Смысловое чтение на уроках биологии

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Класс: 6

Ключевые слова: тенелюбивое растение, хвоинки, причины листопада, биологические особенности


Цели урока

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • взрослыми в процессе образовательной деятельности;
  • формирование основ экологической культуры.

Метапредметные:

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:

  • анализировать существующие образовательные результаты;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.

Познавательные:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • определять логические связи между предметами и явлениями;
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, преобразовывать текст в новую форму;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Коммуникативные:

  • готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и выступлении, выдвигать гипотезу и доказывать;
  • умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;
  • использовать разные информационные ресурсы для поиска информации.

Предметные:

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
  • формирование системы научных знаний о живой природе;
  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования.

Инструментарий учителя: раздаточный материал (текст, таблица для заполнения), компьютер, мультимедийная презентация, разработанная учителем.

Ход урока

Этапы урока (приложение)

1. Мотивационно-целевой этап (этап вызова), 5 мин.

Задачи этапа:

  • вызвать познавательный интерес к проблеме;
  • обеспечить эмоциональное переживание от неполноты знания вопроса;
  • организовать самостоятельную постановку цели;

2. Поисково-исследовательский этап, 20 мин.

Задачи этапа: организовать самостоятельный поиск решения проблемы;

3. Рефлексивно-оценочный этап, 10 мин.

Задачи этапа: осмысление процесса, результата учебной деятельности.

Приложение 1

Конспект урока

«Лиственница, её биологические особенности»

- Сегодня на уроке русского языка вы читали очень интересный текст.

- О чём был этот текст? (О лиственнице)

- Лиственница – это объект живой или неживой природы? (Живой)

- А как называется наука о живых организмах? (Биология)

- Что говорится о биологических особенностях лиственницы в начале текста? Давайте обратимся к первому абзацу текста. (Единственное листопадное дерево среди наших хвойных)

- Не видите ли вы здесь противоречия? Вам известно, что большинство хвойных растений вечнозелёные. А почему лиственница сбрасывает свои хвоинки на зиму?

- Может быть это связано с особенностями её строения?

Тема урока: «Лиственница».

Цель: изучение биологических особенностей растения.

- Для начала, чтобы правильно ответить на вопрос о причине листопада у лиственницы, я предлагаю поработать с текстом: прочитать, заполнить таблицу «Особенности строения вегетативных органов». (Что мы относим к вегетативным органам)

Название растения Особенности строения вегетативных органов
Корень Стебель Лист
Лиственница Корневая система стержневая, мощная, разветвлённая Стебель древесный до 50 м в длину, обхват ствола более 1 м. Высокая плотность древесины Листья – хвоинки мягкие, не имеют плотной кожицы, покрыты очень тонкой кутикулой, ярко-зелёные, сидят поодиночке (на удлинённых побегах) или пучками (на коротких побегах).

- Итак, хвоя лиственницы, оказывается, не имеет плотной кожицы, защищающей от интенсивного испарения, и восковой налёт у неё очень-очень тонкий. А это значит, что через такие хвоинки всегда будет активно идти процесс… (транспирации). И если лиственница не сбросит их, то… (высохнет и погибнет). А так она может переносить даже самые суровые морозы до –70° С.

Что касается генеративных органов, здесь тоже есть свои особенности. Мы говорили о том, что к органам размножения у растений относят цветок, плод и семя. Однако хвойные растения не образуют цветков и плодов. Вместо этих структур у лиственницы на побегах образуются шишки.

- Чтобы подробнее узнать об особенностях их строения и значении давайте вновь обратимся к тексту. Давайте попробуем восстановить «повреждённый текст».

Шишки образуются у лиственницы в лесу с ____ лет, а на открытых местах лет с ____. Мужские шишки у лиственницы жёлтые, а женские ____ или ____ Семена в них созревают к ____, обычно оставаясь в шишках до весны, а сами шишки, темнея, не опадают ещё несколько лет, придавая дереву декоративный вид. Обильные семенные годы бывают раз в ____ лет, но всхожесть семян у лиственницы ____.

Вот, оказывается, сколько биологических особенностей имеет лиственница!

- А каковы её экологические особенности? К каким условиям окружающей среды она приспособлена?

Я предлагаю поиграть в игру «Лови ошибку» (найти утверждения с биологической ошибкой и исправить их):

1. Лиственница способна выносить свирепые морозы.

2. Лиственница – тенелюбивое растение, в затенении не образует шишки и не растёт.

3. Лиственница не способна вынести загрязнённый воздух.

4. Лиственница способна расти на бедных почвах.

5. Лиственница не устойчива к сильному ветру.

6. Лиственница способна перенести засуху.

• В тексте написано: в затенении лиственница не образует шишки и не растёт.

- Объясните, почему? (Т. к. лиственница – светолюбивое растение, в её листьях – хвоинках мало хлорофилла, при недостатке света снижается интенсивность фотосинтеза, а значит, возникает дефицит питательных веществ, необходимых для роста и развития растения).

• Сказано, что лиственница устойчива к загрязнённому воздуху.

- Как вы думаете, почему?(Из атмосферы на листьях постепенно оседают вредные вещества и нарушают протекание физиологических процессов, благодаря листопаду, лиственница избавляется от этих веществ, т.о., противостоит загрязнённому воздуху)

• В тексте говорится об устойчивости дерева к ветру. Чем это обусловлено?(Развитием мощной, разветвлённой корневой системы, основательно укрепляющей растение в почве).

- Способна лиственница перенести и засуху. С чем это связано?(Со строением листьев: уменьшение размера листовой пластинки значительно снижает интенсивность испарения влаги растением).

Итак, что мы узнали сегодня на уроке? (Составление синквейна)

Цель: добиться глубокого осмысления темы.

Лиственница

Хвойная, листопаднаяыыыыыы

Растёт, доживает, сбрасывает

Устойчива к неблагоприятным условиям

Царица

Дети заполняют лист самооценки, проводят самоанализ работы на уроке.

Приложение 2

Лист самооценки

Оцени свою работу «на пути к вершине знаний».

У меня всё получилось – 3 б.

Были небольшие затруднения – 2 б.

Хотел (а) просить помощи – 1 б.

Я не принимал (а) участие в работе – 0 б.

  Вид работы Самооценка

1

Чтение текста, понимание его содержания  

2

Выполнение заданий к тексту  

3

Устная речь (ответы на вопросы учителя)  
4 Умение работать в группе  
  Итоговая оценка  

Твой результат:

0–5 б. – «Накрыло лавиной, но отступать нельзя!»

6–8 б. – «До вершины ещё долго, но я на верном пути»

9–10 б. – «До вершины ещё один перевал»

11–12 б. – «Ура! Я на вершине!»