Теоретические основы модульной технологии как средства реализации компетентностного подхода
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.
Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий:
- законченный блок информации;
- целевую программу действий ученика;
- рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.
Отличие технологии модульного обучения от других систем состоит в следующем:
- содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью;
- изменяется форма общения учителя с учениками;
- ученик работает максимум времени самостоятельно;
- учится самопланированию и самоконтролю;
- отсутствует проблема индивидуального консультирования.
Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Научные идеи модульного обучения:
- базируется на деятельностном принципе (учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий);
- строится на идеях развивающего обучения (сегодня делаю с помощью, завтра сам) переход из зоны ближайшего развития в зону актуального развития;
- опирается на теорию поэтапного формирования умственной деятельности (ученик работает с конкретными объектами, проговаривание в громкой речи, проговаривание про себя, перевод во внутреннюю речь)
- глубокая внутрипредметная и межпредметная связь; теория проблемного обучения, рефлексия, последовательность познавательной деятельности П (потребность) М (мотив) Ц (цель) П (планирование) Д (действие) Р (рефлексия)
- в основании модульной технологии находится и программированное обучение (четкость, логичность действий, активность и самостоятельность, регулярная проверка результатов, самоконтроль и взаимоконтроль)
- теория оптимизации (достижение наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств)
Что должен знать и уметь учитель для использования модульной технологии?
Для использования модульного обучения учителю на уроке необходимо
ЗНАТЬ:
- теоретические основы МО (цели, принципы, подходы);
- типологию уроков (структуру модульного учебного занятия);
- логику усвоения (восприятие, осмысление, понимание, запоминание, применение по образцу, применение в измененной ситуации);
- каждый этап урока (цель, содержание учебного материала, выполнение учащимися, виды проверок, итог, рефлексия);
- методики КСО и ГСО;
- уровни овладения знаниями (репродуктивный, конструктивный, творческий).
УМЕТЬ:
- составлять модульную программу;
- разрабатывать технологическую карту;
- выводить тему урока и целеполагание вместе с учениками;
- выводить знания и формируемые умения на 3 уровнях (репродуктивный, конструктивный, творческий);
- составлять обучающие и развивающие карточки для определения уровня обучаемости и обученности;
- составлять тесты на 3 уровнях, разноуровневые контрольные работы;
- определять зону ближайшего и актуального развития ученика;
- выводить обученность по итогам проверочных работ;
- различать понятия знать и уметь отбирать нужный для данного урока учебный материал;
- вести тематический учет знаний и определять уровень обучения и развития учащихся.
Система действий учителя при составлении модульной программы
Модульная программа по русскому языку открывается пояснительной запиской, в которой рассказывается, по какому учебнику составлена программа, расчет часов в неделю, какие блоки-модули являются ее основными разделами.
Далее следует распределить весь учебный материал курса на блоки модули с указанием темы модуля и количества часов на данный модуль-раздел.
Краткая характеристика содержания блоков-модулей и обязательные знания и умения, которые учащиеся должны получить к концу обучения по данной программе.
Каждому блоку-модулю дается своя тема и формулируется комплексно-дидактическая цель на трех уровнях: значение этих знаний для духовного развития личности, для жизненной практики; знания, умения.
Далее следует название модулей по теме, часы, тип учебного занятия, вид контроля, сроки. Все эти данные вносятся в таблицу.
Каждому типу учебного занятия соответствует педтехнология (КСО) и вид контроля.
Система действий учителя при составлении технологической карты
После того, как составлена программа, начинается работа по составлению технологической карты темы.
Технологическая карта помогает учителю правильно формировать знания и умения по данной теме, определять, как учащиеся усвоили данную тему, на каком уровне обучения они находятся, так как умения ранжированы на трех уровнях. Технологическая карта служит для самоконтроля и самопроверки знаний учащихся. Ученик, используя технологическую карту, проставляет себе прогностическую оценку (+ ?), а учитель, проверяя обучаемость и уровень обученности, исходя из заложенных знаний и умений в технологической карте, ведет отслеживание результатов обучения по данной теме и сверяет свой результат с прогнозом учащихся. Для проверки знаний используется развивающая карточка. В технологической карте закладывается и формирование учебно-коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные технологические карты позволяют четко спланировать деятельность учителя и ученика по каждой теме в течение года.
