймс Прескотт, ампер


Цель: повторение и систематизация основных понятий темы, законов постоянного тока.

Задачи.

  1. Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме «Электрические явления».
  2. Содействовать в понимании практической значимости данной темы.
  3. Продолжить формирование умений анализировать информацию, формулировать выводы; развивать познавательные умения.
  4. Воспитывать самостоятельность, умение работать в группе, повысить мотивацию обучения, способствовать формированию культуры умственного труда.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

- знание основных понятий темы, законов постоянного тока, формул для вычисления физических величин;

- умение применять формулы для решения практических задач.

Метапредметные результаты:

- умение применять полученную информацию в практической деятельности, в домашнем быту.

- умение структурировать полученные знания, используя наглядные материалы.

- умение работать в группе (слушать и слышать, учитывать мнение другого).

Личностные результаты:

- умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.

- умение уважительно относиться к мнению окружающих.

- умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся.

Метод обучения: системно-деятельностный.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя.

Эпиграф:

Я мыслю, следовательно, я существую.
Декарт (Французский философ и математик, 1596–1650 гг.)

Видео «Интересные факты по электричеству».

Как вы думаете зачем изучается тема «Электричество»? Как часто в современном мире применяются полученные знания?

Ответы учащихся: Знания помогают нам обезопасить себя при использовании электрооборудования. Также знания необходимы для передачи электроэнергии на большие расстояния. Жизнь в современном мире не возможна без использования электрооборудования.

Ребята сегодня давайте вместе повторим все, что запомнили по теме «Электричество».

1. «Великие умы человечества». Я вам продемонстрирую портреты ученых, которые внесли большой вклад в изучение электричества, а вы постарайтесь их узнать и правильно поднять таблички с их именами.

Демонстрируются портреты Андре-Мари Ампера, Шарля Кулона, Алессандро Вольта, Георга Ома, Эмиля Ленца, Джемса Прескотта Джоуля.

Я вам буду зачитывать вопрос, а вы дорогие друзья постарайтесь догадаться о фамилии ученого, о котором, по-вашему мнению идет речь.

  • О нем великий Максвелл сказал: «Исследования.., в которых он установил законы механического взаимодействия электрических токов, принадлежат к числу самых блестящих работ, которые проведены когда-либо в науке. Теория и опыт как будто в полной силе и законченности вылились сразу из головы «Ньютона электричества». На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был также добр и так же прост, как и велик». (Андре-Мари Ампер)
  • Он открыл один из важнейших законов – количественный закон цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал, что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления (Георг Ом)
  • Опыты и теоретические доказательства были описаны им в главном труде «Гальваническая цепь, разработанная математически», вышедшем в 1867 году. (Георг Ом)
  • В 1823–1826 гг. он принимал участие в кругосветной экспедиции в должности физика, где ярко проявился его изобретательский талант. Будучи академиком, он направляет свои исследования в область электричества. Энергетический подход к электрическим явлениям был методом его исследований. (Эмиль Христианович Ленц)
  • По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внес большой вклад в кинетическую теорию газов (Джоуль Джеймс Прескотт)
  • Он был рыцарем Почетного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (Алессандро Вольта)
  • Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 минуты, держа яйцо в руке. (Ампер)

3. Актуализация знаний: вид устного опроса.

Что называется электрическим током? (Электримческий ток — направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц.)

  • Что называется силой тока? (Сила тока показывает, какой заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени. Единица измерения силы тока в системе СИ: [I] = 1 A (ампер).
  • Каким прибором измеряют силу тока? Как он включается в электрическую цепь?
  • В каких единицах измеряется сила тока?

Что называется электрическим напряжением? (Напряжение характеризует электрическое поле, создаваемое током. Напряжение (U) равно отношению работы электрического поля по перемещению заряда к величине перемещаемого заряда на участке цепи.

 Единица измерения напряжения в системе СИ:

[U] = 1 B

1 Вольт равен электрическому напряжению на участке цепи, где при протекании заряда, равного 1 Кл, совершается работа, равная 1 Дж: 1 В = 1 Дж/1 Кл.

- Каким прибором измеряют напряжение? Как он включается в электрическую цепь?

- Каковы единицы измерения напряжения?

- Сформулируйте закон Ома. (Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого проводника и обратно пропорциональна его сопротивлению).

Общее сопротивление электрической цепи при последовательном соединении проводников определяется как сумма всех сопротивлений входящих в данную цепь.

Полное напряжение в цепи при последовательном соединении, или напряжение на полюсах источника тока, равно сумме напряжений на отдельных участках цепи …При последовательном соединении проводников сила тока во всех проводниках одинакова.

- При параллельном соединении падение напряжения между двумя узлами, объединяющими элементы цепи, одинаково для всех элементов. При этом величина, обратная общему сопротивлению цепи, равна сумме величин, обратных сопротивлениям параллельно включенных проводников. Сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединённых проводниках: I = I1 + I2

Напряжение на участках цепи АВ и на концах всех параллельно соединённых проводников одно и то же: U = U1= U2

Вызываются два учащихся, которые решают экспериментальные задачи. Остальные учащиеся на листах контроля выполняют задание «Закончить формулу».

