Цели:
- систематизировать знания обучающихся правил безопасного пользования сети Интернет.
- привитие навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Задачи:
- рассмотреть основные угрозы в сети;
- обсудить вопросы опасности сети Интернет для обучающихся;
- найти выходы из возможных опасных ситуаций;
- дать рекомендации по соблюдению правил безопасной работы в сети Интернет.
Результаты мероприятия:
- обучающийся должен знать принципы обеспечения информационной безопасности;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- соблюдать требования информационной безопасности, информационной этики и права.
Форма проведения: интеллектуальный тимбилдинг.
Ход мероприятия
(При входе обучающиеся получают цветные карточки 5 цветов, таким образом, делятся на 5 групп, рассаживаются за парты соответствующие цвету)
Вступительное слово: Добрый день обучающиеся и преподаватели! Приветствую всех, на интеллектуальном тимбилдинге «Интернет: опасности и безопасность». (Слайд 1)
Ежедневно мы выходим в сеть — делаем покупки, общаемся с друзьями, работаем — и даже не задумываемся о том, что подвергаем свой компьютер и мобильные устройства большому риску.
Сегодня мы еще раз обратим внимание на правила, которые необходимо соблюдать, чтобы оградить свой компьютер от вредоносных программ и свою жизнь от неприятностей.
Ведущий 1. Начинаем интеллектуальный тимбилдинг. Представьте свою команду: название и девиз. (Слайд 2)
Поднимите руки те, кто пользуется сетью интернет (ребята поднимают руки).
В следующем конкурсе вам предстоит ответить на вопрос: «Интернет - польза или вред?».
Ведущий 2.
Конкурс «Весы»
Команды (красные, желтые и оранжевые карточки) записывают на стикерах минусы использования сети интернет. Две другие команды (синие и зеленые карточки) – записывают достоинства использования сети Интернет. Стикеры приклейте на ту часть доски, которая соответствует вашему знаку на весах. (Слайд 3)
(Командам дается 2 минуты)
Ведущий 1. Посмотрите на результаты вашей работы. Какой вывод вы можете сделать? Интернет - польза или вред? (ответы обучающихся)
Несмотря на большую пользу, в интернете много опасностей. Их необходимо знать и учиться избегать.
Ведущий 2. Какой способ защиты данных широко используется? (Пароль)
Почта, социальные сети, интернет - магазины - везде нужен пароль, и желательно надежный. (Слайд 4)
Конкурс «Безопасные пароли»
Вам предлагается несколько паролей: (слайд 5)
- qwerty
- 12345
- Эвакуаторвафрике
- P@$$w0rd
Выберите самый надежный пароль. Перечислите требования, предъявляемые к паролю, чтобы он был надежным (группы отвечают по очереди).
(Командам дается 3 минуты)
(Слайд 6)
Ведущий 1. Пароли вычисляются злоумышленниками с помощью специальных программ, которые перебирают все возможные варианты из словарных баз (такой метод подбора называется брутфорсом)
Ведущий 2. Чтобы пароль был надежным:
- Совмещать несколько букв и числовых значений. Пароль станет более стойким к подбору.
- Не используйте в качестве пароля личную информацию: имя, фамилию, дату рождения, данные о родственниках, номера телефонов. Если кто-то нацелился конкретно на вашу почту, то узнать подробности о вас можно из тех же социальных сетей или через знакомых.
- Хорошим вариантом пароля может быть словосочетание, фраза. Лучше, если она будет уникальной или абсурдной.
- Чем ближе пароль к случайной последовательности, тем труднее будет злоумышленникам его подобрать
- Наиболее безопасный пароль должен состоять как минимум из 8 символов, содержать большие и маленькие буквы, цифры, а также дополнительные символы, имеющиеся на клавиатуре: / ? ! < > [ ] {}
- Не сообщайте их никому, не записывайте на видном месте. Также не стоит хранить пароли в Интернете или даже в отдельном файле на компьютере.
