Историческая игра "Наследники Победы"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Класс: 9

Ключевые слова: игра, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель: повышение гражданской ответственности за судьбу страны, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, воспитания гражданина, любящего свою Родину.

Задачи:

  • формировать знания об основных этапах, процессах, ключевых событиях Великой Отечественной войны;
  • развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;
  • развивать личностные качества обучающихся на основе примеров из истории: патриотизма, мужества;
  • способствовать приобретению опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Ход игры

Учитель. Сегодня мы собрались на исторической игре «Наследники Победы», посвященной Победе в Великой Отечественной войне. В игре принимают участие команды 9-х классов. За правильные ответы вы будете получать баллы, и в конце игры жюри подведет итоги. (приложение 1)

1 этап. Сражения Великой Отечественной войны (5 баллов)

Учитель.

Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои,
И память, через годы пролетая,
Ведет опять в походы и бои.

На первом этапе игры вспомним великие битвы Великой Отечественной войны.

1. Прочтите отрывок из воспоминаний Маршала Советского Союза Р.Я.Малиновского и укажите битву, о которой идёт речь, и ее хронологические рамки.

«Битва по ожесточению и упорству борьбы не имеет себе равных. Развернувшиеся в её ходе потрясающие танковые сражения были непревзойдёнными как по количеству участвовавших в них танков, так и по потерям с обеих сторон. Нужно прямо сказать, что в этой страшной схватке был сломлен становой хребет гитлеровской армии и фашистская Германия, окончательно потеряв надежду на успех, реально увидела перед собой поражение в войне». (Курская битва, 5 июля – 23 августа 1943 год, 1 балл)

2. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите битву, о которой идёт речь, и ее хронологические рамки.

«Битва… по количеству войск и боевой техники, размаху и напряжённости боёв и операций была одной из крупнейших в истории войн. Свыше 7 млн солдат и офицеров, около 6,5 тыс. танков, 53 тыс. орудий и миномётов и более 3 тыс. боевых самолетов Германии и СССР в течение 203 суток вели яростное противоборство. Пламя сражений охватило территорию, равную по площади таким государствам, как Англия, Швейцария и Исландия вместе взятым… Впервые во Второй мировой войне армия Германии потерпела крупное поражение, миф о её непобедимости был развеян. Германия… проиграла «молниеносную войну» против СССР». (Битва за Москву, 30 сентября 1941 – 20 апреля 1942, 1 балл)

3. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите битву, о которой идёт речь, и ее хронологические рамки.

«Город был в огне. Пламя пожаров поднималось на несколько сот метров. Фашистские самолёты пролетали над головой. Не только земля, но и небо дрожало от разрывов. Тучи дыма и пыли резали глаза. Здания рушились, падали стены, коробилось железо. Казалось, что всё живое здесь погибает, но люди шли в бой… Жарко приходилось и на Мамаевом кургане. Здесь противник стянул несколько батальонов пехоты и свыше 20 танков. Шесть раз в течение дня фашисты пытались сбить наши подразделения с высоты и каждый раз откатывались, на склонах кургана оставались сотни трупов. Гвардейцы отбили все атаки врага». (Сталинградская битва, 17 июля 1942 – 2 февраля 1943, 1 балл)

4. Прочтите отрывок из воспоминаний контр-адмирала В.С.Черокова и укажите битву, о которой идёт речь, и ее хронологические рамки.

«Мы проклинали лёд, сковавший наши корабли. И вместе с тем с нетерпением ждали, когда он окрепнет. Лёд на Ладоге превращался в союзника [города]. Моряки гидрографического отделения флотилии пристально следили за ледоставом… Разведку ледовой обстановки осуществляли также армейские части. Так общими усилиями была проложена трасса, по которой через несколько дней двинулся нескончаемый поток грузовиков. Знаменитая ледовая «дорога жизни» стала действовать». (Блокада Ленинграда, 8 сентября 1941 – 27 января 1944, 1 балл)

2 этап. По местам великих битв

1. Ответьте на вопросы по карте.

  1. Какой город обозначен на карте цифрой 1.
  2. Какая военная операция показана на карте, какое кодовое название она имела.
  3. Какой город обозначен на карте цифрой 2.

(Минск, освобождение Белоруссии, операция «Багратион», Варшава) 3 балла

2. Ответьте на вопросы по карте.

  1. Назовите город, обозначенный на карте цифрой 1.
  2. Какая военная операция показана на карте, какое кодовое название она имела.
  3. Какой город обозначен на карте цифрой 2.

(Сталинград, Сталинградская битва, операция «Уран», Калач-на-Дону) 3 балла

Слово жюри

3 этап. Герои войны (3 балла)

Учитель. Главным героем войны был простой солдат. Это он вынес на своих плечах всю тяжесть кровопролитных боев, показал невиданную стойкость и беспримерный героизм. А знаете ли вы героев Великой Отечественной войны?

