Конспект классного часа в рамках курса «Социокультурные Истоки». Тема: "Истоки Великой Победы"

Разделы: Начальная школа, Патриотическое воспитание, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 2

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель: Формирование в сознании детей образа Великой Победы.

Задачи:

  • Осмысление духовно-нравственного контекста праздника Великой Победы;
  • Осмысление значения Великой Победы в Куликовской битве для Великой Победы в Великой Отечественной войне;
  • Воспитание патриотизма и любви к Родине.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю.
  • Формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать задачи на классном часе с помощью учителя;
  • работать по коллективно составленному плану;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывать своё предположение;
  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные УУД:

  • отвечать на вопросы учителя;
  • дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом;
  • участвовать в диалоге на уроке;
  • участвовать в работе в группе.

Формы работы учащихся:

  • фронтальная работа;
  • индивидуальная работа;
  • работа в парах.

Оборудование:

1. Подготовительный этап

Учитель: — Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я вижу у вас хорошее настроение. Сегодня мы продолжаем путешествие по нашей истоковской дороге и приглашаем всех присутствующих присоединиться к нам.

Ребята, повернитесь лицом друг к другу, прикоснитесь своими ладошками к ладошкам соседа и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится, поддержите друг друга перед началом работы. А теперь улыбнитесь и повернитесь ко мне, мы начинаем. Садитесь.

Присоединение к теме.

А теперь закройте глаза, мы послушаем тишину. Что вы слышите? (Ответы детей).

В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги. Это – мирная тишина. А сейчас откройте глаза.

Учитель включает звуки военных действий.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что это за звуки?

Когда раздаются такие звуки?

Предположите, о чем мы будем говорить на занятии. Правильно, о войне.

Что вам представляется, когда вы слышите слово война.

Продолжите фразу на выбор:

Я вижу…

Я слышу…

Я чувствую…

А что вы знаете о ВОВ?

Почему войну называют Великой, почему Отечественной?

Война продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины, поэтому ее называют великой. Весь народ, от мала до велика, поднялся на защиту своей Родины. Наш многонациональный народ одержал победу в этой страшной войне.

Сегодня тема нашего занятия: Истоки Великой Победы.

Как вы понимаете это название?

Что значит слово Истоки? Истоки – это начало.

Сегодня мы попробуем выяснить, что помогло людям одержать Великую победу, обратимся к истории, чтобы понять истоки победы.

2. Основная часть

Когда началась ВОв?

22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, и началось великое сражение нашего народа за свою Родину.

Просмотр клипа

И каждый день – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, безмерное страдание людей, беспримерное мужество и доблесть народа, радость больших и малых побед. Зловещие языки пламени. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий, свист пуль. Все это и есть война – самое страшное событие в истории человечества.

Фашисты разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.

Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и беспощадным врагом. 9 мая 1945 года война закончилась победой. И с тех пор, каждый год в этот день 9 мая наш народ празднует великий День Победы.

- Как вы думаете, что помогло людям одержать великую победу?

Храбрость, смелость, любовь к родине.

Истоки наших представлений о верности родной земле восходят к Святой Руси, к героическим подвигам воинов-богатырей.
Каких вы знаете богатырей?

Каким народ изображал русского богатыря? Какие качества отмечал?

Русский воин обладал особой силой духа. Это, прежде всего, человек веры и правды, чести и долга, готовый в трудную минуту встать на защиту Родины, одолеть любого врага.

Учитель. Ребята много ли врагов было у земли русской?

Каких врагов вы знаете? А каких защитников Святой Руси вы знаете?
Ответы детей.

Учитель: Сегодня мы откроем одну страницу истории нашей Родины. Было это много лет назад. С юга пришло монголо-татарское войско.

Кто такие монголо-татары? – это кочевые племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ. Это неприхотливый и очень терпеливый народ. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире, а уж с другими народами постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.

Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. 200 лет хозяйничали монголы на русской земле.

- Почему же Русь покорилась монголо-татарам?

Не было мира и согласия между русскими князьями.

В это время жестокий и жадный хан Мамай захотел взять еще дань от Руси и стал жечь русские города и деревни, грабя все на своем пути и уводя людей в рабство. Святой московский князь Дмитрий Иванович смело выступил ему на встречу со своими дружинами. Перед решающей битвой, когда войска противников сошлись на Куликовом поле, Дмитрий Донской приехал к преподобному Сергию Радонежскому просить о помощи.

