За последнее десятилетие в сфере образования произошли значительные перемены – изменились цели и задачи начального общего образования. При окончании школы и при поступлении в другие учебные заведения, а далее при приеме на работу требуются не только хорошо обученные выпускники школ, ВУЗов, но и обладающие неординарным логическим мышлением. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляет определенные требования не только к предметным результатам, но и к метапредметным образовательным результатам. Одним из требований в метапредметной области овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов [1]. В своих работах российский психолог Айгумова Заграт Идрисовна утверждает, что логическое мышление необходимо начинать формировать в младшем школьном возрасте, потому что мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития, так как в этот период совершается переход от наглядно-образного к абстрактному (словесно-логическому) [2]. В период обучения логическое мышление корректнее можно развивать посредством познавательных УУД.
Национальный проект Российской Федерации «Образование» определяет цель проекта как «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Чтобы образование стало качественным, необходимо на одном уровне развивать и предметные, и личностные, и метапредметные образовательные результаты. Именно формирование универсальных учебных действий у обучающихся способствует получению качественного образования.
На сегодняшний день наиболее перспективным, принято считать формирование у школьников УУД, которые способствуют быстрому и качественному обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. И в более узком (психологическом) значении этот термин обосновывается как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В настоящее время происходит переосмысление роли, целей и задач математического образования. Обучение рассматривается как процесс, направленный не столько на показ знаний и умений, сколько на становление человека, обретение им своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Образование создает условия для «врастания» человека в культуру, так как именно в ней сосредоточен опыт расширения сознания.
Традиционно в системе отечественного математического образования решается задача обучения обучающихся математическим знаниям, приемам и методам, воспитания их математической культуры, а также развития логического мышления школьников посредствам математики. Для формирования логического мышления на уроках математики необходимо использовать нестандартные задания, определить решения которых возможно посредством мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, сравнение и обобщение. Например, для формирования логического мышления на уроке математики в 1-м классе мне удалось применить вот такое нестандартное задание, для которого необходимо провести действие сравнения:
Какая фигура лишняя?
При этом, как известно, первичное значение имеет формирование и развитие у младших школьников таких математических умений, знаний и навыков, которые составляют фундамент для их активной познавательной деятельности в обучении математике и другим школьным дисциплинам. А также для их дальнейшего самообразования, которые будут востребованы и найдут свое применение в их практической деятельности, то есть в решении задачи фундаментальной математической подготовки школьников.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. C. 12.
2. Айгумова З.И. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / З.И. Айгумова; под общ. ред. А.С. Обухова. М.: Издательство Юрайт, 2018. C. 234.
3. Кузнецова Е.О. Развитие логического мышления на уроках математики https://urok.1sept.ru//Развитие логического мышления на уроках математики