1. Летчик, Герой Советского Союза, 26 июня 1941 года направил подбитый самолет в скопление танков противника.         

(Николай Гастелло)1 балл

2. Советский летчик-истребитель, Герой Советского Союза, в августе 1941 года одним из первых совершил ночной таран, сбив бомбардировщик врага.

(Виктор Талалихин) 1 балл

3. Гвардии рядовой, Герой Советского Союза, 23 февраля 1943 года в бою за деревню Чернушки закрыл своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев.

(Александр Матросов) 1 балл

4. Советский разведчик, Герой Советского Союза, в совершенстве владел немецким языком, под видом немецкого обер-лейтенанта выполнял сложные, дерзкие диверсионные задания на Украине.

(Николай Кузнецов) 1 балл

5. Советский летчик, Герой Советского Союза, после ампутации обеих ног вернулся к полетам и еще сбил 7 самолетов, прототип героя «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого

(Алексей Маресьев) 1 балл

6. Партизанка, первая женщина, получившая звание Герой Советского Союза.

(Зоя Космодемьянская) 1 балл

Слово жюри

4 этап. Маршалы Победы. (2 балла)

Учитель. Испокон веку русский солдат стоял на страже мира и покоя своего народа, охраняя границы родной земли. Кому не известны сегодня великие события русской военной истории – Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтава, Бородино!.. Россия гордится своими великими полководцами: Александром Суворовым, Михаилом Кутузовым, Георгием Жуковым, - принесшим славу русскому оружию. Узнайте полководца по его характеристике.

1. Маршал Советского Союза, с июня 1942 года до конца войны командовал фронтом. Руководил действиями войск по обороне Москвы, прорыве блокады Ленинграда, освобождению Прибалтики. Кто этот полководец?

(Леонид Александрович Говоров) 1 балл

2. Этот полководец, по словам американского исследователя Кайдена, «нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их, во второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастическое количество танков. Немцы были более чем знакомы с именем и сокрушающим мастерством… ибо перед ними был военный гений». О ком идет речь?

(Георгий Константинович Жуков) 1 балл

3. Как и Жуков, этот полководец не имел специального образования. Москва, Сталинград, Курск, Белоруссия – во всех крупнейших победах войны есть его вклад. Сильный, волевой и одновременно спокойный, он создал вокруг себя атмосферу порядочности, взаимоуважения. Среди солдат ходили легенды о его особой «заговоренности». Именно ему выпала честь командовать Парадом Победы в Москве. Назовите имя этого полководца.

(Константин Константинович Рокоссовский) 1 балл

4. Как военачальника его отличала тяга к нестандартным решениям и смелому маневру. Не случайно войска под его командованием совершили в последние дни войны молниеносный марш-бросок к Праге. Он был беспощаден к воюющему противнику, он умел оценить его мужество. В дни Корсунь-Шевченковского сражения пал в бою командир окруженной немецкой группировки генерал Штеммерман. Он дал разрешение пленным похоронить своего генерала с воинскими почестями. Назовите его.

(Иван Степанович Конев)1 балл

Слово жюри

5 этап. Краеведческий (3 баллов)

Учитель. Наши земляки сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны, прославив своими боевыми подвигами Кузбасс. Соотнесите описание героя и его подвига с именем героя. (учащиеся получают карточки, которые нужно соединить).

1. 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково под Москвой воины 316-й стрелковой дивизии генерала И.В.Панфилова в 4-х часовом бою подбили 18 танков, но почти все погибли (в роте было 28 солдат). Среди оставшихся в живых был и наш земляк.

(Илларион Романович Васильев) 1 балл.

2. 19 июля 1942 года совершил подвиг, закрыв своим телом амбразуру фашистского пулемёта, спасая жизни своих товарищей. Старшина отдал жизнь за Родину, он был посмертно награждён орденом Красного знамени. Одна из улиц Кемерово носит его имя.

(Михаил Петрович Абызов) 1 балл

3. За годы войны авиационный полк, которым командовал этот герой, произвёл 3820 вылетов: уничтожил 356 танков, 665 орудий, 2128 автомашин, взорвал 27 эшелонов с войсками, уничтожил 1000 немецких солдат и офицеров. Подполковник совершил 115 боевых вылетов, уничтожил 63 танка, 201 автомашину, сбил 4 самолёта противника. За смелость и отвагу, за умелое руководство полком ему 29 июня 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Улица, расположенная рядом с нашей школой, носит его имя.

(Степан Харитонович Марковцев) 1 балл

4. Закончив 10 классов школы №12 Кемерово, поступила в Московский торговый институт. Когда началась война, девушка добровольно ушла в партизанский отряд под Москвой.  Однажды, после выполнения заданий, группа наткнулась на немецкую засаду, партизаны прорвались, а тяжело раненная девушка попала в плен. После страшных издевательств, не выпытав ни слова о партизанах, фашисты повесили ее. Посмертно награждена орденом Отечественной войны. Герой России. В честь нее названа улица в нашем городе, школа №12.

