Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут во сне, не раз к тебе и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне!
Роберт Рождественский
В этом году наша страна будет отмечать 75-летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Это была страшная и долгая война, которая унесла миллионы жизней, в числе погибших было много детей.
Дети на фронте, дети блокадного Ленинграда, дети в фашистских концлагерях, дети в тылу – дети войны. Так мы называем людей, которым сейчас около 80 лет и больше. Они мечтали о победе над фашистами и приближали ее, как могли, вносили свой посильный вклад: работали на производстве, в полях вместо ушедших на фронт братьев и отцов, помогали в госпиталях, вязали теплые вещи для бойцов. Некоторые ребята наравне со взрослыми боролись за свободу с оружием в руках. Более миллиона детей погибло в немецких концлагерях, а сколько - от голода и холода, сколько остались сиротами. Война лишила детей детства.
Изучая литературу о Великой Отечественной войне, нам, современным людям, далеким от тех трагических событий, сложно осознавать, что это факты из реальной жизни, сложно представить, сколько страданий и горя легло на хрупкие детские плечи. Но это наша история. Мы обязаны знать и помнить об этом, рассказывать детям, чтобы воспитывать в них дух патриотизма, так как одной из самых актуальных задач нашего времени является именно патриотическое воспитание подрастающего поколения, и начинаться оно должно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы нравственных качеств ребенка.
Цель: познакомить дошкольников с жизнью детей во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
- расширять и систематизировать знания дошкольников о Великой Отечественной войне;
- познакомить с художественной литературой по теме проекта;
- формировать патриотические чувства детей, воспитывать у детей чувство уважения и любви к своей Родине и русскому народу.
Тип проекта: краткосрочный, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Планируемый результат:
У воспитанников будут сформированы:
- начальные знания о событиях Великой Отечественной войны;
- представления о жизни детей во время войны;
- понимание значения выражений: «Мы тоже победили в той войне»; «мужество», «подвиг» и др.;
- умения составлять описательный рассказ по картине, выражать полученные знания через продуктивные виды деятельности (рисунок, аппликация, лепка, оригами);
- уважительное отношение к ветеранам, героям Великой Отечественной войны, труженикам тыла;
- желание изучать художественную литературу по теме проекта.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный:
- Обсуждение и постановка педагогами целей и задач проекта;
- Создание необходимых условий для реализации проекта (подбор методической и художественной литературы, организация развивающей среды в группе, разработка конспектов занятий и мероприятий с родителями)
Работа с детьми:
- Беседы: «Моя Родина», «Великая Отечественная война», «День Победы», «Защитники Отечества»;
- Чтение художественной литературы: И.Туричин «Крайний случай», А.Гайдар «Поход». К.Паустовский «Стальное колечко».
Работа с родителями:
- Знакомство родителей с проектом (цели, задачи, этапы проекта);
- Консультации для родителей: «Как рассказать ребенку о войне», «Что читать дошкольникам о войне»;
- Оформление совместно с родителями выставки детских книг о войне.
Основной
Вхождение детей в проблемную ситуацию, постановка детской цели:
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник наша страна будет отмечать в начале мая?
Дети: 9 Мая, День Победы в Великой Отечественной войне.
Воспитатель: 2020 год по указу президента В.Путина объявлен годом памяти и славы в честь 75-й годовщины со Дня Победы.
Наш долг - помнить, какой дорогой ценой досталась победа нашему народу в той войне, благодарить и чтить героев, которые не жалея жизни, защищали родину от врагов. Огромное количество человек погибли и пропали без вести. Война коснулась каждого, не пощадила ни стариков, ни женщин, ни детей.
Послушайте стихотворение поэта Роберта Рождественского, во время Великой Отечественной войны он был маленьким ребенком, в 1941 году, когда началась война, ему было всего 9 лет, дважды он пытался сбежать на фронт:
А мы не станем памяти перечить
И вспомним дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда!Была земля и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна…
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была:
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут во сне, не раз к тебе и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне!