Сергий Радонежский – святой утешитель и покровитель России.

С разрешения родителей, вместе со своим старшим братом он ушел в лес, где они построили Церковь, и стал служить Богу. Узнав об этом, к нему отовсюду стали приходить люди, и вскоре в непроходимом лесу появился монастырь – Троице-Сергиева лавра. Люди любили и уважали преподобного за кроткий нрав, доброту и мудрость. И даже князья стали приезжать к нему советоваться. Как ласковый отец преподобный усаживал их за один стол и примирял, чтобы они никогда меж собой не сорились, а были между ними всегда мир и согласие, как подобает у христиан.

Святой ждал его. Не успел князь и рта раскрыть, как преподобный Сергий сказал, что русские непременно победят. Господь открыл ему, что они свергнут власть монголов и навсегда освободят свои земли от врагов. Преподобный дал Дмитрию свой святой крест и послал с ним двух любимых учеников-монахов – Ослябю и Пересвета, чтобы они защищали князя во время битвы. Они были монахи, ничего и никого не боялись, кроме Бога, и были готовы отдать за русскую землю свою жизнь. Так, получив благословение Преподобного Сергия, наше войско двинулось на Дон и остановилось в поле. Называется оно Куликово поле. В день решающей битвы из монгольского войска против русских выехал огромный и страшный воин Челубей. Он потрясал огромным копьем и хохотал, уверенный в своей быстрой победе. Многих он победил и лишил жизни. Челубей был настолько лютым, что его боялись даже свои. На бой с ним вышел монах Пересвет. Он помолился, и перекрестившись, храбро бросился навстречу врагу. Увидев, как страшный монгол оказался поверженным, русские поняли, что Господь за нас и стали биться насмерть. Весь день до глубокой ночи продолжалась битва, и, в конце концов, монголы отступили. Ведь если с тобой Бог, то тебя не победить. И вскоре вся наша страна была освобождена от захватчиков. И уже ни у кого больше не было сомнений, как нам, русским, следует верить и кому поклоняться. Битва закончилась полной победой русских войск. После неё Дмитрий Иванович получил почётное прозвище Донской.

В день Куликовской битвы среди русских воинов была икона Божией Матери, принесенная донскими казаками Великому князю Дмитрию в дар и в помощь против врагов. Икону, укрепленную на древке как святое знамя, носили среди воинов для ободрения и помощи в предстоящей битве. После победы в Куликовской битве ее назвали Донской. С тех пор Донская икона Божией Матери почитается защитницей Руси и покровительницей русских воинов.

Кто благословил Великого князя Дмитрия на Куликовскую битву?

Как вы думаете, почему русское войско смогло победить монголо-татар?

Почему Великий князь Дмитрий стал называться Донским?

Вывод: Много лет прошло с тех пор, но все россияне помнят великого святого Руси, вымолившего у Спасителя победу на Куликовом поле, помнят имя святого благоверного князя Дмитрия Донского, который сумел объединить русских воинов и благодаря этому одержать победу.

Великая победа в Куликовской битве стала началом великой победы в ВОв.

Русская Православная церковь на протяжении всей русской истории жила одной жизнью со своим народом. За один год были собраны средства и построена танковая колонна из 40 танков. Этой танковой колонне Русская Церковь решила присвоить имя Московского князя Дмитрия Донского, славного победителя на Куликовом поле.

Танки уничтожили более 1400 немцев, 40 орудий, более 100 пулеметов, 38 танков, 17 бронетранспортеров и более 100 автомобилей.

После окончания Великой Отечественной войны, уцелевшие танки колонны «Дмитрий Донской» были установлены на экспозиции в музеях вооружённых сил Москвы, Ленинграда и Тулы.

Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

1. Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь». (Артем)

2. Была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов. (Олеся)

3. Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу, облили холодной водой из шлангов. (Егор)

4. А вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта. (Катя)

5. Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату, с девочкой спасённой на руках.
(Никита)

Ребята, среди ваших родных и близких есть участники ВОв. Расскажите о них. (Рома, Степан)

Выступление ребят.

