Маленький художник, рисуя еще своими непослушными ручками получает всегда 100% результат - рисунок. И важен не талант ребенка, а творческий процесс.
- Уроки рисования развивают пространственный интеллект и воображение ребенка. Малыш знакомится сразу и с материалами для рисования, лепки, аппликации, и с окружающим его миром, предметами.
- Кроме этого, художественные занятия развивают у детей мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию.
- Еще рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам. А что говорить о том, с каким удовольствием рисуют медлительные дети!
- В процессе создания «картины» ребенок чувствует себя творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования. К этому не надо стремиться. Самое важное - преодолеть страх перед деятельностью.
Первый шаг: дать задание ребенку, от которого нельзя отказаться. (Игрушечному медвежонку срочно нужен домик и надо его нарисовать, чтобы строители по рисунку построили этот домик; нарисовать полезные продукты для обезьянки, чтобы она не болела и т.д.)
Второй шаг:
1. Персонализированный рисунок.
Изобразительная деятельность будет максимально успешной, если Ребенок сам для сможет ответить на вопросы: Кто им нарисован? Как его, ее зовут? Где он живет? Куда он, она направляется? Что вокруг? Эти вопросы уберегут его рисунок от ненужных деталей и украшательства, но сделают процесс рисования богаче по содержанию. (Можно использовать рассказы и уроки из книги "Краски рассказывают сказки" (как научить рисовать каждого) М.Скребцовой)
Преодолеть чувство страха перед неудачей на занятиях по изобразительному искусству позволяют ребенку нетрадиционные техники рисования.
Одним из принципов дошкольного образования по ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при которой сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Реализация данного принципа ФГОС становится возможной при смешении художественных техник или их альтернативном использовании на занятиях. Многие изобразительные техники и материалы могут быть взаимозаменяемы.
Все эти техники совершенно различны по способу работы, но если на занятии они используются как дополнение к основной технике, то вполне возможно предоставление ребенку альтернативного выбора. Так, на пример, выполняя зимний пейзаж, можно основное внимание уделить правилам изображения деревьев, а для создания фона рисунка предложить детям выбрать восковые или обычные мелки. Таким образом, выполняется цель занятия – создание зимнего пейзажа, повторение правил рисования деревьев, но каждый ребенок сам выбирает техники и материалы, которые ему больше нравятся, получает возможность сравнить их и приобретает необходимый исследовательский и художественный опыт.
Существует много техник нетрадиционного рисования рисование пальчиками (рисование ладошками, печать из ниток - печать пластилином
- масляная пастель + акварель - отпечатки листьев - рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками - монотипия), их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Данные техники рисования не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Наша цель познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, показать вариативность средств для создания образа и Научить создавать свой неповторимый образ.
Третий шаг: обязательно похвалить. Объяснить ребенку, что он тебя или героя выручил, и получилось хорошо.
На что обращаем внимание.
1. Композиция.
Если это персонаж, то он не должен теряться или не должно быть тесно на листе. Помогают усвоить законы композиции не конкретные схемы, а подлинные произведения народного, декоративно-прикладного искусства.
Для детей младшего дошкольного возраста – 2–3 вида народных игрушек, с которыми дети могли бы действовать (богородская игрушка, семеновские и другие матрешки, городецкая резная игрушка).
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3–4 вида произведений народного искусства, в процессе восприятия которых дети могли бы почувствовать формы, связь назначения предмета и его украшения, познакомиться с разнообразными элементами узора, колоритом, композицией. (дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т.п.)
Важны Репродукции с произведений живописи, книжная графика. Это любые высокохудожественные произведения книжной графики и репродукции, содержание которых рекомендовано программой, понятно детям и вызывает у них эмоциональный отклик.
2. Материалы.
Все материалы для свободной самостоятельной продуктивной деятельности должны быть доступны детям. Детям младшей группы необходимо давать для рисования карандаши шести цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый). Для рисования применять два вида водяных красок - гуашь и акварель. В младшей группе вначале дают 2-3 краски, а к концу года 4-6 цветов.
Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12-14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага (лучше полуватман). Заменить ее можно плотной писчей бумагой. Не годится для рисования глянцевая, бумага, по поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвется от сильного нажима. Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист - он соответствует размаху детской руки. Прием «Волшебные инструменты»:
3. Цветовые гармоничные сочетания.
Проведенные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей 4—5 лет в работе с цветом:
- к четырем годам у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор, и дети способны различать разнообразные цвета и оттенки и знать их названия; Мы обращаем внимание на природные гармоничные сочетания (цветы, ягоды, фрукты, овощи)
- в этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению; Поэтому мы обращаем их внимание на оттенки одного и того же цвета. Давайте посмотрим на синие предметы. Это темно-синий, это разбеленный синий, сине-зеленый или приглушенный и т.д. (Можно предложить ребятам найти в учебной комнате все синие предметы, и сравнить их: какой самый темный, самый светлый, самый яркий, самый легкий, самый грустный, чтобы вызвать различные ассоциации)
- дети в состоянии выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и осознанно использовать цвет при создании эмоционально значимых для них образов. (Предложите нарисовать коврик для Снежной Королевы. Какие цвета подойдут? Почему? Чем больше будет вопросов, тем интереснее пройдет сам процесс рисования у ребенка)
Очевидно, что способность воспринимать цвет имеет для ребенка этого возраста большое практическое значение. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от своего труда.
Все рисунки, созданные в ситуации свободного выбора, оригинальны и не похожи друг на друга. Самостоятельно выбрав цвет, материал, технику или композицию рисунка, ребенок начинает считать его своим и уже не хочет отклоняться от темы, потому что она тоже становится для него «своей». Таким образом, решается проблема мотивации детей к сюжету и идее рисунка, предложенных педагогом, реализуются основные принципы ФГОС и происходит не только творческое, но и интеллектуальное развитие ребенка.
Навыки, приобретенные ребенком в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни, даже если он не станет художником:
- точность зрения и наблюдательность – необходимы ученым, инженерам, медикам, следователям, техникам;
- без четкой координации между рукой и глазом нельзя обойтись музыканту, хирургу, водителю, механику, рабочему за станком;
- развитым воображением обладают люди, толкающие вперед науку и технику - изобретатели, исследователи.
Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.
Именно в дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка. Она создает условия для творчества ребенка, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Представляете, когда на чистом листе появляются узнаваемые образы или сказка!