Геймификация на уроках технологии: базовые принципы, особенности, игровые элементы

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: Геймификация, бизнес-сферы, каскадная теория, нерыбные продукты


В последнее время геймификация – применение подходов, характерных для компьютерных игр, в неигровых процессах, стало популярным явлением в различных областях, начиная от бизнес-сферы и заканчивая маркетингом. Не стало исключением и образование. Освоив законы геймификации, можно не только превратить урок в увлекательную игру, но и привнести элемент новизны в учебный процесс, вызвав у детей искренний и неподдельный интерес.

Однако, прежде всего, необходимо определить, а что, собственно, такое геймификация в контексте образования? Если говорить простыми словами, это использование игровых правил для достижения реальных образовательных целей. Почему именно игровых? Да потому что игра сама по себе, как деятельность, обладает рядом преимуществ, которые могут сделать скучные задания интересными, избегаемое – желанным, а сложное – простым. Если геймификация правильно реализована, она действительно подходит всем участникам игрового процесса. Работа по персональным критериям, признание за хорошие показатели, обучающие истории – геймификация учитывает потребности каждого ученика.

Люди любят играть и с этим сложно спорить. Играть любят и маленькие дети, и подростки, и взрослые. Почему? Потому что игра предполагает постоянное улучшение результатов, переход на новый уровень. Чувство развития определенного навыка – один из важных аспектов самореализации и благополучия. Геймификация позволяет нам изучать новые вещи и смотреть, как они становятся все проще и понятнее. То, что раньше казалось сложным, теперь выполняется почти без усилий. Умело использовав игровые приемы в образовании, можно достигнуть отличных результатов, в том числе предметных и метапредметных.

Существуют базовые принципы игровых моделей:

Принцип мотивации (побуждение участия в игровой деятельности).

Принцип неожиданных открытий и поощрений (бонусы, которые зарабатывают ученики во время игрового процесса).

Принцип статуса (достижения определенного уровня).

Принцип вознаграждений (награда, у которой может быть эквивалент в реальном мире).

Что нужно сделать для того, чтобы игра на уроке технологии не только развлекала учеников, но и приносила пользу для вас, как для педагога?

1. Определите цель.

Здесь обычно возникает проблема с формулировкой. «Нерыбные продукты моря и технология приготовления блюд из них» – быть может, и цель, но никак не игровая. А вот фраза «Вы – новый шеф-повар рыбного моно-ресторана» будоражит сильнее и формирует игровую атмосферу. Ставьте перед школьниками конкретные игровые цели. Тут очень пригодится англоязычная мнемоническая аббревиатура SMART, которая заключает в себе правила постановки целей. Цель должна быть конкретной (Specific), измеримой (Measurable), достижимой (Achievable), актуальной (Relevant) и ограниченной во времени, имеющими срок достижения (Time-bound). Цель вашей геймификации должна обладать этими пятью характеристиками. В дальнейшем при разработке игровой системы следует постоянно держать в голове цели и приводить в соответствие с ними каждый элемент системы.

2. Придумайте игровой мир со своими правилами.

Здесь важно помнить об игровой механике. Это то, как работает игра: ее правила и причинно-следственные связи. Поступив определенным образом, ты получаешь определенный результат. Например, с каждым пройденным испытанием игроки обретают новые способности. Или для продвижения вперед нужно собрать определенное количество ресурсов. Соблюдаем игровую логику: каждое испытание должно стать условием для продвижения вперед. Все поступки игроков должны иметь последствия. Еще лучше, если от их выбора будет зависеть ход истории. Развилка в сюжете – тоже мощный игровой прием. Практически любой технологический процесс можно превратить в комикс, а учебный раздел – в квест. Действие может происходить в цветочном магазине, на складе инструментов или кухне ресторана, где оживают инструменты и кухонные приборы. Задача детей – успеть пересадить цветы до открытия магазина, найти пропавшие инструменты, приготовить блюдо для ресторанного критика. Успех каждой «миссии» зависит от того, насколько хорошо школьники проходят тесты по текущим темам. Каждое выполненное задание, согласно канонам геймификации, ведет на новый «уровень», дает возможность получения дополнительных «ресурсов» и бонусов.

3. Работаем над сюжетом.

Чтобы урок стал игрой, в первую очередь нужна увлекательная история. Игра, при которой ученик выполнил задание и сидит без дела, мало чем отличается от сценария «решил контрольную, сдал тетрадь учителю». Поделите класс на группы и каждой присвойте конкретную роль. Так, в мире технологии одни могут владеть инструментами, другие – заданием, третьи – материалами. Дети не будут скучать и научатся работать в команде.

4. Используйте на уроке телефоны и планшеты.

Странная рекомендация? Отнюдь. Современные дети сильно привязаны к гаджетам. Почему бы это не использовать? Придумайте, как можно задействовать их в игре. К примеру, установите на телефоны и планшеты приложение, которое станет ключом к выполнению «миссии». Или можно искать и сканировать QR-коды с заданиями для каждого этапа игры.

Игровые элементы на уроке

Очки, уровни, шкала прогресса, рейтинговая система – эти и другие элементы, заложенные в основу любой компьютерной игры, помогут «собрать» игру на уроке. При этом мы оставляем ее главную суть – облечь трудности в интересные игровые миссии. При таком подходе, монстры – это домашние задания, битвы с боссами – тесты и контрольные работы, квест – выполнение проектной работы. За каждую «победу» игрок получает опыт, который, к примеру, влияет на оценку. Таким образом мы можем повысить мотивацию и вовлеченность детей, чтобы они не морщились от очередного домашнего задания и тяжело не вздыхали при слове «практическая работа».