Система действий учителя при составлении модуля
В модульной технологии выделяется пять типов учебных занятий:
- урок изучения новых знаний (лекция, экскурсия, лабораторная работа, вводный урок, учебный практикум - имеют своей целью изучение и первичное закрепление новых знаний);
- урок закрепления знаний (практикум, собеседование, консультация, отработка материала - имеют своей целью вторичное закрепление усвоенных знаний, выработку умений по их применению);
- урок комплексного применения знаний (цель - вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению, перенос в новые условия);
- урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция - имеют своей целью обобщение единичных знаний в систему);
- урок контроля, оценки и коррекции знаний (проверочная работа, контрольная работа, тест, общественный смотр знаний, зачет - имеют своей целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, провести оценку своей деятельности каждым учеником, ее результатов и себя в ней).
Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру.
Структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа
ПЕРВЫЙ ШАГ - определение интегрирующей цели модуля (ТДЦ).
Учителю следует формулировать ТДЦ и осуществлять ее на уроке. В зависимости от учебного предмета, темы урока, учитель ставит его цель или предлагает сделать это самим ученикам. Задача учителя донести цель работы до учеников, выработать умение у них ставить перед собой цели в соответствии с задачами урока. ТДЗ - запрограммированный результат данного урока. Несет в себе три функции: обучающую, развивающую, воспитывающую.
ВТОРОЙ ШАГ - разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой построения того или иного типа учебного занятия.
ТРЕТИЙ ШАГ - формулирование цели каждого учебного элемента.
Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании нужно предусмотреть показатель реального результата решения задачи. Цель должна быть диагностической, т.е. настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было делать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ - определение содержания каждого учебного элемента.
Учителю следует помнить, что осуществляя переход от одного учебного элемента к другому, надо усложнять учебный материал, переводить деятельность учащихся с репродуктивной к творческой, поэтому на модульном занятии следует предусмотреть все виды деятельности учащихся.
Чаще всего модульный урок начинается с психологического настроя и проверки готовности детей к уроку, затем следует проверка домашнего задания (актуализация опорных знаний), совместный вывод темы и целеполагания на разных этапах модуля. Используются различные методы мотивации, через создание ситуации успеха, создание наглядно-образных представлений, через поощрение, использование познавательного и занимательного материала, так же создание проблемных ситуаций, интриг.
Также не следует забывать и о самом главном средстве на модульном уроке-алгоритме управления учебной деятельностью ученика. Данный алгоритм может быть заложен в различных средствах обучения (памятках, алгоритмах, модульных карточках, схемах, сигналах для обратной связи, схемах-опорах)
На модульных уроках также используется оценочная деятельность ученика:
- самооценка (сам оценивает свои знания);
- взаимооценка (осуществляется при работе в паре);
- прогностическая оценка (оценивают свои знания и умения перед выполнением задания: Как я справлюсь?).
Оценочная деятельность позволяет учителю и ученику определять уровень усвоения учебного материала и выявить западающие проблемы, а затем наметить индивидуальную и групповую коррекционную работу.
На этапе изучения и первичного закрепления новых знаний необходимо проверить уровень усвоения учащимися нового материала. После объяснения темы, учитель предлагает детям базисный тест для определения обучаемости. По обучаемости формируются разноуровневые группы в классе, ведется коррекционная работа с учениками до доведения их знаний до базисного уровня, если это необходимо.
В целях проверки умения самостоятельно в комплексе применять знания в новых условиях учащимся предлагается модель развивающей карточки на трех уровнях, где они выполняют задания последовательно с учетом индивидуальных возможностей. Чаще всего данная карточка используется на уроке обобщения и систематизации знаний учащихся.
Итоги самостоятельной работы по развивающей карточке позволяют учителю определить, на каком уровне находится ученик.
На уроках закрепления и отработки материала, возможно, использовать карточку со свободным выбором задания по цветовому сигналу
- желтый - репродуктивный
- синий - конструктивный
- зеленый - творческий
Для отработки материала на уроке используются различные методики КСО.
Применение КСО в модульной технологии.
