Класс: первый.
УМК: «Школа России».
Учебный предмет: русский язык.
Тема: познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны. Повторение и закрепление изученного.
Цели:
Образовательные:
- учить читать слова по слогам и орфоэпически;
- формировать умение читать предложения как относительно законченные структурные единицы;
- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;
- создать условия для понимания детьми написания имен собственных с заглавной буквы.
Развивающие:
- способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов;
- составлять ответы на вопросы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять количество букв и звуков в слове;
- не смешивать понятия «звук» и «буква»;
- писать большую букву в именах собственных
Универсальные логические действия:
- установление причинно-следственных связей: между разным звучанием мягкого и твёрдого согласного;
- между использованием в именах собственных прописной буквы и выводом о том, что это особое средство обозначения имён.
Личностные:
- учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
- уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
- уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Предварительная подготовка:
Дети приносят фото членов участников войны. Оформляется выставка.
Ход урока
Чистописание.
в, й, н, а, о (под диктовку)
Что можете сказать о каждой букве?
(В - согласный, парный, звонкий, может быть мягким или твердым;
Й - согл., непарный, всегда звонкий, всегда мягкий;
Н - согл., непарный, зв., парный твердый;
А -…
О - …)
Составьте из этих букв слово. Дети составляют. На доске выставляется это слово.
Определение цели урока.
Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? Какие цели мы сегодня свами поставим? Чему будем учиться? ( ……)
???? ВОЙНА – о каких войнах вы слышали? (ответы детей)
Что вы знаете о ВОв (на доске появляются 22 июня 1941 - 9 мая 1945, долгих 4 года)
Основная часть
Знакомство с историческими событиями (текст сопровождается показом слайдов)
75 лет назад закончилась ВОВ, а началась… ранним утром, в воскресенье, 22 июня 1941года Германия вероломно напала на наше Отечество. Был нанесён удар неведомой силы почти по всей нашей западной границе – от Балтийского моря до Чёрного моря. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам и городам, самолёты бомбили железные дороги, вокзалы, аэродромы. Так началась война между Россией и Германией – Великая Отечественная Война. (Выключить доску)
Беседа с детьми
- Ребята, как вы думаете, почему на нашу страну напали враги-фашисты?
Ответы детей…
Наша страна большая и прекрасная. Она очень богатая. А богата наша Родина широкими реками, морями, лесами, полями, лугами, большими и маленькими городами и сёлами. В её недрах хранится золото и серебро, газ, нефть.
Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные должны им подчиняться.
Гитлер хотел завоевать Россию, вывезти всё наше богатство в Германию и превратить население нашей Родины в рабов, науку, культуру, искусство уничтожить, образование запретить.
- А кто мне скажет, почему эта война называется Великой Отечественной?
Ответы детей...
Слово: «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную территорию нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года.
Отечественной войной она называется потому, что эта война справедливая, направленная на защиту своего Отечества.
Знакомство с историческими событиями. Показ слайдов
На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная Отчизна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой. Враги, хорошо подготовленные к захвату нашей столицы, изо всех сил рвались к Москве, мечтая, как можно скорее захватить самое сердце нашей страны. Они предполагали уничтожить наши войска и до наступления зимы пройти парадом по Красной площади. Впервые месяцы войны удача сопутствовала немецким войскам. Ведь они напали на нас неожиданно. Но воины Красной армии и весь народ, нашей многонациональной Родины, проявили беспримерное мужество. Фашисты рвались к сердцу нашей Родины – городу Москва. Жители, оставшиеся в городе, начали строить баррикады, укрепления, рвы и заграждения вокруг Москвы. Балашиха – стала прифронтовым городом. Жизнь в те дни была очень трудной и тревожной. В домах не было тепла, хлеб выдавали по карточкам, потому что большую часть продовольствия отправляли на фронт. Мы – жители Балашихи не остались в стороне. Мужчины ушли на фронт, а женщины и дети помогали как могли. Заводы пришлось эвакуировать, перевести в безопасное место. В сентябре–октябре 1941 года был эвакуирован завод № 120, и завод №219 (ныне Балашихинский литейно-механический завод). Вывезенное оборудование, четко отлаженные технологии, прекрасно обученные специалисты-балашихинцы — все это помогло развернуть производство на новом месте в фантастически короткие сроки. И это существенно повлияло на увеличение количества поставляемых фронту самолетов.
А вот на хлопкопрядильной фабрике, несмотря на все военные трудности, работа не прекращалась ни на один день. Она выполняла план и по объему продукции и по ассортименту.