Любую поделку дети будут выполнять с азартом, если превратить ее в ресурс для победы. Например, выполненную работу фотографируем, размещаем в социальной сети, набираем лайки и комментарии. Чем выше рейтинг работы в таблице – тем больше бонусов может быть при выставлении четвертной оценки.

Основные игровые элементы, используемые на уроке технологии, можно представить следующим образом:

1. Прогрессивность (успех мгновенно визуализируется, его легко проследить) – это принцип зарабатывания определенного количества очков, при котором доступен следующий уровень игры.

2. Вклад (гордость от проделанной работы) – публичное признание твоих достижений, мотивация других участников, сотрудничество с другими для достижения цели.

3. Каскадная теория (постепенный доступ к новой информации) – бонусы и неожиданные вознаграждения, открытие новых знаний с опорой на пройденный уровень, обратный отсчет при выполнении заданий.

Почему игра нужна на уроках технологии?

На протяжении человеческой истории учёба позиционировалась как труд, труд долгий, изнурительный, нелегкий. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Нелегко в учении – легко в бою. Грызть гранит науки. Терпение и труд все перетрут. Список можете продолжить сами. Другое дело – игра. Она – сладкая приправа, желанная награда. Именно игра может сделать процесс обучения увлекательным и приятным, создать ситуацию, когда дети с интересом возвращаются в класс. Особенно легко это сделать на таком уроке, как технология. Здесь простор и для ролевых игр (осваиваем профессию), и для тематических квестов, когда практически любой раздел учебника можно представить как игровой мир. Давно известно, что человек лучше всего запоминает то, что вызывает эмоции. Даже тестовая работа может быть принята с восторгом, когда за каждый балл ты получаешь дополнительное время работы, дополнительные материалы для изделия или возможность выбора эскиза для следующего практического задания.

В игре люди раскрываются с неожиданной стороны и дети здесь не исключение. Становятся понятны их мотивы и возможности. Например, замкнутый ребенок, которого в процессе игры сделали главным инженером или директором ресторана, может оказаться хорошим стратегом, проявить свои креативные способности или лидерские качества. В игре ошибиться не страшно, всегда можно пройти уровень заново: такой подход снижает у детей уровень тревожности. Таким образом, каждый ребенок может получить признание, повысить самооценку, как следствие – будет стремиться к знаниям.

Ошибки при создании игрового урока

Не стоит, однако, думать, что игра – панацея, и облекать в игровую форму абсолютно весь образовательный процесс. Игра должна оставаться вишенкой на торте, но, если есть и вишенку, и торт слишком часто, может наступить пресыщение.

Чтобы застраховать себя от провала, лучше заранее изучить ошибки, которые чаще всего допускают при создании игры:

1. Соревнование в приоритете. Хотя соперничество – один из козырей в колоде геймификации, не стоит использовать только эту карту. Если детей заботит лишь, как бы вскарабкаться на вершину рейтинга, это не образовательная игра, а спорт. Карл Капп, известный в среде электронного обучения блогер и автор книг, дает такой совет: «Используйте соревнование, если хотите заинтриговать. Оно должно длиться ровно столько, чтобы дети окунулись в игру и накопили запал».

2. Обилие наград. Если вы дарите ученикам бейджи, очки, медали, наклейки по поводу и без, то вскоре они обесценятся. Знаки отличия превратятся в никому не нужный багаж. Идеальный вариант – награждаем лишь тех «игроков», достижение которых признают даже конкуренты.

3. Что-то пошло не так. Если одни ученики получают уровень за уровнем, а другие сидят в аутсайдерах, несмотря на все усилия, возможно, что правила игрового мира недостаточно проработаны. Нужно как можно скорее исправить недочеты, иначе в проигрыше дети будут винить вас, а следующая игра не только не вызовет воодушевления, а скорее наоборот, заранее настроит детей на отрицательные эмоции.

4. Игра, игра и еще раз игра. Ударившись в геймификацию, велик риск «заиграться» и позабыть о сути – в школе дети должны учиться. Иначе урок превращается в бесполезную забаву. Школьники, конечно, останутся довольны – они весело провели 40 минут, но ничему не научились, а вы зря потратили силы и время. Игра – не самоцель, а лишь средство для достижения педагогической цели.

Подводя итог, стоит отметить еще раз, что геймификация сама по себе не может быть ключом к успеху. Это не более чем вспомогательный элемент, инструмент, позволяющий усилить мотивацию и вовлеченность. Стоит ли использовать геймификацию на уроках технологии? Однозначно, стоит. Стоит хотя бы попробовать. Миллионов людей по всему миру тратят миллиарды часов каждый месяц, играя в игры. Среди них есть и ваши ученики, а, может быть, и вы сами. Так почему бы не использовать тот мощный потенциал, которой заложен в игре? Разумеется, успешное внедрение геймификации может быть непростой задачей, так как требует знаний в очень разных областях. Необходимо понимание механизмов создания игр, опыт написания игровых сценариев, разработки сюжетов и так далее. Но такая ситуация имеет и свои плюсы, так как оставляет место для экспериментов и новых идей. Важно помнить одно: необходимость в применении геймификации возникла в силу того, что старые мотивационные схемы перестают работать с современным поколением учеников. Оценочная система с ее ранжированием от отличника до двоечника эффективна далеко не всегда. Мир вокруг нас стремительно меняется, постоянно появляются новые возможности, и люди часто ведут себя совсем не так, как ожидается. Возможно, пришло время попробовать новое и вступить в игру?