Цели урока: Сформировать представление о составе атмосферы, причине образования ветра, видах облаков, о погоде и климате.
Задачи:
- Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «атмосфера», её состава, значения атмосферы в жизни планеты и человечества.
- Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с различными источниками информации: географическими текстами, учебником, схемами, Интернет; делать обобщения и выводы.
- Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты:
- Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
- Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
- Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
- Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).
Формы и методы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая; объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, атласом, компьютером.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Термины на доске: атмосфера, ветер, погода, ураган, смерч.
Ход урока
1. Организационный этап
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?
(У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке определение, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор).
Например:
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
- А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок географии, мы всегда такие интересные задания выполняем.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глаза. Вижу, что вы готовы к работе. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Актуализация знаний
Учитель: На прошлых уроках мы с вами познакомились с материками и океанами Земли. Сейчас мы проверим насколько хорошо вы усвоили этот материал.
Работа с картой «Физическая карта полушарий» и атласом.
Задание 1: Узнай материк по описанию и покажи на карте.
- Это материк вечного холода и льда, расположенный на Южном полюсе, температура воздуха от -30 до – 80 жизнь невозможна, только у побережья водятся животные.
- Материк расположен в восточном полушарии, почти посередине его пересекает экватор.
Задание 2: Дайте краткую характеристику любого материка (один учащийся описывает материк, другой должен угадать его название и показать на карте).
Учитель: Ю.А.Гагарин, смотря из космоса на нашу планету, назвал ее голубой. Согласны ли вы с этим? Докажите это конкретными цифрами.
Покажите на карте все океаны, крупные моря, реки, озёра.
3. Определение темы, целей урока
Учитель: У каждого человека есть одежда, а мы на уроке будем вести разговор об одежде нашего дома, нашей планеты. Что же это за одежда? Отгадайте загадку.
Есть ли такое одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило.
Да при том не видно было.
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет.
Есть, а вроде бы и нет?!
Я думаю, что все вы догадались, о каком одеяле идет речь.
Задумывались ли вы когда-либо, почему существует жизнь на Земле?
Почему Земля - единственная из планет Солнечной системы имеет такое количество растений и животных?
Почему существует человечество?
Почему не погибло оно под смертоносным излучением невидимой энергии Вселенной?
Причиной всего этого является оболочка, которую мы сегодня и начинаем изучать.
Назовите тему урока…
Запишем в тетради: «Воздушная одежда Земли».
(учащиеся записывают тему урока в тетрадь)
4. Работа по теме урока
Учитель: - Ребята, а что вам известно о воздушной оболочке?
Задание «Корзинка идей»
- Сначала каждый учащийся вспоминает и записывает всё на отдельном листе.
- Затем происходит обмен информации в парах.
- Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение (составляется список идей)
- Все сведения складываются в «корзинку» идей.
- Все ошибки исправляются далее по мере освоения новой информации
Учитель: Давайте сформулируем цель нашего урока.
(учащиеся формулируют вопросы, на которые нужно ответить в ходе урока, определяя тем самым задачи и основные вопросы урока - образование атмосферы, состав, строение, атмосферные явления, значение).
Учитель: Воздушная оболочка Земли – атмосфера (от греч. «пар» и «шар»)
(запись определения в тетрадь)
Учитель: Атмосферный воздух - всегда вокруг нас: заполняет все трещины, щели, содержится в почве, растворен в воде. Но мы не замечаем его: он бесцветен, не имеет вкуса, запаха. Но без него мы не можем жить. Длительное время считали, что воздух - это однородное вещество. Лишь во второй половине XVΙΙΙ в. французский химик А.Левуазье установил. Что воздух - это смесь газов. Определим состав воздуха.
Задание: соотнести название газа входящего в состав атмосферы с его количеством.
- Азот - 1%
- Кислород - 78%
- Другие газы - 21%
Проверка выполненного задания осуществляется по учебнику (стр.119) либо со слайда презентации
Учитель: - Какое же значение имеет атмосфера в природе?
Чтобы выяснить значение воздуха, ребятам предлагается набор картинок на экране, анализируя которые они должны сделать соответствующие выводы.
Значение воздуха на Земле.
1. Дыхание живых организмов.
2. Защита от перегревания и от переохлаждения.
3. Защита от попадания небесных тел.
4. Защита от ультрафиолетовых лучей, губительных для всего живого.
Работа со слайдами презентации
Учитель: А сейчас я предлагаю вам немного поиграть и совершить небольшое путешествие.
