Все человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени.
Оноре де Бальзак
Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами – детей и их родителей. Сегодня понятие «профессиональная компетентность» становится ключевым.
Педагог современной школы должен постоянно повышать свой профессиональный уровень через самообразование, педагогические сообщества. В решении этой задачи большую роль играют конкурсы профессионального мастерства.
Главная их цель – пропаганда и повышение престижа педагогической профессии. В настоящий момент очных конкурсов (кроме конкурса «Учитель года», в котором, согласитесь, не каждый может и решится участвовать) практически нет. Но в то же время большое количество различных заочных и дистанционных конкурсов.
У них, несомненно, есть свои плюсы.
Для учителя – это развитие творческого потенциала, коммуникативных способностей, систематизация собственных разработок, презентация своих достижений.
Для образовательного учреждения наличие победителей и призеров профессиональных конкурсов дает дополнительные баллы для получения грантов, участия в различных мониторингах.
Сегодня у каждого педагога есть свое портфолио. Это, можно сказать, требование времени. Мы предъявляем его на аттестацию, для характеристики на получение грамоты или другого рода поощрения. И призовые места в профессиональных конкурсах имеют немаловажное значение.
Участие в дистанционных, заочных конкурсах осуществляется без отрыва от учебного процесса. И это тоже плюс. Конечно, это дополнительное время, мобилизация внутренних ресурсов.
Но, согласитесь, это и одно из средств развития профессиональной компетентности. Поскольку учитель:
- Анализирует свою деятельность.
- Изучает опыт других педагогов по данной теме.
- Приобретает опыт о новых технологиях.
- Приводит в систему свой педагогический опыт, документацию.
- Учится грамотно использовать учебные ресурсы сети Интернет.
Конечно, это и определенная ответственность. Участники конкурсов должны понимать, что сфера их деятельности – открытое образовательное пространство, которое доступно всем желающим. Значит, качество предоставляемого материала должно быть соответствующим.
Почему не каждый педагог стремится попробовать свои силы в педагогических конкурсах? Я думаю, это пассивность, внутренняя неготовность к самопрезентации, сложность в систематизации материалов, отсутствие опыта работы в Интернете (умение регистрироваться, архивировать материал и т.д.).
Существует достаточно много дистанционных конкурсов, где за 10 минут можно получить уже результат. Такие конкурсы, конечно, ничего в плане профессионального роста не дают. Хотелось бы отметить конкурсы, которые наиболее значимы для приобретения педагогического опыта и опыта участия в конкурсах вообще.
Во-первых, это Федеральный конкурс «Поощрение лучших учителей» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» http://минобрнауки.рф/проекты/пнпо/учителя
Учредитель конкурса: Правительство Российской Федерации.
Целью конкурса является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие профессионального потенциала.
На этот конкурс предоставляется портфель достижений. К тому же учитель публично представляет опыт своей работы перед региональной комиссией. У нас есть педагоги – победители конкурса «Поощрение лучших учителей».
Надеемся, и в этом году будут желающие.
Заслуживают внимание Всероссийские конкурсы профессионального мастерства для педагогических работников ЭФФЕКТИКО ГРУПП.
Сайт https://effektiko.ru/competitions, г.Санкт-Петербург.
Это конкурсы:
1) Мой лучший урок по ФГОС (проводится по следующим номинациям: «Разработка технологической карты урока», «Творческая презентация к уроку»);
2) Инновации в обучении (проводится по следующим номинациям: «Методическая разработка», «Творческая презентация к уроку»);
3) Лидеры современной школы (проводится по следующим номинациям: «Руководитель», «Менеджер учебно-воспитательного процесса», «Менеджер воспитательного процесса», «Лучшая управленческая команда»).
Цель конкурса: выявление и информационная поддержка инноваций, учителей, деятельность которых обеспечивает эффективную реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов.
Задачами конкурса являются:
- создание условий для распространения передового педагогического опыта;
- развитие творческой инициативы и инновационной культуры педагогических работников;
- развитие связей педагогического сообщества с профессиональными средствами массовой информации.
Работы победителей и призеров конкурсов на бесплатной основе печатают в Сетевом издании «Образование: эффективность, качество, инновации», зарегистрированном в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Я в течение 3-х лет участвовала в этих конкурсах.
Итоги участия
- 2016 год. «Мой лучший урок по ФГОС» в номинации «Разработка технологической карты урока», III место;
- 2017 год. «Мой лучший урок по ФГОС» в номинации «Творческая презентация к уроку», I место;
- 2019 год. «Мой лучший урок по ФГОС» в номинации «Разработка технологической карты урока», I место.
Итог заключается не только в том, что я заняла призовые места. Главное – это повышение компетентности в какой-либо области. В данной ситуации – это разработка технологической карты урока. Вы знаете, что это одно из требований ФГОС. Это трудоемкий процесс, не каждый берется за разработку карты. Я научилась это делать, толчком стало как раз участие в конкурсе.
Хотелось бы порекомендовать профессиональные конкурсы, проводимые Издательским Домом «Первое сентября» в рамках Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок».
Итоги участия:
- 2019 - 2020 год. Всероссийский конкурс «Цифровой класс» (Конкурс сценариев уроков по использованию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и электронных форм учебников (ЭФУ)), Победитель конкурса «Презентация к уроку», II место.
Что особенно приятно, помимо диплома победителя учитель получает награду в виде:
- 36-часовых дистанционных курсов Педуниверситета «Первое сентября» (один курс за сезон по выбору)
- 6-часовых модульных курсов Педуниверситета «Первое сентября»
- Доступ к вебинарам и видеолекциям
- Периодических изданий ИД «Первое сентября» (электронная версия)
- Методической литературы (электронная версия)
- публикации своей статьи на сайте «Открытый урок» (бесплатно)
Фестиваль проводится ежегодно и является самым массовым и представительным открытым образовательным форумом России.
На базе данного фестиваля реализуется проект «Школа цифрового века» (ШЦВ). Участие может быть индивидуальным или целой организацией. При участии организации доступ к материалам проекта предоставляется для всех педагогов данной организации. При успешном участии в профессиональных конкурсах педагог награждается бесплатным участием в ШЦВ на определенный промежуток времени.
Также хочется остановиться на профессиональных конкурсах, проводимых Институтом развития образования, г. Липецк.
Так, в этом учебном году был объявлен региональный конкурс методических разработок «Учим учиться» (номинации: «Методическая разработка урока на основе деятельностного метода», «Методическая разработка урока на основе технологии системно-деятельностного подхода с методическим сопровождением», «Видеоурок на основе технологии системно-деятельностного подхода с методическим сопровождением», и т.д.).
Цель: обращение педагогов к целям и ценностям, декларируемым ФГОС.
Итоги моего участия:
- III место в номинации «Методическая разработка урока на основе деятельностного метода» (математика).
Так же можно рекомендовать и такие конкурсы:
Портала АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ
- Конкурс «Методическая система эффективного учителя»
Конкурс «Лучший медиаурок»
Конкурс «Инновационные методики и технологии»
Конкурс «Мультимедийная лекция для интерактивной доски» - Конкурсы на сайте «Педсовет.ру»
Конкурсы на сайте «Инфоурок»
Конкурсы на сайте «Учительский портал» и т.д.
В заключение хочется отметить, что конкурсы педагогического мастерства позволяют учителю «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе, и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.