В 1941 году, в целях обеспечения безопасности прифронтовой полосы, в основном из жителей города был сформирован 25-й истребительный батальон для несения караульной службы в тылу. Бойцы батальона влились затем в ряды соединений, защищавших Москву.
Одновременно 8 тысяч горожан участвовали в строительстве оборонительных сооружений на ближних подступах к столице.
Коллективы предприятий выполняли заказы армии, ремонтировали боевую технику, шили обмундирование, в санатории «Красная Роза», в 1-й и 2-й средних школах были развернуты военные госпитали.
Командование Армией в битве за Москву было поручено талантливому, смелому и решительному полководцу Георгию Константиновичу Жукову.
(на доску Битва за Москву – фото Г.К.Жукова)
Итак, героическими усилиями бойцов Красной Армии наступление немцев под Москвой было остановлено. Это была первая и самая важная победа Красной Армии.
Не смотря на все трудности, в свободное от работы время дети продолжали учиться.
Сегодня у нас урок необычный, давайте представим, что мы его проведем в то время, в военном классе. Какие правила соблюдали ребята на уроках в военное время.
Ответы детей…
Однажды во время войны в военкомат пришёл 8 - ми летний мальчик. Он принёс заявление. Комиссар прочитал это заявление и приказал: «Немедленно в школу!»
Вашему вниманию предлагаю текст этого заявления.
Возьмите красную ручку и исправьте ошибки.
На доске текст: (один ученик работает у доски, остальные на листочках)
«хочю на фронт. В школу не хочю.
Писат и читат уже умейу. ванька». (Возможно подобрать другие слова)
(Дети исправляют ошибки, называя орфограммы).
Как вы думаете, ребята, почему мальчика отправили в школу? Почему плохо быть безграмотным?
Ответы детей…
Учитель: - Первоочередная ваша задача в мирное время – это учёба. В современном мире нужно быть грамотным: бегло читать, быстро, правильно считать и писать красиво и без ошибок.
Давайте запишем девиз московской битвы. Сначала найдем орфограммы.
Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!
– разобрать орфограммы, записать.
Прежде чем выполнить следующее задание давайте вспомним, что такое антонимы и синонимы.
Работа в паре. Разделить слова на антонимы и синонимы.
ВОЙНА (синонимы – битва, бой, схватка, баталия, поединок, вражда)
Антоним к слову война (мир, дружба)
Дети зачитывают, другие проверяют. Убрать в конверты.
Какое слово было самое желанное для всех в те трудные 4 года – мир.
Записать в тетрадь, образовать однокоренные слова разных частей речи, дети проговаривают и записывают на слух.
Мир – мирный – мирюсь (выделите корень, разделить на слоги, поставить ударение).
Физкультминутка
«Как солдаты»
Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз - рывок,
Два - рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Помаши кистями дружно
- Ребята, как много разных военных профессий! Наша страна огромна, и защищать границы необходимо и с воздуха, и на море, и на земле. Какие военные профессии вы знаете?
Дети называют...
А один человек сможет победить врага? Вам надо изменить слова, единственное число превратить во множественное. Дети работают на карточках. Проверка. Наверху надписать сколько слогов в слове.
Солдат - …… (солдаты)
Летчик - …..(летчики)
Танкист -…… (танкисты)
Моряк - ….. (моряки)
Рефлексия
Молодцы. Справились с заданием. Я надеюсь вам понравился урок. Чего нового вы узнали? Что повторили?
Показать выставку родственников – участников войны.
Мы, взрослые, не хотим, чтобы война повторилась. Низкий поклон и огромное спасибо всем, кто подарил нам возможность жить и учиться под мирным, чистым небом. Более 9 тысяч жителей города Балашиха погибли на фронтах войны. Балашихинцы свято чтут память земляков, павших в боях за Родину. В 1973 году на площади Славы был воздвигнут монумент воинам, погибшим на фронтах войны. Монументальная фигура солдата, поднявшегося во весь рост, служит олицетворением бесстрашного подвига народа, вставшего на защиту Отечества. У подножия памятника горит Вечный огонь. Автором памятника является живущий в Балашихе скульптор Н.С.Любимов.
Возложение цветов:
У вас на столе лежат гвоздики. Если вам понравился урок, у вас все получилось – возьмите красную гвоздике.
Если вам было трудно, но интересно – возьмите желтую гвоздику.
Если у вас нечего не получалось, было не интересно – возьмите зеленую гвоздику.
Давайте возложим цветы героям, постоявшим за нашу Родину.