Класс: 8.
Цель урока: формирование физического мышления, информационной и коммуникативной компетентностей, получение новых знаний, совершенствование практического применения знаний.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ПК с доступом в Интернет, мультимедийный комплекс, экран, электронное приложение к учебнику «Физика 8 класс» Перышкин А.В.; «Дрофа» www.drofa.ru;
(Единая коллекция ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf), мультимедийная презентация «Испарение и конденсация. Насыщенный пар».
План урока
Этап |
Длительность, мин. |
Формы и методы обучения |
Актуализация знаний учащихся. Постановка задач урока. |
10 |
Опрос в форме собеседования |
Изучение нового материала. |
20 |
Беседа, рассказ учителя, демонстрация интерактивных моделей, видеоролики экспериментов. |
Закрепление изученного материала, ответы на качественные задачи. |
8 |
Беседа, работа в группах. |
Подведение итогов урока. |
2 |
Сообщение учителя. |
Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым тепловым процессом. Но прежде мы вспомним некоторые понятия.
1. Вопросы
- Какие агрегатные состояния вещества вы знаете? Какая температура принята за 0°С?
- Какое физическое явление используется в работе жидкостного термометра?
- Какая физическая величина определяет количество теплоты необходимое для нагревания вещества массой 1 кг на 1°С?
- При каком тепловом процессе количество теплоты определяется по формуле Ǫ= λm?
- Почему мокрые пальцы примерзают в мороз к металлическим предметам и не примерзают к деревянным?
- Один из героев книги Г.Мало «Без семьи» поучал другого: «Если снег перестанет идти, может наступить сильный мороз». Верно ли это? Почему?
- Какие физические величины обозначаются буквами Ǫ, q, λ, с?
- Почему при плавлении вещества его температура не меняется?
2. Изучение нового материала
Рассказ учителя сопровождается мультимедийной презентацией. (слайд №1,2)
Учитель: если налить в стакан немного воды и оставить его на длительное время, то воды в нем не будет, она высохнет или испарится.
Парообразование – это процесс превращения жидкости в пар.
Парообразование идет двумя способами: испарением и кипением.
ИСПАРЕНИЕ (слайд №3) - это парообразование с поверхности жидкости.
При этом жидкость покидают более быстрые молекулы, обладающие большей скоростью. При любой температуре в жидкости находятся такие молекулы, которые обладают достаточной кинетической энергией, чтобы преодолеть силы сцепления между молекулами и совершить работу выхода из жидкости.
Скорость испарения жидкости зависит (слайд №4):
1) от рода вещества;
2) от площади поверхности испарения;
3) от температуры жидкости;
4) от наличия ветра.
Испарение происходит при любой температуре.
С повышением температуры скорость испарения жидкости возрастает, так как возрастает средняя кинетическая энергия ее молекул, а следовательно, возрастает и число таких молекул, у которых кинетическая энергия достаточна для испарения.
Скорость испарения возрастает и при ветре, который удаляет с поверхности жидкости ее пар и тем самым препятствует возвращению молекул в жидкость.
При испарении температура жидкости понижается, т.к. внутренняя энергия жидкости уменьшается из-за потери быстрых молекул. Но, если подводить к жидкости тепло, то ее температура может не изменяться.
Испаряются и твердые тела. Если выстиранное сырое бельё вывесить на морозе, то оно замерзает и становится жестким, как фанера. Однако через некоторое время оно станет абсолютно сухим!
Лёд переходит из твердого состояния непосредственно в пар, минуя плавление.
Это и есть „сухое“ испарение или возгонка.
Анимация «Испарение» из электронного приложения к учебнику «Физика 8 класс» Перышкин А.В.; «Дрофа» www.drofa.ru
Интересно, что иней на деревьях и снег в тучах образуются в результате процесса, обратного возгонке, — так называемой сублимации, прямого перехода водяного пара в твёрдую фазу. Центрами кристаллизации здесь служат микроскопические пылинки и кристаллики соли, взвешенные в воздухе.
Процесс превращения пара в жидкость называется конденсацией (слайд №5).
Внутренняя энергия испаряющейся жидкости уменьшается. При конденсации внутренняя энергия тела увеличивается.
Если жидкость находится в закрытом сосуде, то… (слайд №6):
Число испарившихся молекул равно числу молекул пара, вернувшихся в жидкость, наступает динамическое равновесие. Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью называется насыщенным.
Плотность насыщенного пара при данной температуре остается постоянной. Демонстрация интерактивной модели (Единая коллекция ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf)
3. Практическое применение полученных знаний
1. Почему трещит горящее полено? При повышенной влажности деревянные предметы отсыревают. При горении из них интенсивно испаряется влага. Увеличиваясь в объеме, пар с треском разрывает волокна древесины. |
|
2. Оказывается, температура огурца в любую жару на несколько градусов ниже температуры воздуха. Чем это можно объяснить? | |
3. Почему летом дождевые капли крупные, а осенью мелкие? Падающие летом мелкие дождевые капли обычно не достигают поверхности земли, так как они либо испаряются, либо поднимаются восходящими токами воздуха. Крупные же капли, образовавшихся во многих случаях от слияния меньших, достигают земли, не успев по пути испариться. Осенью, когда температура воздуха заметно падает, мелкие холодные капельки дождя не успевают испариться, и вся их масса достигает поверхности земли |
4. Когда стираешь одежду зимой, требуется несколько дней, чтобы она высохла. А если постирать ее летним днем, то она высыхает до вечера. Почему?
5. Почему сырые дрова, даже разгоревшись, дают меньше тепла, чем сухие?
6. Почему вода гасит огонь костра?
4. Подведение итогов урока
Учитель проводит краткий опрос по итогам урока:
- Что такое испарение? От чего зависит скорость испарения?
- Охарактеризуйте состояние динамического равновесия?
- Что такое конденсация? Как изменяется внутренняя энергия жидкости при испарении и конденсации?
Домашнее задание: А.В.Перышкин, «Физика 8», §16,17, упр. 12 (устно), выполнить эксперимент (задание стр. 53).