Практическая основа технологии модульного обучения - различные методики коллективных способов обучения (КСО). Эти методики в зависимости от целевой направленности уроков могут успешно применяться как на первом этапе при самостоятельной работе над новым материалом, так и на втором - при отработке последующего материала. При этом развиваются все компоненты деятельности человеческого "само". Приведём характеристики различных методик КСО, которые могут быть использованы при проектировании учебной деятельности на модульном уроке.
Преимущества коллективной формы работы.
- Позволяет реализовать возможность продвижения каждого ученика в процессе обучения со скоростью, определяемой его личными способностями, без перехода на индивидуальное обучение.
- Формирует потребность и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию.
- Обеспечивает высокую интенсивность обучения.
- Повышает интеллектуальный уровень и культуру, формирует навыки социального и делового общения.
- Повышает комфортность образовательной среды, снимает стресс и, как следствие, улучшает здоровье школьников. Ребята выполняют задания в парах постоянного состава и в парах сменного состава по определённым алгоритмам. Данная методика очень актуальна в период обучения в среднем и старшем звене. Ребята учатся сотрудничать друг с другом, делятся своими знаниями, учатся уважать мнение других людей. Она помогает решать многие проблемы обучения формированию основ самостоятельной работы, общеучебных умений и навыков.
Работа по модульным программам позволяет перевести обучение на субъект - субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учениками, дозировать виды помощи, работать в системе по отслеживанию результатов обучения. А так же изменять формы общения ученика и учителя, используя КСО, развивающее обучение, применять дифференцированный подход к каждому ученику.
Используя модульное обучение, учитель создает благоприятные условия для выработки у учащихся навыков самоконтроля, взаимоконтроля, сотрудничества с другими учащимися. Дети оживленно ведут содержательную беседу, принимают участие в дискуссии, анализируют, делают выводы, подводят итоги работы, оценивают себя и других, определяют для себя цель работы, выводят совместно с учителем цель работы и тему урока
Как видим, данная технология имеет четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения базируется на единстве принципов, системности, проблемности и модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов и рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений. Основной целью модульного обучения является активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит:
- повысить мотивацию изучения предмета;
- повысить качество знаний;
- повысить уровень образовательного процесса в целом.
Способ построения обучающего модуля. Технологическая карта
Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент.
Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.
Структура модуля
Номер Учебного элемента | Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка. |
Управление обучением (содержание, формы, методы). |
Рекомендации (Как сделать?) |
Время работы. Как работать. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка |
УЭ -0 |
Цели и задачи модуля. Актуализация целей. |
Методическое руководство. |
Необходимые знания и умения. |
Работа в парах. Взаимопроверка |
УЭ- 1 |
Учебный модуль. Цель элемента. |
Входной контроль. |
Пояснения к учебному материалу. |
|
УЭ - 2 |
Обобщение. Цель элемента. |
Источники информации, алгоритмы решения задач. |
|
|
УЭ - 3 |
Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трём уровням). |
|
|
Проверка по ключу, эталону. |
Технологическая карта конструирования темы или раздела
- № урока – модуля в разделе …
- № урока модуля в теме …
- Тема урока…
- Триединая цель урока (темы)…
- Дифференцированная цель урока для ученика…
- Что должен знать ученик в конце темы …
- Что должен уметь ученик в конце темы …
- Формируемая область понимания …
- Закрепление и развитие общеучебных умений и навыков …
- Воспитание на материалах темы …
- Тип урока и применённой педагогической технологии …
- Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертная оценка.
Лист учёта контроля
Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.
Фамилия, имя ученика
Учебный элемент (этапы работы) | Количество баллов по номерам заданий. |
Итого (кол-во баллов) |
||
|
№1 |
№ 2 |
№ 3 |
|
УЭ - 1. |
|
|
|
|
Заключение
Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает учащийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которой соответствует его индивидуальным возможностям.
Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.
Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу.
При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.
Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.
Использованная литература
- А.Дистервег. Технология модульного обучения.
- Шер Е.А. Методическая разработка на тему: «Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка в условиях введения ФГОС».
- Михайлова Е.М. Технология модульного обучения на уроках русского языка. Модульный урок "Имя прилагательное как часть речи", 6-й класс.
