Открытый урок литературного чтения по произведению Виталия Бианки "Музыкант"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2

Ключевые слова: литературное чтение, Виталия Бианки «Музыкант»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель:

  • познакомить обучающихся с творчеством В.Бианки;
  • учить читать выразительно, без ошибок;
  • развивать внимание, мышление;
  • прививать любовь к природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать по плану.

Оборудование: портрет и книги Бианки, карточки с биографическим текстом, с текстом для речевой разминки, карточки с деформированным планом, картинный план сказки В.Бианки «Сова», презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.

II. Самоопределение к учебной деятельности

  • Для чего нужны уроки чтения?
  • Прочтите пословицу «Чтенье – лучшее ученье», объясните смысл.

III. Проверка домашнего задания

1. Работа в парах

  1. Какой раздел мы изучаем? («О братьях наших меньших»)
  2. По опорным словам отгадайте название произведения:
    1. (Дача, мальчики, ёжик) Евгений Чарушин «Страшный рассказ»
    2. (Утка, мальчики, утята) Михаил Пришвин «Ребята и утята»
    3. (Утята, стрекоза, Алёша) Борис Житков «Храбрый утёнок»
    4. (Старик, сова, шмели) Виталий Бианки «Сова»
    5. Какова главная мысль сказки?

2. Пересказ по картинному плану сказки В.Бианки «Сова».

IV. Речевая разминка

На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз, 
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

На доске:

Мишка и мушка.
Мишка брёл лесной опушкой.
Повстречался мишка с мушкой.
Закричала мушка грозно:
- Уходи, пока не поздно! – 
Гром тут грянул, как из пушки.
Убежал медведь с опушки.

- Что показалось в этом стихотворении вам особенно интересным? А может ли быть такое на самом деле?

  • Чтение стихотворения вместе с учителем.
  • Чтение стихотворения самостоятельно.
  • Чтение вслух отдельными учениками

V. Определение темы и цели урока

На доске запись:

  • Заходер (Борис)
  • Крылов (Иван)
  • Пушкин (Александр)
  • Носов (Николай)
  • Чуковский (Корней)
  • Токмакова (Ирина)

- Установите, с творчеством какого писателя мы познакомимся на уроке. Его фамилию можно определить по первым буквам имён писателей.

Значит, мы на уроке познакомимся с творчеством Виталия Валентиновича Бианки.

- Откройте книгу на с.142 прочтите название произведения.

- «Музыкант»

- Итак, тема урока: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»

- Зная тему, поставьте цель урока.

Цель урока:

  • познакомимся с творчеством В.В.Бианки;
  • познакомиться с произведением «Музыкант»;
  • научимся правильно, выразительно читать и анализировать произведение, составлять план.

VI. Работа по теме урока

1. Знакомство с биографией (самостоятельное чтение)

Виталий Бианки один из самых любимых детских писателей нашей страны. Родился он в Петербурге 12 февраля 1894 года в семье учёного биолога. Писатель закончил Петербургский университет, где с большим интересом изучал жизнь растений и животных. Виталий Валентинович жил в разных районах нашей страны и много путешествовал, свои впечатления он воплощал в детских произведениях.

Писать для детей он начал в 28 лет. За 30 лет написал для детей более 120 книг, в которые вошло более 200 рассказов, сказок, повестей.

В своих произведениях Виталий Бианки с большой любовью пишет о животных, птицах. Виталий Бианки - мастер литературной сказки. Многие названия его произведений содержат любопытный вопрос. Например, «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?», «Где раки зимуют?», «Чьи это ноги?».

Виталий Бианки учит детей любить природу, бережно относиться к ней.

Что узнали о жизни и творчестве В.В.Бианки?

2. Словарная работа.

  • Медвежатник – охотник на медведя;
  • Завалинка – невысокая земляная насыпь возле избы;
  • Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;
  • Щепка – тонкая пластинка, отколотая от дерева;
  • Опушка – край леса.

3. Предопределение учащимися содержания нового произведения.

- Зная название произведения, слово-отгадку из речевой разминки, попытайтесь определить, о чём пойдёт речь.

4. Чтение нового произведения учителем, учениками, ответы обучающихся после каждой части - прогнозирование.

5. Проверка первичного восприятия.

- Чьё предположение оказалось более точным?

Ответьте на вопросы

  1. Что делал старик, когда встретил колхозника?
  2. Что сообщил колхозник старику?
  3. Как поступил старик?
  4. Что он услышал, когда отдыхал в лесу?
  5. Какую картину увидел старик в лесу?
  6. Как поступил старик?

VII. Физкультминутка

- Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши.

- Если я назову дерево, то вы топаете на месте.

Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.

6. Вторичное чтение текста обучающимися

Установка: определить жанр произведения.

7. Анализ произведения

  1. Определите жанр произведения. Это рассказ. (Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика)
  2. Кого автор называет музыкантом? (Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте)
  3. Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов? (Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа)
  4. И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит? (Слушаются ответы учащихся).

Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

8. Работа над планом.

Восстановите последовательность событий в тексте. (Работа в парах)

1 часть. Старый медвежатник любил музыку.

2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя.

3 часть. Медведь – музыкант.

4 часть. Охотник пожалел медведя.

9. Найти отрывок к рисунку с.143-144.

VIII. Подведение итогов урока

  • С каким произведением познакомились?
  • Кто автор?
  • Почему автор назвал рассказ «Музыкант».
  • Как в рассказе отражается характер писателя?

IX. Рефлексия

  • Сегодня на уроке я узнал(а) …
  • На этом уроке я бы похвалил(а) себя за…
  • После этого урока мне захотелось…

X. Домашнее задание

  1. Подготовить пересказ текста с. 142-145.
  2. Найти сообщение о бурых медведях.
  3. Выполнить задание №7 на стр. 145.