Цели урока
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- взрослыми в процессе образовательной деятельности;
- формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Регулятивные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:
- анализировать существующие образовательные результаты;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.
Познавательные:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- определять логические связи между предметами и явлениями;
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, преобразовывать текст в новую форму;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Коммуникативные:
- готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и выступлении, выдвигать гипотезу и доказывать;
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;
- использовать разные информационные ресурсы для поиска информации.
Предметные:
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
- формирование системы научных знаний о живой природе;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования.
Инструментарий учителя: раздаточный материал (текст, таблица для заполнения), компьютер, мультимедийная презентация, разработанная учителем.
Ход урока
Этапы урока (приложение)
1. Мотивационно-целевой этап (этап вызова), 5 мин.
Задачи этапа:
- вызвать познавательный интерес к проблеме;
- обеспечить эмоциональное переживание от неполноты знания вопроса;
- организовать самостоятельную постановку цели;
2. Поисково-исследовательский этап, 20 мин.
Задачи этапа: организовать самостоятельный поиск решения проблемы;
3. Рефлексивно-оценочный этап, 10 мин.
Задачи этапа: осмысление процесса, результата учебной деятельности.
Приложение 1
Конспект урока
«Лиственница, её биологические особенности»
- Сегодня на уроке русского языка вы читали очень интересный текст.
- О чём был этот текст? (О лиственнице)
- Лиственница – это объект живой или неживой природы? (Живой)
- А как называется наука о живых организмах? (Биология)
- Что говорится о биологических особенностях лиственницы в начале текста? Давайте обратимся к первому абзацу текста. (Единственное листопадное дерево среди наших хвойных)
- Не видите ли вы здесь противоречия? Вам известно, что большинство хвойных растений вечнозелёные. А почему лиственница сбрасывает свои хвоинки на зиму?
- Может быть это связано с особенностями её строения?
Тема урока: «Лиственница».
Цель: изучение биологических особенностей растения.
- Для начала, чтобы правильно ответить на вопрос о причине листопада у лиственницы, я предлагаю поработать с текстом: прочитать, заполнить таблицу «Особенности строения вегетативных органов». (Что мы относим к вегетативным органам)
Название растения | Особенности строения вегетативных органов | ||
Корень | Стебель | Лист | |
Лиственница | Корневая система стержневая, мощная, разветвлённая | Стебель древесный до 50 м в длину, обхват ствола более 1 м. Высокая плотность древесины | Листья – хвоинки мягкие, не имеют плотной кожицы, покрыты очень тонкой кутикулой, ярко-зелёные, сидят поодиночке (на удлинённых побегах) или пучками (на коротких побегах). |
- Итак, хвоя лиственницы, оказывается, не имеет плотной кожицы, защищающей от интенсивного испарения, и восковой налёт у неё очень-очень тонкий. А это значит, что через такие хвоинки всегда будет активно идти процесс… (транспирации). И если лиственница не сбросит их, то… (высохнет и погибнет). А так она может переносить даже самые суровые морозы до –70° С.
Что касается генеративных органов, здесь тоже есть свои особенности. Мы говорили о том, что к органам размножения у растений относят цветок, плод и семя. Однако хвойные растения не образуют цветков и плодов. Вместо этих структур у лиственницы на побегах образуются шишки.
- Чтобы подробнее узнать об особенностях их строения и значении давайте вновь обратимся к тексту. Давайте попробуем восстановить «повреждённый текст».
Шишки образуются у лиственницы в лесу с ____ лет, а на открытых местах лет с ____. Мужские шишки у лиственницы жёлтые, а женские ____ или ____ Семена в них созревают к ____, обычно оставаясь в шишках до весны, а сами шишки, темнея, не опадают ещё несколько лет, придавая дереву декоративный вид. Обильные семенные годы бывают раз в ____ лет, но всхожесть семян у лиственницы ____.
Вот, оказывается, сколько биологических особенностей имеет лиственница!
- А каковы её экологические особенности? К каким условиям окружающей среды она приспособлена?
Я предлагаю поиграть в игру «Лови ошибку» (найти утверждения с биологической ошибкой и исправить их):
1. Лиственница способна выносить свирепые морозы.
2. Лиственница – тенелюбивое растение, в затенении не образует шишки и не растёт.
3. Лиственница не способна вынести загрязнённый воздух.
4. Лиственница способна расти на бедных почвах.
5. Лиственница не устойчива к сильному ветру.
6. Лиственница способна перенести засуху.
• В тексте написано: в затенении лиственница не образует шишки и не растёт.
- Объясните, почему? (Т. к. лиственница – светолюбивое растение, в её листьях – хвоинках мало хлорофилла, при недостатке света снижается интенсивность фотосинтеза, а значит, возникает дефицит питательных веществ, необходимых для роста и развития растения).
• Сказано, что лиственница устойчива к загрязнённому воздуху.
- Как вы думаете, почему?(Из атмосферы на листьях постепенно оседают вредные вещества и нарушают протекание физиологических процессов, благодаря листопаду, лиственница избавляется от этих веществ, т.о., противостоит загрязнённому воздуху)
• В тексте говорится об устойчивости дерева к ветру. Чем это обусловлено?(Развитием мощной, разветвлённой корневой системы, основательно укрепляющей растение в почве).
- Способна лиственница перенести и засуху. С чем это связано?(Со строением листьев: уменьшение размера листовой пластинки значительно снижает интенсивность испарения влаги растением).
Итак, что мы узнали сегодня на уроке? (Составление синквейна)
Цель: добиться глубокого осмысления темы.
Лиственница
Хвойная, листопаднаяыыыыыы
Растёт, доживает, сбрасывает
Устойчива к неблагоприятным условиям
Царица
Дети заполняют лист самооценки, проводят самоанализ работы на уроке.
Приложение 2
Лист самооценки
Оцени свою работу «на пути к вершине знаний».
У меня всё получилось – 3 б.
Были небольшие затруднения – 2 б.
Хотел (а) просить помощи – 1 б.
Я не принимал (а) участие в работе – 0 б.
Вид работы | Самооценка | |
1 |
Чтение текста, понимание его содержания | |
2 |
Выполнение заданий к тексту | |
3 |
Устная речь (ответы на вопросы учителя) | |
4 | Умение работать в группе | |
Итоговая оценка |
Твой результат:
0–5 б. – «Накрыло лавиной, но отступать нельзя!»
6–8 б. – «До вершины ещё долго, но я на верном пути»
9–10 б. – «До вершины ещё один перевал»
11–12 б. – «Ура! Я на вершине!»