Проведение игры «Вокруг света на воздушном шаре».
Условия игры: Класс делится на группы - это экипаж воздушного шара. Каждый экипаж выбирает себе маршрут в ходе выполнения определенных заданий:
Этапы игры – перелеты воздушного путешествия:
Перелет 1. «Облака»
Перелет 2. «Ветер»
Перелет 3. «Погода»
Перелет 4. «Климат»
Распределение по группам:
Загадки:
- Он гуляет на просторе.
И волнует сине море,
Он быстрее всех на свете!
Озорник веселый…(Ветер)
- Беленькие гуси
по небу летят.
Беленькие гуси
Солнце скрыть хотят…(Облака)
Ребусы:
Выполнение заданий:
Перелет 1. «Облака»
Прочитай текст учебника (стр.120). Составь схему «Образование облаков», посмотри в окно и определи вид облаков на сегодняшний день. Будь готов рассказать о них.
Перелет 2. «Ветер»
Прочитай текст учебника (стр.119). Составь краткую статью для газеты (ведь по прибытию журналисты будут брать у вас интервью) о ветре, его образовании. Будь готов прочитать свою заметку.
Перелет 3. «Погода»
Прочитай текст учебника (стр.121). Ответь на вопросы и запиши ответы в тетрадь:
- Погода – это…(определение).
- Чем характеризуется погода (перечисли элементы погоды)?
Перелет 4. «Климат»
Прочитай текст учебника (стр.122). Ответь на вопросы и запиши ответы в тетрадь:
- Климат – это…(определение).
- Чем характеризуется климат (перечисли элементы погоды)?
Каждая группа выполняет задание, по истечению время идёт обсуждение.
5. Физкультминутка
Учитель: - Сегодня в отдыхе нам поможет воздух. Все упражнения выполняются стоя.
«Упрямая свеча». Наберём в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую свечу (на счёт 1, 2, 3, 4)
Не погасла, попробуем еще раз.
«Лесной ландыш». Глубоко вдохнули аромат ландыша – выдохнули (повторить 2-3 раза).
«Проколотый мяч». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны, и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и наклоняясь вперёд (повторить 2-3 раза).
6. Дополнения к основным вопросам нового материала
Учитель: - Прочитайте отрывок из рассказа А.П.Чехова «Степь» и определите вид облаков.
«Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте. Это оборванный разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то…. озорное выражение».
Учитель: - Ребята, а какая сегодня погода?
Беседа о состоянии погоды за окном, изменение ее в течение часа /пасмурное небо становится облачным, проглядывает солнце, смена осадков – снег и дождь/.
Учитель: - Найдите отличия погоды от климата.
Учитель: - Какие явления в атмосфере вам известны? Что можно отнести к грозным явлениям? (беседа по вопросам)
Просмотр видеофрагмента
Это интересно
- На планете ежедневно происходит до 44 тыс. гроз.
- В Египте можно наблюдать всего одну грозу в 200 лет.
- Гром слышно на расстояние от 15 до 20 км.
- В Антарктике и Арктики гроз почти не бывает.
- При ударе молнии песок превращается в стекло. После грозы можно обнаружить стеклянные полосы в песке.
- Вспышки молний также можно заметить на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране.
- В лесу молния часть поражает дуб, сосну, ель, реже – берёзу и клён.
- Для защиты от молнии создаются молниеотводы, с помощью которых заряд молнии уводится в землю по специально подготовленному безопасному пути.
7. Закрепление изученного материала
Соотнесите понятие и определение:
1) Воздушная оболочка Земли |
а) Движение воздуха |
2) Ветер |
б) Атмосфера |
3) В составе воздуха 78% |
в) Кислород |
4) В составе воздуха 21% |
г) Азот |
5) С ними связаны осадки |
д) Кучевые облака |
Дополните предложение
Гигантские атмосферные вихри – это…… (тайфуны)
Многолетний режим погоды – это …(климат)
Состояние нижнего слоя атмосферы здесь и сейчас – это… (погода)
Представим, что на Земле отсутствует воздушная оболочка. Предположите последствия.
8. Итог урока. Рефлексия
«Все в твоих руках».
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – для меня было недостаточно…
В конце урока вопрос учащимся:
- О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?
- За что бы вы себя могли похвалить?
9. Домашнее задание
- Д/з – п.24, вопросы.
- Творческое задание: подготовить сообщение о профессиях, связанных с изученной темой или нарисовать рисунок.