Участие в конкурсах педагогического мастерства как средство развития профессиональной компетентности педагога

Разделы: Администрирование школы, Профессия — педагог


Все человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени.
Оноре де Бальзак

Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами – детей и их родителей. Сегодня понятие «профессиональная компетентность» становится ключевым.

Педагог современной школы должен постоянно повышать свой профессиональный уровень через самообразование, педагогические сообщества. В решении этой задачи большую роль играют конкурсы профессионального мастерства.

Главная их цель – пропаганда и повышение престижа педагогической профессии. В настоящий момент очных конкурсов (кроме конкурса «Учитель года», в котором, согласитесь, не каждый может и решится участвовать) практически нет. Но в то же время большое количество различных заочных и дистанционных конкурсов.
У них, несомненно, есть свои плюсы.

Для учителя – это развитие творческого потенциала, коммуникативных способностей, систематизация собственных разработок, презентация своих достижений.

Для образовательного учреждения наличие победителей и призеров профессиональных конкурсов дает дополнительные баллы для получения грантов, участия в различных мониторингах.

Сегодня у каждого педагога есть свое портфолио. Это, можно сказать, требование времени. Мы предъявляем его на аттестацию, для характеристики на получение грамоты или другого рода поощрения. И призовые места в профессиональных конкурсах имеют немаловажное значение.

Участие в дистанционных, заочных конкурсах осуществляется без отрыва от учебного процесса. И это тоже плюс. Конечно, это дополнительное время, мобилизация внутренних ресурсов.

Но, согласитесь, это и одно из средств развития профессиональной компетентности. Поскольку учитель:

  • Анализирует свою деятельность.
  • Изучает опыт других педагогов по данной теме.
  • Приобретает опыт о новых технологиях.
  • Приводит в систему свой педагогический опыт, документацию.
  • Учится грамотно использовать учебные ресурсы сети Интернет.

Конечно, это и определенная ответственность. Участники конкурсов должны понимать, что сфера их деятельности – открытое образовательное пространство, которое доступно всем желающим. Значит, качество предоставляемого материала должно быть соответствующим.

Почему не каждый педагог стремится попробовать свои силы в педагогических конкурсах? Я думаю, это пассивность, внутренняя неготовность к самопрезентации, сложность в систематизации материалов, отсутствие опыта работы в Интернете (умение регистрироваться, архивировать материал и т.д.).

Существует достаточно много дистанционных конкурсов, где за 10 минут можно получить уже результат. Такие конкурсы, конечно, ничего в плане профессионального роста не дают. Хотелось бы отметить конкурсы, которые наиболее значимы для приобретения педагогического опыта и опыта участия в конкурсах вообще.

Во-первых, это Федеральный конкурс «Поощрение лучших учителей» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» http://минобрнауки.рф/проекты/пнпо/учителя

Учредитель конкурса: Правительство Российской Федерации.

Целью конкурса является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей, развитие профессионального потенциала.

На этот конкурс предоставляется портфель достижений. К тому же учитель публично представляет опыт своей работы перед региональной комиссией. У нас есть педагоги – победители конкурса «Поощрение лучших учителей».
Надеемся, и в этом году будут желающие.

Заслуживают внимание Всероссийские конкурсы профессионального мастерства для педагогических работников ЭФФЕКТИКО ГРУПП.

Сайт https://effektiko.ru/competitions, г.Санкт-Петербург.

Это конкурсы:

1) Мой лучший урок по ФГОС (проводится по следующим номинациям: «Разработка технологической карты урока», «Творческая презентация к уроку»);

2) Инновации в обучении (проводится по следующим номинациям: «Методическая разработка», «Творческая презентация к уроку»);

3) Лидеры современной школы (проводится по следующим номинациям: «Руководитель», «Менеджер учебно-воспитательного процесса», «Менеджер воспитательного процесса», «Лучшая управленческая команда»).

Цель конкурса: выявление и информационная поддержка инноваций, учителей, деятельность которых обеспечивает эффективную реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов.

Задачами конкурса являются:

  • создание условий для распространения передового педагогического опыта;
  • развитие творческой инициативы и инновационной культуры педагогических работников;
  • развитие связей педагогического сообщества с профессиональными средствами массовой информации.

Работы победителей и призеров конкурсов на бесплатной основе печатают в Сетевом издании «Образование: эффективность, качество, инновации», зарегистрированном в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Я в течение 3-х лет участвовала в этих конкурсах.

Итоги участия

  • 2016 год. «Мой лучший урок по ФГОС» в номинации «Разработка технологической карты урока», III место;
  • 2017 год. «Мой лучший урок по ФГОС» в номинации «Творческая презентация к уроку», I место;
  • 2019 год. «Мой лучший урок по ФГОС» в номинации «Разработка технологической карты урока», I место.

Итог заключается не только в том, что я заняла призовые места. Главное – это повышение компетентности в какой-либо области. В данной ситуации – это разработка технологической карты урока. Вы знаете, что это одно из требований ФГОС. Это трудоемкий процесс, не каждый берется за разработку карты. Я научилась это делать, толчком стало как раз участие в конкурсе.

Хотелось бы порекомендовать профессиональные конкурсы, проводимые Издательским Домом «Первое сентября» в рамках Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок».

Итоги участия:

  • 2019 - 2020 год. Всероссийский конкурс «Цифровой класс» (Конкурс сценариев уроков по использованию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и электронных форм учебников (ЭФУ)), Победитель конкурса «Презентация к уроку», II место.

Что особенно приятно, помимо диплома победителя учитель получает награду в виде:

  • 36-часовых дистанционных курсов Педуниверситета «Первое сентября» (один курс за сезон по выбору)
  • 6-часовых модульных курсов Педуниверситета «Первое сентября»
  • Доступ к вебинарам и видеолекциям
  • Периодических изданий ИД «Первое сентября» (электронная версия)
  • Методической литературы (электронная версия)
  • публикации своей статьи на сайте «Открытый урок» (бесплатно)

Фестиваль проводится ежегодно и является самым массовым и представительным открытым образовательным форумом России.

На базе данного фестиваля реализуется проект «Школа цифрового века» (ШЦВ). Участие может быть индивидуальным или целой организацией. При участии организации доступ к материалам проекта предоставляется для всех педагогов данной организации. При успешном участии в профессиональных конкурсах педагог награждается бесплатным участием в ШЦВ на определенный промежуток времени.

Также хочется остановиться на профессиональных конкурсах, проводимых Институтом развития образования, г. Липецк.

Так, в этом учебном году был объявлен региональный конкурс методических разработок «Учим учиться» (номинации: «Методическая разработка урока на основе деятельностного метода», «Методическая разработка урока на основе технологии системно-деятельностного подхода с методическим сопровождением», «Видеоурок на основе технологии системно-деятельностного подхода с методическим сопровождением», и т.д.).

Цель: обращение педагогов к целям и ценностям, декларируемым ФГОС.

Итоги моего участия:

  • III место в номинации «Методическая разработка урока на основе деятельностного метода» (математика).

Так же можно рекомендовать и такие конкурсы:

Портала АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

  • Конкурс «Методическая система эффективного учителя»
    Конкурс «Лучший медиаурок»
    Конкурс «Инновационные методики и технологии»
    Конкурс «Мультимедийная лекция для интерактивной доски»
  • Конкурсы на сайте «Педсовет.ру»
    Конкурсы на сайте «Инфоурок»
    Конкурсы на сайте «Учительский портал» и т.д.

В заключение хочется отметить, что конкурсы педагогического мастерства позволяют учителю «выходить» за пределы образовательного учреждения, осмысливать происходящее в современной школе, и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.