Цели деятельности педагога:
Образовательные:
- развивать умения и навыки у обучающихся при решении физических задач нестандартной формулировки;
- сформировать целостную систему знаний по изученной теме.
Развивающие:
- совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения обучающихся, коммуникативные свойства речи;
- продолжить работу по развитию умений моделировать ситуацию.
Воспитательные:
- продолжить работу по формированию у обучающихся добросовестного отношения к учебному труду; коммуникативных умений, эстетического восприятия мира;
- развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию.
- воспитание чувства товарищества.
Ход урока
Вступительное слово учителя. (Эмоциональный настрой обучающихся)
Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы выясним, насколько глубоко усвоен вами один из основных законов физики в несколько нетрадиционной форме.
1. Активизация знаний в ходе фронтальной беседы.
Ответьте на вопрос.
Завизжала пила,
Зажужжала, как пчела
Пропилила полдоски,
Вздрогнула и стала,
Будто в крепкие тиски
На ходу пропала.
Так почему же вся работа стала?
2.
Щепочки колючие, тонкие,
Горючие,
Затрещат, как на пожаре,
В нашем старом самоваре
Чай попьем мы потому…?
3.
Маленькая юла
Вьется как пчела,
Долго кружится, вертится
Но на стол все ж приземлится.
Что же с нею вдруг случится
4.
Совершенно непонятно,
Почему вода течет
Сверху вниз, а не обратно
Так, а не наоборот?
5.
Стучу, стучу я молотком,
Верчу, верчу трубу на ломе
И отговаривается гром
В воздухе, и в каждом доме
Что скажешь ты на это?
6.
Живее рубанок, шибче шаркай
Шушукай, пой за верстаком,
Чеши тесину сталью жаркой
Стальным и жарким гребешком.
Ой, вейтесь, осыпайтесь на пол,
Вы, кудри русые, с доски!
Законы физики здесь выполняйтесь?
7.
Люблю когда под паром молот
Сжимает сталь в снопах лучей,
Люблю ковать, смел и молод,
У пасти огненных печей.
8.
"А мне, ты думаешь,
Светить
Легко?
Поди, попробуй! -
А вот идёшь -
Взялось идти,
Идёшь и светишь в оба!"
И знаешь, что?
В.Маяковский
9.
Воду стираешь с мокрого тельца
Полотенцем, как зверь мохнатый.
Чтобы суше пяткам - пол стелется,
Извиняюсь за выражение, пробковым матом.
Себя разглядевши зеркало вытравленное
Гляжу и думаю «Очень правильная
Эта, наша, физики власть»Ты видел, чтоб из "ничего"
Возникло бы вдруг "что-то"?!
Не посадив зерно, собрал ли
Урожай хоть кто-то?И физики законы изучив,
О многом нам поведай.
Примеры приведи,
И воедино их свяжи.
Сегодня на уроке мы ещё раз вспомним, что такое импульс тела? энергия?
Что такое импульс,
Нам узнать бы не мешало.
Чтоб толкаясь, и борясь,
В стенку мягко ударяясь,
Сохранить своё здоровье
И поведать не таясь, что?
Импульс – произведение массы на скорость.
Обозначается p=mv, измеряется в кг × м/с.
Для него выполняется закон сохранения
где индекс 1 – характеризует состояние до взаимодействия,
индекс 2 – состояние системы после взаимодействия.
Без импульса нет движения,
Его изменение без сожаления
Импульсом силы мы назовём.
Движутся танки, скачут лошадки,
Летят самолёты, взлетают ракеты
Импульсы – это движение планеты.Энергия и импульс рядом идут.
И если энергия вечна и не исчезнет вдруг,
То она бесконечна и не существует вдруг.
Энергия в нас, как импульс в движении
Всегда в окружении сил и полей
И каждый раз я восхищаюсь
Её переходом и превращением,
Её удивительным изменением!Госпожа «Энергия»
Трудная наука,
Мистер «Импульс»
Тоже не простак
Разобраться с ними нужно
И понять что и как?
- Давайте вспомним какие виды энергии нам уже знакомы?
Кинетическая, потенциальная, внутренняя.
- Какую энергию мы называем кинетической? Потенциальной? Внутренней?
Энергия движения
Энергия взаимодействия Ep = mgh,
Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.
Энергия превращается,
Энергия изменяется, но
Для неё один закон никогда не изменяется.
- Какой?
- Закон сохранения энергии: Ек1 + Ер1 = Ек2 + Ер2
Скачет маленький цыплёнок,
Едет танк, бежит слоненок,
Быстро дай ответ: в чем секрет?
- Все эти тела обладают кинетической энергией.
Вот перед тобою мяч.
Ударяется о землю, мчится вскачь.
Отчего же этот мячик
Так трусливо, резво скачет?
Быстро дай ответ: в чем секрет?
- При ударе изменяется форма и размер мяча. Возникает деформация, при которой появляется сила упругости, стремящаяся восстановить форму тела. Здесь происходит превращение потенциальной энергии в кинетическую и внутреннюю.
III. Следующий этап урока, групповая работа. Класс разбивается на три группы. Каждая группа получает задачи по темам «Импульс», «Энергия», «Законы сохранения».
Задачи для 1 группы.
1.
Тело массы небольшой (10 кг.)
скорость развивает (5м/с).
И какой же импульс получает?
P=mV, P=10кг.*5м/с=50кг*м/с
2.
Пистолет готов к стрельбе.
Пуля массой 20г горизонтально вылетает.
И каждый из нас сегодня понимает,
чтоб стрелком хорошим стать,
нужно пружину сначала сжать.
И лишь потом она стреляет,
и пуля скорость набирает.
Задачи для 2 группы
1.
Тело массы неизвестной
Катится вперед
Скорость равная 4 м/с
Сообщает импульс 20 кг × м/с
2.
Стоят футбольные врата
Штангами мигая,
А, мяч ничего не замечая
Бьет по штанге … и судья
Просит на пенальти – энергию мяча ( 10 м/с)
Относительно штанги и вратаря расчесть.
Mv²/2 = 35 Дж - относительно штанги
Mv1²/2= m(v+v1)/2 =140 Дж - относительно вратаря.
Задачи для 3 группы.
1.
Энергия тела сейчас неизменна (20 Дж)
Но масса его нам все же известна: 10 кг
Вот скорость найти бы и импульс расчесть.
2.
Бьются молот с наковальней
Высота им нипочем(0,8 м)
Хочет знать лишь наковальня
Мощность удара здесь при чем?
А у молота задача (м=100 кг)
Не мала была б затрата
Если время маловато(0,002с)
E =mgh = 800 ДжМного мы задач решали,
Но успех приходит к тем,
Кто быстрее и дружнее
Вспомнит множество изученных тем.А чтобы закон сохранения
запомнить
Достаточно импульс с энергией
вспомнить.
И вмиг все решатся задачи
А быть и не может иначе.
IV. Подведение итогов урока
Рефлексия – из трех предложенных стихов выбрать одно, характеризующее состояние на конец урока.
Искрятся глаза,
Смеется душа,
И ум мой поет
«К знаниям вперед!»Не весел я сегодня,
В тишине взгрустнулось мне,
И о законах сохраненья
Все промчалось вдалеке.Вспоминая все познания свои
И мир физики вновь постигая,
Я благодарен матушке судьбе,
Что импульс есть и энергии не счесть.
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы уроков позволяют уйти от традиционности урока, оживить мысль. Однако частое обращение к проведению уроков в такой форме также нежелательно, т.к. приведет к снижению учебной мотивации и станет обыденным.