(Вера Даниловна Волошина) 1 балл

5. Учился в школе №12 вместе с Верой Волошиной. 23 июня 1944 года при форсировании реки Проня (Белоруссия) и прорыве сильно укрепленной обороны немцев его батальон первым перешел в наступление, преодолел водный рубеж и ворвался в немецкие траншеи. В бою за деревню Хорошки трижды водил свой батальон в атаку, погиб в бою. 24 марта 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза.

(Юрий Михайлович Двужильный) 1 балл

6. Учился в школе № 4, на здании школы установлена мемориальная доска, свидетельствующая о том, что этот человек, который провёл в небе 20 лет и о котором при жизни складывались легенды, учился в её стенах. С первых дней войны на фронте. Ржев, Смоленск, Белгород и Гомель, Штеттин и, наконец, Берлин. Десятки боевых вылетов. В честь героя названа улица в нашем городе, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

(Александр Васильевич Сарыгин) 1 балл

Слово жюри

6 этап. Города-герои (11 баллов)

Учитель. Золотыми буквами вписаны в летопись истории Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. имена 13 городов. Они олицетворяют немеркнущий подвиг советского народа, разгромившего немецко-фашистских захватчиков и отстоявшего честь и независимость Родины. За массовый героизм и мужество эти города удостоены почетного звания «Город-герой». Вам предлагается разгадать кроссворд о городах-героях.

Кроссворд «Города-герои»

По горизонтали:

1. О защите какого города идёт речь?
Четыре часа длился неравный бой.

14 горящих танков осталось на поле боя. Фашисты не смогли прорваться. Вечером они начали новую атаку. «30  танков, друзья, - сказал бойцам Клочков. - Велика Россия, а отступать некуда…» Один за другим пылали подбитые танки. Почти все герои погибли. Но враг не прошёл.

2. Город-крепость.

3. Город-герой, морской порт, занят фашистами, но продолжил сопротивление, в 2014 году вернулся в состав России.

4. Город-герой, где в 1941 году состоялось важное сражение, которое задержало продвижение немцев к Москве.

5. В этом городе 29–30 сентября 1941 года оставшиеся евреи были согнаны в Бабий Яр и там жестоко убиты, погибли 33 731 человек. Это столица Украины.

6. Этот город был оккупирован фашистами в самом начале войны, в городе создано три еврейских гетто, в окрестностях действовало три концлагеря, но город продолжил сопротивление. Освобожден в ходе операции «Багратион», столица Белоруссии.

7. О каком городе-герое можно сказать: «…Был город-фронт, была блокада…». 900 дней и ночей был оторван город от Большой земли.

8. Город-герой, в районе которого состоялось сражение, завершившее коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

9. Город в 1941 году попал в осаду, но город не смогли захватить, город русских оружейников.

10. Город-герой, оказал активное сопротивление фашистам, в годы войны тысячи мирных жителей, евреев, были казнены, сейчас главный порт Украины.

По вертикали:

1. Город-герой на Волге, где проходила решающая битва в годы Второй мировой войны.

Ответы.

По горизонтали: 1. Москва. 2. Брест. 3.Севастополь. 4. Смоленск. 5. Киев. 6. Минск. 7. Ленинград. 8. Курск. 9. Тула. 10. Одесса. По вертикали: 1. Сталинград.

Слово жюри.

7этап. Памятники города Кемерово, посвященные Великой Отечественной войне (2 балла)

Учитель. В нашем городе есть много памятников, посвященных войне. Узнайте их по картинке. За правильный ответ 1 балл.

  1. Памятник Г.К.Жукову.
  2. Памятник воинам-кузбассовцам, павшим за Родину в 1941–1945 гг.
  3. Памятник труженикам тыла.
  4. Памятник в честь подвига жителей и защитников блокадного Ленинграда.

Учитель. Памятники нашего города – это постоянное напоминание о тех, кто приближал Победу, выстоял в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Важно сохранить память о войне для будущих поколений.

Жюри подводит итоги.

Награждение победителей.

Презентация

Список литературы

1. Герои Советского Союза, Российской Федерации - кузбассовцы, участники Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Биобиблиографический указатель литературы/ Автор-составитель Гайдукова Л.В. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006.

2. Данилов А.А. История России, XX — начало XXI века. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М. Ю.Брандт. — М.; Просвещение, 2014. — 383 с.

3. Кислицына Л.П. Познавательная игра для старшеклассников, посвященная Дню Победы// Классный руководитель, 2004, №8.

4. Открытый банк заданий ЕГЭ [Электронный ресурс]: Официальный Сайт  Федеральный Институт Педагогических Измерений / Режим доступа: http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege (дата обращения 24.01.2019).