Особенностью содержания современного образования является формирование универсальных учебных действий в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах, что обеспечивает способность обучающегося к организации самостоятельной учебной деятельности. На данный момент важно не просто дать знания школьникам, необходимо развить умение учиться. В начальной школе в первые годы у учащегося преобладает наглядно-образное мышление. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью и наглядной опорой. Младшие школьники овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений. [2]
С развитием мышления связано возникновение
таких важных новообразований, как анализ,
внутренний план действий, рефлексия. Освоение
действий анализа, сравнения и классификации
осуществляется под руководством учителя не
только на уроках, но и на внеурочных занятиях.
Рассматривая формирование познавательных
универсальных учебных действий у обучающихся в
качестве приоритетного направления МАОУ
Лицей №1 г. Красноярска оформил технический
заказ на разработку образовательной экскурсии
на материале о Красноярском крае. На основании
данных диагностики, осуществленной
психологической службой лицея, было выявлено,
что к концу
Учитывая потребность образовательной организации, указанной в техническом заказе, была определена цель – создание программы по внеурочной деятельности «Прогулки по родному городу», направленной на освоение учащимися 2-го класса общеучебных логических действий: анализа, сравнения и классификации.
В рамках реализации дипломного проекта запланирована апробация 16 внеурочных занятий с определением деятельности обучающихся по содержательным блокам. На первых занятиях происходит определение проблемы посредством приглашения обучающихся на виртуальную образовательную экскурсию по Красноярской ГЭС. Обучающиеся освоят роль экскурсантов. Данная деятельность позволит им осознать возможность попробовать себя в роли экскурсоводов и разработать самостоятельно виртуальные образовательные экскурсии. На первых занятиях обучающиеся выполнят задание, с помощью которого определится тема объектов для разработки групповых экскурсий. Это задание основано на общеучебном логическом действии классификации. Выполнение данного задания не вызвало затруднений у школьников, однако у некоторых групп были допущены ошибки. Так, вместо 4 групп (мосты, улицы, памятники, музеи) получилось 5 (мосты, улицы, памятники, музеи, достопримечательности). Это можно объяснить тем, что некоторые достопримечательности обучающимся не были знакомы, поэтому они выделили их в отдельную группу.
Обучающимся будут предложены задания на анализ, где школьники познакомятся с особенностями подготовки к образовательной экскурсии. Обучающиеся выполнили задание по-разному, однако последовательность по составлению текста экскурсии была определена верно у всех. А именно пункты: выбрать объект экскурсии, подобрать материал, обработать материал, составить текст – были отмечены в верной последовательности. Остальные пункты (подобрать иллюстрации и разработать вопросы и задания к экскурсии) ставились либо в первую очередь, либо в последнюю. Данный блок является стартовым и от него зависит каким образом будут организованы следующие занятия.
Основной блок посвящен разработке групповых экскурсий обучающимися второго класса. Школьники создадут тексты экскурсий, выполняя задания, с акцентом на формирование таких общеучебных логических действий, как анализ, sssssисточниками информации (газетные статьи, статьи интернет-сайтов, информация из детских энциклопедий). На первых занятиях была определена тема экскурсии «Музеи Красноярска». Школьникам предлагается создать групповую экскурсию (текст на 3–4 абзаца) с определением собственной микро-темы. Тема первого абзаца предлагается в форме кроссворда. Обучающиеся разгадывают кроссворд, в ходе которого выделяется слово «Возникновение». Следовательно, второклассникам предлагается изучить информационные источники и выделить ту информацию, которая относится к возникновению музея. На следующем занятии с обучающимися будет организовано обсуждение, в ходе которого будет выявлено, что музеи могут иметь схожие и отличительные черты. Так будет предложение изучить информационные источники и определить темы, с помощью которых им предстоит рассказать о достопримечательностях. При представлении выполненных заданиях обучающиеся смогут сравнить музеи между собой.
Далее работа будет направлена на разработку заданий для экскурсантов. При проведении опроса, обучающиеся указали для кого они хотели бы провести свои экскурсии, так образовались 2 группы. Поэтому обучающиеся смогут наполнить свои экскурсии разнообразием заданий (вопросы, голосование, создание продукта, реконструкция событий). Более того, обучающиеся попробуют наполнить свои тексты, применяя методические приемы показа и рассказа, практикуемые экскурсоводами [1]. Заключительные занятия будут направлены на отработку умений младших школьников по проведению экскурсий. Необходимо заметить, что на предыдущих занятиях, где обучающиеся создают текст экскурсии по частям, на занятиях будет отведено время на представление созданных частей.
На итоговом занятии обучающиеся проведут разработанные экскурсии с приглашением родителей и учеников других классов.
Библиографический список
1. Рыжикова Ю.А. Технология организации образовательной экскурсии. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. 82 с.
2. Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова. М.: «Просвещение», 2003. 148 с.