- Кибирева Н.А. Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.
- Публикации, взятые из педагогических сайтов.
Технология модульного обучения на уроках русского языка.
Модульный урок "Имя прилагательное как часть речи". 5-й класс
Тип урока: Урок систематизации.
Задачи:
- Сформировать знания об имени прилагательном как части речи.
- Воспитывать самостоятельность, внимание.
Методы и приемы:
- Словесные (беседа).
- Практические (упражнения).
- Метод работы под руководством учителя.
- Метод работы с учебником.
Общая цель: Систематизировать и обобщить знания о прилагательном.
В результате овладения темой учащиеся должны:
- знать правило;
- определять морфологические, синтаксические признаки имени прилагательного;
- уметь трансформировать, дополнять и моделировать текст;
- уметь видеть роль прилагательных в предложении.
Оборудование: Лист с заданиями модуля каждому учащемуся.
УЭ - 0. Цель:
- Изучить определение имени прилагательного.
- Научиться определять морфологические и синтаксические признаки.
Прочитайте цель и определите, что необходимо усвоить на уроке. (1 мин).
УЭ - 1. Входной контроль.
Цель: Проверить уровень знаний об имени прилагательном.
Прочитайте текст.
Пришла ………. з...ма. Одела д...ревья серебром, зав...лила …….. сугробами л…са, покрыла реки ……… льдом, разукрасила окна ……… узорами. М...хнула гостья ………… крылом и посыпались на землю ………. снежинки.
Ребята, конечно, рады. Они благодарят з...му за ………. морозец. Даже ………… снегири радостно щебечут, расхваливают зимушку.
Зима - ……… время года.
- Каких слов не хватает?
- Подберите подходящие эпитеты, постарайтесь восстановить текст.
- Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное», определите род, число, падеж. (Время выполнения 10 минут. Проверяют консультанты).
УЭ - 2. Цель: Изучить правило «Прилагательное как часть речи».
Вам поможет: п. 101, 81
- Расскажите соседу по парте правило.
- Затем поменяйтесь ролями.
- Оцените друг друга, отвечая на вопросы:
- По каким признакам отличается имя прилагательное от других частей речи?
- Какой постоянный морфологический признак у имени прилагательного?
- Как изменяются имена прилагательные?
- В какой форме бывают имена прилагательные?
- Какова роль прилагательных в предложении?
(время выполнения 10 минут).
УЭ - 3. Промежуточный контроль.
Цель: Проверить умение применять теоретические знания на практике.
Упражнение № 567 – выразительное чтение, морфологический и морфемный разбор.
Взаимоконтроль. 10 минут.
УЭ - 4. Упражнения для закрепления.
1) Допишите окончания прилагательных. Определите род, число, падеж:
- син_ лентой;
- из глубок_ норы;
- махров_ гвоздику;
- в зимн_ саду.
2) Подчеркните грамматическую основу в предложениях:
- Здоровье дороже золота.
- Сегодня небо светлее.
3) Упражнение № 568. В случае затруднения обращайтесь к учителю. Время выполнения 10 минут. Самопроверка.
УЭ - 5. Цель: Оценить полноту усвоения учебного материала.
Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели? (См. общую цель).
УЭ - 6. Выходной контроль.
Цель: Оцените полноту усвоения учебного материала в соответствии с поставленными задачами и целями.
Заполните листок контроля, оценив свою работу на уроке:
- «5» - все задания выполнил верно;
- «4» - допустил 1 -2 ошибки;
- «3» - выполнил половину задания;
- «2» - почти ничего не смог выполнить.
(Время выполнения 3 минуты).
Листок контроля
УЭ | Вид контроля |
Оценка |
итоговая |
УЭ-0 |
|
|
|
УЭ-1 |
|
|
|
УЭ-2 |
|
|
|
УЭ-3 |
|
|
|
УЭ-4 |
|
|
|
УЭ-5 |
|
|
|
Итог |
|
|
|
УЭ – 7. Задание на дом (дифференцированное).
- П. 101, № 570.
- Написать сочинение-рассуждение «Какая часть речи помогает нарисовать выразительную и яркую картину?».
- Проработать материал модуля еще раз.