Цель урока:
- Создать условия для закрепления знаний о звуках [с], [с'] и букве с;
- умения соотносить звуки с буквой; формирования умения выполнять звуковой и сравнительный анализ слов; умения читать слоги, слова и предложения с изученными буквами;
- Способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти, мышления; зрительного восприятия.
- Содействовать воспитанию мотивации к учению.
Познавательные УУД:
- познакомить со звуками [с], [с'] и буквой С;
- учить составлять план исследования звука;
- определить место звуков в словах.
Регулятивные УУД:
- учить учащихся определять цель урока с помощью учителя;
- использовать полученные знания в жизненных ситуациях;
- прилагать волевые усилия для достижения цели;
- оценивать результаты своей работы;
- анализировать свою работу.
Коммуникативные УУД:
- прививать навыки работы в группах;
- уметь слушать и понимать речь других;
- осознанно отвечать на вопросы учителя;
- строить понятные для одноклассников высказывания;
- задавать вопросы, приводить убедительные доказательства;
- формировать умения читать вслух и понимать прочитанное.
Личностные ууд:
- прививать интерес к учению.
Ход урока
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять
И внимательно читать.
Звуки с буквами пришли
И порядок навели
- Я желаю вам отличного настроения и успехов.
2. Организация мотивации
- Чему мы учимся на уроках чтения? (Изучаем буквы, звуки, учимся читать.)
- А зачем нам нужно уметь читать? (Чтобы быть грамотными, много знать…)
- Что или кто вам помогает в этом? (Учитель, учебник» Азбука»…)
3. Актуализация знаний
- Ребята, давайте с вами вспомним что такое РЕЧЬ? (Все, что мы говорим – речь. Слушание, говорение, чтение, письмо – это речь).
- Какие виды речи вы знаете? (Устная речь, письменная речь и речь про себя).
- Из чего состоит речь? (Речь состоит их предложений).
- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов).
- Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из звуков).
- Какие звуки бывают? (Звуки бывают гласные и согласные).
- Как отличить гласный звук от согласного? (Ответы детей).
4. Формирование и усвоение новых знаний, умений, навыков
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
– Как воздух выходит из шарика? (С – с – с.)
1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [с] и [с′].
а) На доске – картинка с изображением леса.
Рассматривается слого-звуковой анализ слова лес. Дети протяжно произносят слово, выделяя последний звук, затем произносят его отдельно: [с]. Определяется, что это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду, выходит через щель и создает шум, подобный свисту.
б) На доске – картинка с изображением лося.
Дети протяжно произносят слово. Выделяют звук [c']. Затем попеременно произносят оба слова, изображенных на картинках. Выделяются звуки [с] и [c'], сравниваются.
Выясняется, что в слове лес звук [с] – твердый, а в слове лось звук [c'] – мягкий.
5. Первичная проверка понимания
Проводится игра «Твердый – мягкий».
- Твердый – показывается синяя карточка.
- Мягкий – показывается зеленая карточка.
Слова: сом, карась, сыр, кокос, бусы, синий, лес, сосна, осина.
Учитель сообщает, что звуки [с] и [c'] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой С (эс).
На доске вывешивается карточка с изображением буквы С с.
Физкультминутка
1. На что похожа буква С?
– С чем можно сравнить букву С? (Ответы детей.)
2. Печатание буквы С с в тетрадях.
▲ Чтение слогов-слияний, с. 49.
Си са со сы су
3. Печатание слогов в тетради.
▲ Чтение слов с буквой С, с. 49.
О | си | на со с | на
О | си | ны со с | ны
Учитель объясняет, что сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным.
Учитель обращает внимание детей на пары слов: осина – осины; сосна – сосны.
– Что заметили?
Определяется понятие одно – единственное число; много – множественное число.
▲ Чтение учащимися стихотворения на с. 49.
Вопросы:
– Почему поэт говорит о лесе «…терем расписной»?
– В какое время года лес «… лиловый, золотой, багряный»?
4. Отгадывание загадки, с. 48.
– Что вместо листьев у этих деревьев? (Хвоя.)
– Как называются такие деревья? (Хвойные.)
5. Работа по учебнику: с. 48–49.
а) Составление рассказа по картинке.
Вопросы:
– Что изображено на картинке?
– Какие деревья растут в лесу?
– Что девочки делают в лесу?
– Что с ними случилось?
– Расскажи об обитателях леса.
▲ Чтение предложений.
– Чем отличается осина от сосны?
Физкультминутка
▲ Чтение пословиц, с. 48. Объяснение смысла пословиц.
б) Проговаривание хором чистоговорки.
Са – са – са – в лесу бегает лиса.
Со – со – со – у Вовы колесо.
Ос – ос – ос – на поляне много ос.
Су – су – су – было холодно в лесу.
Усь – усь – усь – на лугу пасется гусь.
6. Итог урока. Рефлексия
– Что нового узнали на уроке?
– Что было самым интересным?
– Были ли затруднения? В чем?