Проверяется задание на контрольных листах. А ребята у доски делают выводы о том, что сила тока при последовательном соединении одинакова, а так же напряжение возрастает прямопропорционально силе тока.

Вашему вниманию представлены электрические цепи. При их сборе я допустила ошибки, найдите их, исправьте и опишите.

Такое соединение называется параллельным, при котором сила тока в неразветвленной части равна сумме токов I = I1 – I2. Поэтому равенство выполняться не будет.

Согласно законам последовательного соединения проводников: сила тока во всех проводниках одинакова.

Согласно законам параллельного соединения проводников:Напряжение на участках цепи АВ и на концах всех параллельно соединённых проводников одно и то же: U = U1= U2

  I = 4/2 = 2A сила тока в неразветвленной части равна сумме токов I2 = 2–1 = 1A

I = I1 = I2 = 1A

U1 = I1R1 = 1*2 = 2B

R2 = U2/I2 = 4/1 = 4Oм

Если R1 = R2 = R3 = ... = Rn, то общее сопротивление равно: 

(2+4)/2=3 Ом Для двух параллельно соединённых резисторов их общее сопротивление равно: .

R = 3*6/(3+6) = 2 Ом

R0 = R1 + R2 R0 = 5Ом

I = 5/5 = 1A

U2 = U-U1 U1 = 1*2 = 2B

U2 = 5-2 = 3B

P2 = 3*1 = 3Вт

R1 = 20/2 = 10 Ом R2 = 30/1.5 = 20Ом

4. Покажем где используются знания по электричеству в нашей жизни. Видео по разбору трех заданий ОГЭ 2020 года. Приложение

Доклады обучающихся по следующим темам: Умный дом (видео), электромобили, лампы накаливания нового поколения, преобразование солнечной энергии в электрическую.

5. Правила пожарной безопасности при пользовании электроэнергией.

  • Включайте в электросеть утюг, плитку, чайник и другие электроприборы, только исправные и при наличии несгораемой подставки. Не размещайте включенные электроприборы близко к сгораемым и деревянным конструкциям
  • Следите, чтобы электрические лампы не касались бумажных и тканевых абажуров. Не закрываете домашними предметами автотрансформатор и стабилизатор и не устанавливайте их на пол.
  • Не забывайте, уходя из дома, выключить электроосвещение и все электроприборы, в том числе и телевизор, радиоприёмник, радиолу и другие. (кроме холодильника).
  • Не применяйте большого количества соединительных шнуров и удлинителей.
  • Не допускайте одновременного включения в электросеть нескольких мощных потребителей электроэнергии (телевизор, камин, чайник и др.), вызывающих перегрузку сети.
  • Опасно промачивать электропровода, заклеивать их обоями, подвешивать на гвозди, оттягивать, завязывать в узлы. Применять ветхие соединительные шнуры, удлинители. Всё это приводит к нарушению изоляции и короткому замыканию электроприводов и горению изоляции.
  • Опасно пользоваться неисправными выключателями, розетками, штепселями, подключать оголённые концы при помощи скрутки проводов к электросети. В этих случаях возникают большие переходные сопротивления, которые приводят к сильному нагреву электроприводов и горению изоляции.
  • Серьёзную опасность представляет использование нестандартных, самодельных предохранителей («жучков»).
  • Электросеть от перегрузок и коротких замыканий защищают предохранители только фабричного изготовления.
  • Следите за исправностью и чистотой всех электробытовых приборов. К монтажу электропроводки и ремонту электроприборов привлекайте только специалистов. В этих случаях будет исключена возможность возникновения пожара от электроприборов.

6. Сдаются листы контроля. Подведение итогов.

7. Домашнее задание: Доклады обучающихся по следующим темам: Умный дом (видео), электромобили, лампы накаливания нового поколения, преобразование солнечной энергии в электрическую.

«Любители кроссвордов». При наличии оставшегося времени

Ребята, я предлагаю вашему вниманию кроссворд по теме «Электричество», в каждую клетку, включая нумерованную, надо вставить буквы, в выделенных клетках у вас должно получиться словосочетание, относящееся к электричеству.

1. Источник тока (элемент), в котором внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую.
2. Источник тока, в котором световая энергия непосредственно превращается в электрическую.
3. Чертеж, на котором изображен способ соединения электрических приборов в цепь.
4. Явление упорядоченного движения заряженных частиц.
5. Итальянский ученый построивший первый источник тока.
6. Часть электрической цепи, служащая для соединения остальных ее частей.
7. Часть электрической цепи, в которой электрическая энергия потребляется, превращаясь в другой вид энергии.
8. Часть электрической цепи, служащая для ее замыкания и размыкания.
9. Одно из мест на источнике тока, к которому присоединена клемма для включения его в электрическую цепь.
11. Материал пластины простейшего химического источника тока, которая заряжена отрицательно.
12. Итальянский ученый, в честь которого названы элементы – химические источники тока.
13. Источник тока, требующий предварительной зарядки.

Ответы на кроссворд: 1. Термоэлемент. 2. Фотоэлемент. 3. Схема. 4. Ток. 5. Вольта. 6. Провод. 7. Приемник. 8. Выключатель. 9. Цепь. 10. Полюс. 11. Цинк. 12. Гальвани. 13. Аккумулятор.

В выделенных клетках – электрическая цепь.