- Старайтесь периодически менять пароли на своих сервисах, а также в случаях, когда один из ваших паролей взломали, так как велика вероятность, что злоумышленники могут получить доступ и к другим.
- Не используйте один и тот же пароль везде — это ставит под угрозу одновременно все аккаунты, которыми вы пользуетесь.
Ведущий 1. Следующий конкурс - кроссворд «Опасность в сети Интернет». Проверим, насколько вы готовы защитить свой компьютер. (Слайд 7)
Обучающиеся по группам решают кроссворд в MS Excel (Приложение 1).
(Командам дается 10 минут)
Кроссворд:
- Сетевая, фишинговая…..
- Сведения об окружающем нас мире.
- Разновидность вредоносной программы, проникающая в компьютер под видом легального программного обеспечения, в отличии от вирусов и червей, которые распространяются самопроизвольно.
- Вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям.
- Вид вредоносного программного обеспечения, способного создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, системные области памяти, загрузочные секторы, а также распространять свои копии по разнообразным каналам связи.
- Специализированная программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных (считающихся вредоносными) программ вообще и восстановления заражённых (модифицированных) такими программами файлов, а также для профилактики — предотвращения заражения (модификации) файлов или операционной системы вредоносным кодом.
Кроссворд проверяется на правильность выполнения (Слайд 7).
Ведущий 2. Компьютер - это сложная система, и поэтому всегда необходимо следить за «здоровьем» компьютера.
- Что угрожает здоровью вашего компьютера? (Вирусы) (Слайд 8)
- Как можно защитить свой компьютер от вирусов? (Антивирусной программой)
Конкурс «Защита ПК»
Команды, ваша задача как можно больше перечислить программ-антивирусов, которые вы знаете. На выполнение дается 3 минуты)
(Каждая команда записывает название антивирусной программы. Называют по очереди, по одной)
На слайде представляются антивирусные программы. (Слайд 9)
Вывод: Для защиты ПК необходимо использовать лицензионное антивирусное ПО и регулярно обновлять его.
Ведущий 1. Кроме вирусов, которые нарушают работу компьютера существуют, и другие угрозы для пользователей сети Интернет.
Конкурс «Угрозы личной безопасности»
Команды, Вам предлагается несколько терминов. Поясните, что они означают. (Слайд 10)
(Командам дается 2 минуты)
(По щелчку мыши появляется картинка, отражающей соответствующей понятие, дается краткое его определение)
Социальная инженерия - способ получать нужную информацию путем обыкновенного обмана, хитрости. Социальные инженеры применяют психологические методы воздействия на людей через электронную почту, социальные сети и службы мгновенного обмена сообщениями. В результате их умелой работы пользователи добровольно выдают свои данные, не всегда понимая, что их обманули.
Например, сообщение от злоумышленника может выглядеть так: «Ваш аккаунт заблокирован. Чтобы восстановить доступ к нему, необходимо подтвердить следующие данные: номер телефона, электронную почту и пароль. Присылайте их по такому-то электронному адресу». Чаще всего злоумышленники не оставляют пользователю времени для размышлений, например, просят заплатить в день получения письма.
Ведущий 2. Фишинг – является наиболее популярным способом атаки на пользователей. Цель фишинга – получение доступа к конфиденциальным данным, таким как адрес, телефон, номера кредитных карт, логины и пароли, путем использования поддельных веб-страниц. Часто фишинговая атака происходит следующим образом: на электронную почту приходит письмо с просьбой войти в систему интернет-банкинга от имени якобы сотрудника банка. Письмо содержит ссылку на ложный сайт, который трудно отличить от настоящего. Пользователь вводит личные данные на поддельном сайте, а злоумышленник перехватывает их. Завладев персональными данными, он может, например, получить кредит на имя пользователя, вывести деньги с его счета и расплатиться его кредитными картами, снять деньги с его счетов или создать копию пластиковой карты и с ее помощью снять деньги в любом месте мира.