Воспитатель: Как вы думаете, про кого автор говорит в этом стихотворении? (Про кого эти строки: «У нас и детства не было отдельно…», «И пусть мы были маленькими очень…»
Дети: Про детей.
Воспитатель: Совершенно верно, он вспоминает о тяжелой жизни детей в военное время.
Почему поэт говорит про детей: «Мы тоже победили в той войне»? Разве это дети уходили на фронт, сражались с врагами?
Вы абсолютно правильно сказали, что на войну уходили в основном мужчины, но без надежного тыла они не смогли бы одержать победу. Дети стояли у станков, работали в полях, и даже воевали наравне со взрослыми.
Если бы у вас была возможность пообщаться с поэтом, написавшим это стихотворение, о чем бы вы его спросили?
Дети: Что делали дети на войне? Как жили? Было ли им страшно? Что ели? и т.д.
Воспитатель: К сожалению, поэт, написавший эти замечательные строки, давно умер, и мы не можем к нему обратиться. А как еще мы можем узнать о жизни детей во время Великой Отечественной войны?
Дети: Можем спросить у воспитателя или родителей, прочитать в книгах, в интернете, посмотреть фильм или мультфильм.
Реализация проекта через различные виды деятельности:
- Беседы: «Дети блокадного Ленинграда», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Дети в немецких концлагерях», «Жизнь детей в тылу»;
- Просмотр презентации «Дети на картинах художников о ВОВ»;
- Просмотр презентации «Памятники детям войны»;
- Просмотр мультфильма про Мальчиша-Кибальчиша;
- Чтение литературы: К.Паустовский «Похождения жука-носорога», Н.Ходза «Дорога жизни», стихи о войне;
- Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Военный госпиталь»;
- Прослушивание музыкальных произведений: «Прадедушка», «Ленинградцы», «Песня о маленьком трубаче», «Мы хотим, чтобы не было войны», «Славный День Победы», «Солнечный круг»;
- Вечер – встреча «Мы тоже победили в той войне». Пригласить прабабушку Насти С., которой в 1944 г. было 6 лет;
- Посещение детской библиотеки.
- НОД:
Познавательное развитие (ФЦКМ): «Блокадный хлеб».
Цель: расширять знания дошкольников о жизни детей в блокадном Ленинграде.
Развитие речи: «Беседа по картине «Хлеб». Художники: К.Мирошник и Н.Кургузова – Мирошник».
Цель: продолжать знакомить детей с картинами художников о Великой Отечественной войне.
Художественно-эстетическое развитие (лепка): «Жук».
Цель: познакомить с произведением К.Паустовского «Похождения жука-носорога».
Художественно-эстетическое развитие (конструирование из бумаги): «Пилотка, как у героя».
Цель: познакомить с подвигом юного героя Саши Колесникова.
Художественно-эстетическое развитие (рисование): «Война глазами детей»
Цель: продолжать знакомить с такими понятиями как «герой», «подвиг», «мужество» и др.
Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Открытка ветерану».
Цель: обобщать и расширять знания детей о празднике День Победы.
Заключительный
Воспитатель: Ребята, как много всего мы с вами вместе узнали о Великой Отечественной войне. Что вам запомнилось больше всего?
Дети: Как тяжело и страшно было детям, как они жили в блокадном Ленинграде, как голодали, как сражались с фашистами и т.д.
Воспитатель: Как думаете, о чем мечтали дети военных лет?
Дети: Чтобы закончилась война.
Воспитатель: Нам с вами повезло, мы не слышим вой сирен, не прячемся в бомбоубежища, не знаем, что такое голод, благодаря нашим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам мы живем в мирное время. Давайте всегда об этом помнить! И в память о всех героях Великой Отечественной войны, больших и маленьких, я предлагаю оформить в нашей группе выставку рисунков «Дети против войны!»
- Выставка совместного творчества детей и родителей «Дети против войны!»
- Вечер чтения стихов о войне совместно с родителями «Читаем всей семьей»
- Презентация проекта.