Вывод: Подвиги фронтовиков должны жить вечно в нашей памяти, в наших добрых делах и помыслах. Они должны быть навеки с нами.

Активное занятие. Работа в паре

1 этап. Подготовительный

Ребята, вы сейчас будете работать самостоятельно, а потом в паре. Прочитайте и подчеркните то, что помогло нашим воинам одержать Великую Победу и в Куликовской битве, и в ВОв.

ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ
ВЕРА В ПОБЕДУ
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ЦЕРКВИ
ХРАБРОСТЬ И СТОЙКОСТЬ
САМООТВЕРЖЕННОСТЬ

2 этап. Индивидуальный

Сначала каждый самостоятельно пробует найти ответ на поставленный вопрос. Время – 1 минута. Ребята, мы закончили работу. Внимательно послушайте следующее задание.

3 этап. Работа в паре

Сейчас вы будете работать в паре. Сообщите друг другу свое решение, внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. Время – 2 минуты. Родители могут присоединиться к работе детей. Лидер пары сообщит нам ваше решение.

4 этап. Обсуждение вопроса в классе

Выслушаем мнение первой пары. Кто согласен с таким решением? У кого другое мнение? Прикрепление выбранных слов на доску.

Самоотве́рженность — положительное качество человека, которое выражается в способности к подчинению своих интересов и жертвованию ими (вплоть до жертвы собственной жизнью).

Стойкость – это и трудолюбие, терпение, особенно необходимые в учебной деятельности ученику и военным, а также убежденность при отстаивании им права быть самим собой и отстаивать нравственные принципы.

Получить благословение от батюшки старается каждый православный христианин, порой, не раздумывая над самим действием и его благодатью. Благословение от священнослужителя — помазание, помощь и защита от Бога на жизнь христианина или какую-то определенную ситуацию.

Вывод: Много раз враги грозили нашей Родине и хотели захватить ее, много в истории нашей страны славных побед, но сияющая слава Поля Куликова ощущается по-особому, потому как эта победа стала истоком Великой Победы в Великой Отечественной войне. Люди грудью бросались на вражеские стрелы, шли навстречу штыку и огню, сражались в одиночку против танков. Помогли одержать победу вера, русский дух, любовь к Отечеству, духовная сила и храбрость, самоотверженность.

5 этап. Рефлексия

Понравилось ли вам работать в паре?

Легко ли было придти к единому мнению?

Экспертная оценка.

2. Заключительный этап занятия: осмысление итогов, рефлексия

Ресурсный круг

1 этап. Подготовительный

Ребята, уважаемые родители! Я попрошу вас выйти в круг. С 2005 года проводится акция георгиевская ленточка, она посвящается дню победы, с 24 апреля по 12 мая. В День Победы люди прикалывают к одежде на грудь Георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Чёрный цвет означает дым, а оранжевый – огонь. Георгиевская ленточка у вас уже на груди.

Главная цель акции «Георгиевская ленточка» – стремление, во что бы то ни стало, не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой выиграл самую страшную войну прошлого века, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить…

Сегодня мы присоединяемся к ней! Мы будем передавать по кругу этот символ и каждый кто возьмет его в руки должен сказать, какие чувства он испытывает, взяв эту ленточку…

2 этап. Основной

Дети и родители высказываются.

3 этап. Рефлексия

Ребята, о чем вы задумались, работая в ресурсном круге? Возьмемся за руки и поблагодарим друг друга за общение.

Дети садятся за парты.

Ребята, что было сегодня для вас интересным на занятии?

Что нового вы узнали?

Ребята, вы сегодня замечательно работали. Вы были очень внимательны друг к другу, когда работали в паре, давали вдумчивые ответы, когда был ресурсный круг. Вы умеете слушать и слышать.

Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам. Для нас война — история.

Сегодня на занятии мы попробовали восстановить связь времен и осмыслить духовные истоки Великой Победы. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить о подвиге нашего народа в Великой Отечественной Войне. Я желаю Вам быть добрыми людьми и патриотами своей Родины.

Завершить наше занятие я хочу словами Владимира Владимировича Путина: «Сила России – внутри нас самих, она внутри нашего народа, в наших людях, в наших традициях и нашей культуре. Но самое главное – наша сила безусловно, в единстве нашего народа». Помните, мы непобедимы, пока помним и чтим историю своей страны, свои истоки!