Конспект урока по обучению грамоте. Звуки [с], [с']. Буква "С"

Разделы: Русский язык, Классное руководство

Ключевые слова: Звуки с – сь


Цель урока:

  • Создать условия для закрепления знаний о звуках [с], [с'] и букве с;
  • умения соотносить звуки с буквой; формирования умения выполнять звуковой и сравнительный анализ слов; умения читать слоги, слова и предложения с изученными буквами;
  • Способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти, мышления; зрительного восприятия.
  • Содействовать воспитанию мотивации к учению.

Познавательные УУД:

  • познакомить со звуками [с], [с'] и буквой С;
  • учить составлять план исследования звука;
  • определить место звуков в словах.

Регулятивные УУД:

  • учить учащихся определять цель урока с помощью учителя;
  • использовать полученные знания в жизненных ситуациях;
  • прилагать волевые усилия для достижения цели;
  • оценивать результаты своей работы;
  • анализировать свою работу.

Коммуникативные УУД:

  • прививать навыки работы в группах;
  • уметь слушать и понимать речь других;
  • осознанно отвечать на вопросы учителя;
  • строить понятные для одноклассников высказывания;
  • задавать вопросы, приводить убедительные доказательства;
  • формировать умения читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные ууд:

  • прививать интерес к учению.

Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь все понять
И внимательно читать.
Звуки с буквами пришли
И порядок навели

- Я желаю вам отличного настроения и успехов.

2. Организация мотивации

- Чему мы учимся на уроках чтения? (Изучаем буквы, звуки, учимся читать.)

- А зачем нам нужно уметь читать? (Чтобы быть грамотными, много знать…)

- Что или кто вам помогает в этом? (Учитель, учебник» Азбука»…)

3. Актуализация знаний

- Ребята, давайте с вами вспомним что такое РЕЧЬ? (Все, что мы говорим – речь. Слушание, говорение, чтение, письмо – это речь).

- Какие виды речи вы знаете? (Устная речь, письменная речь и речь про себя).

- Из чего состоит речь? (Речь состоит их предложений).

- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов).

- Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из звуков).

- Какие звуки бывают? (Звуки бывают гласные и согласные).

- Как отличить гласный звук от согласного? (Ответы детей).

4. Формирование и усвоение новых знаний, умений, навыков

Постановка целей и задач урока.

Фонетическая зарядка.

– Как воздух выходит из шарика? (С – с – с.)

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [с] и [с′].

а) На доске – картинка с изображением леса.

Рассматривается слого-звуковой анализ слова лес. Дети протяжно произносят слово, выделяя последний звук, затем произносят его отдельно: [с]. Определяется, что это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду, выходит через щель и создает шум, подобный свисту.

б) На доске – картинка с изображением лося.

Дети протяжно произносят слово. Выделяют звук [c']. Затем попеременно произносят оба слова, изображенных на картинках. Выделяются звуки [с] и [c'], сравниваются.

Выясняется, что в слове лес звук [с] – твердый, а в слове лось звук [c'] – мягкий.

5. Первичная проверка понимания

Проводится игра «Твердый – мягкий».

  • Твердый – показывается синяя карточка.
  • Мягкий – показывается зеленая карточка.

Слова: сом, карась, сыр, кокос, бусы, синий, лес, сосна, осина.

Учитель сообщает, что звуки [с] и [c'] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой С (эс).

На доске вывешивается карточка с изображением буквы С с.

Физкультминутка

1. На что похожа буква С?

– С чем можно сравнить букву С? (Ответы детей.)

2. Печатание буквы С с в тетрадях.

▲ Чтение слогов-слияний, с. 49.

Си са со сы су

3. Печатание слогов в тетради.

▲ Чтение слов с буквой С, с. 49.

О | си | на со с | на
О | си | ны со с | ны

Учитель объясняет, что сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным.

Учитель обращает внимание детей на пары слов: осинаосины; соснасосны.

– Что заметили?

Определяется понятие одно – единственное число; много – множественное число.

▲ Чтение учащимися стихотворения на с. 49.

Вопросы:

– Почему поэт говорит о лесе «…терем расписной»?

– В какое время года лес «… лиловый, золотой, багряный»?

4. Отгадывание загадки, с. 48.

– Что вместо листьев у этих деревьев? (Хвоя.)

– Как называются такие деревья? (Хвойные.)

5. Работа по учебнику: с. 48–49.

а) Составление рассказа по картинке.

Вопросы:

– Что изображено на картинке?

– Какие деревья растут в лесу?

– Что девочки делают в лесу?

– Что с ними случилось?

– Расскажи об обитателях леса.

▲ Чтение предложений.

– Чем отличается осина от сосны?

Физкультминутка

▲ Чтение пословиц, с. 48. Объяснение смысла пословиц.

б) Проговаривание хором чистоговорки.

Са – са – са – в лесу бегает лиса.
Со – со – со – у Вовы колесо.
Ос – ос – ос – на поляне много ос.
Су – су – су – было холодно в лесу.
Усь – усь – усь – на лугу пасется гусь.

6. Итог урока. Рефлексия

– Что нового узнали на уроке?

– Что было самым интересным?

– Были ли затруднения? В чем?