Ведущий 1. Кибербуллинг – это травля в интернете. Кибербуллинг более опасен, чем травля в реальном мире, потому что, во-первых, он незаметен для друзей и родителей, во-вторых, потому что кибербуллинг может происходить круглосуточно.
Ведущий 2. Представляет опасность и сетевое общение. Просмотрите видеоролик и сформулируйте правила безопасного использования социальных сетей. (Слайд 11)
(Смотрят видеоролик. «Соцсети. Не ведите себя как дети» (Приложение 2).
https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=I-0-K_FWXec
Каковы правила безопасного использования социальных сетей? (Ребята подводят итог просмотренного ролика, формулируют правила). (Слайд 12)
Ведущий 2. Другая угроза для пользователей - интернет-зависимость. (Слайд 13)
Какие виды интернет-зависимости вы знаете? (Командам дается время)
Ведущий 1. Виды интернет-зависимости (Слайд 14):
- Самым распространенным видом интернет-зависимости считается необходимость в беспрерывном общении. Это могут быть форумы, социальные сети и различные чаты.
- Информационная интернет-зависимость (онлайн серфинг), или непреодолимая нужда в постоянном потоке информации, заставляет человека бесконечно путешествовать по Сети.
- Следующий вид интернет-зависимости – игровая зависимость. Человек не может оторваться от онлайн игр.
- Интернет-зависимость, связанная с азартными онлайн-играми во многом схожа с обычным пристрастием к игре на деньги.
- Перечень основных видов зависимостей от интернета можно расширить, добавив туда: хакерство; непроизвольную тягу к покупкам вещей на интернет-аукционах и в онлай-магазинах; бесконечное скачивание с торрент трекеров видео и аудиоматериалов в целях создания собственной базы и т.д.
Ведущий 2. Какие существуют способы борьбы с зависимостью от общения в интернете? (командам дается время) (Слайд 15)
- Отключить уведомления, чтобы реже вспоминать о своей страничке в социальной сети.
- Установить лимит времени, это позволит отслеживать часы, проведенные у монитора.
- Найти увлечения в реальном мире. Вы будете заняты и не сможете слишком часто подключаться к социальной сети.
- Уделите внимание родным! Это позволит вам вернуть навыки простого человеческого общения, и сохранить, а иногда и вернуть доверительные отношения с близкими людьми.
- Сделать общение в соцсетях для себя наградой. Вы не покупаете новое пальто каждый день, постарайтесь относится к интернету так же.
- Найти другой способ общения. Не забывайте, что знакомится можно по-разному, например пойти в кино.
- Попробуйте взять своеобразный отпуск от социальной сети и ваша жизнь изменится к лучшему.
Ведущий 1. Подведем итог всей нашей работы.
Способы защиты от угроз в сети Интернет (Слайд 16-19)
(Команды по очереди заполняют недостающие слова).
- Используй сложные и разные пароли
- Нельзя никому сообщать свои пароли
- При случайном разглашении пароля его необходимо сменить.
- Необходимо завершать сеанс работы в учетной записи, если пользователь покидает рабочее место.
- Используйте лицензионное антивирусное ПО и регулярно обновляйте его.
- Используйте межсетевой экран
Межсетевой экран, или брандмауэр, – это специальный фильтр, он не позволяет проникнуть информации, вызывающей подозрение, и не выпускает из системы важную информацию
- Соблюдать сетевой этикет.
- Используйте несколько почтовых ящиков для разных целей.
- Не устанавливайте на ПК условно-бесплатные программы
- Не нажимайте рекламные ссылки во всплывающих окнах.
- Никогда не отвечайте на спам.
- В друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей.
- Не используй свое реальное имя и другую личную информацию.
- Кибербуллинг – это травля в интернете.
- Помни, что в Интернете, как и в реальной жизни, есть мошенники.
Преподаватель:
- Кто же сегодня стал победителем? (Слайд 20)
- А победителем стали все мы. Почему? (Ответы обучающихся).
- Потому что выучили основные правила безопасного поведения в сети Интернет. Эти знания обязательно вам пригодятся. Спасибо за активную работу. (Слайд 21)