Разработка урока на тему: Решение задач по теме "Треугольники"

Разделы: Математика

Класс: 7

Ключевые слова: треугольники, блиц-контрольная


Класс: 7

Характеристика класса: наполняемость класса 23 человека, из них 13 мальчиков и 10 девочек; высокий уровень успеваемости у 5 детей, остальные имеют средний уровень развития; уровень учебной мотивации выше среднего.

Средства обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник «Геометрия 7-9» (Л.С. Атанасян), раздаточный материал (чертежи по 3 признакам равенства треугольников для групповой работы, бланки с вопросами на повторение теоретического материала, треугольники из разноцветной бумаги для проведения эмоциональной рефлексии); компьютер; проектор; экран; презентация; планшеты или ноутбуки с доступом в интернет и установленной программой Quizizz (для проведения самостоятельной работы в форме теста).

Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов:

личностных:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • способность проявлять познавательный интерес к изучению предмета, умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности;

метапредметных:

  • познавательные: умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение видеть математическую задачу в окружающей жизни, формирование и развитие ИКТ-компетентности;
  • коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в парах и группах, находить общее решение, формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение;
  • регулятивные: определение целей учебной деятельности, выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению; умение осуществлять контроль по результату и по способу действия;
  • личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету; формирование основных морально-этических норм поведения;

предметных:

  • умение применять изученные понятия для решения задач практического характера;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • умение решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин.

Учащиеся научатся: пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира; распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации; находить значение длин линейных элементов применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов; решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и применяя изученные методы доказательств.

Учащиеся получат возможность научиться: овладеть методами решения практических задач на вычисления и доказательства.

Ход урока

Деятельность учащихся Деятельность учителя

I. Организационный момент. (2 мин.)

Цель: создание комфортной психологической атмосферы на уроке, включение обучающихся в ритм урока.

Методы: словесно-наглядной передачи знаний (беседа, лекция, проблемный вопрос на основе эпиграфа).

Формы: фронтальная.

Личностные УУД:

  • способность проявлять познавательный интерес к изучению предмета.

– Да

– Да

– Да

– Да

– Да

Слушают

– Будем говорить о треугольниках

– Дети, вам тепло? (Слайд 1)

– В классе светло?

– Прозвенел уже звонок?

– Только начался урок?

– Хотите учиться?

– Значит можно садиться!

Здравствуйте! Я рада приветствовать Вас!

Эпиграфом к уроку я выбрала слова философа и поэта Джордано Бруно «Треугольник есть первая фигура, которая не может разложиться в другой вид более простой фигуры (между тем как, наоборот, четырехугольник разлагается на треугольники) и поэтому есть первый фундамент всякой вещи, имеющей границу и фигуру». Как вы считаете, почему я выбрала именно этот эпиграф?

– Да, вы правы. (Слайд 2)

Одна из первых фигур, с которой вы познакомились на уроках геометрии - треугольник. Это очень красивая и интересная фигура, которая хранит в себе немало тайн, как Бермудский треугольник, в котором до сих пор пропадают корабли и самолёты, и никто не может объяснить причины этих явлений. (Слайд 3)

Если присмотреться и взглянуть вокруг, мы можем увидеть множество очертаний треугольника в окружающем мире. Он является одной из первых геометрических фигур, которая стала использоваться в орнаментах древних народов. В древнем Египте он являлся воплощением триады- духовной воли, любви и высшего человеческого разума. Треугольники используют в конструкции мостов и высоковольтных линий передач. Даже в искусстве треугольник тоже нашёл свое место: его используют художники в написании своих шедевров, а в музыке есть такой инструмент «треугольник».

II. Постановка темы, цели и задач урока (3 мин.)

Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся, направленную на определение границ «знания/незнания» и соотнесение учебной цели с собственными учебными задачами

Методы: побуждающий диалог от проблемной ситуации, отсроченная отгадка, тест «знаю/не знаю»

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Личностные УУД:

  • способность проявлять познавательный интерес к изучению предмета, умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности;
  • формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД:

  • определение целей учебной деятельности, выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению.

Выполняют записи

Отвечают в тетради

Желающие, озвучивают цели, поставленные на урок

Записывают тему

– Итак, наш сегодняшний урок будет посвящён треугольнику. Откройте тетради, поставьте число, и оставьте одну строчку для темы.

Поставьте в столбик числа от 1 до 5. Я предлагаю вам ответить на вопросы. (Слайд 4)

– Основываясь на ваши ответы, что вы хотите получить от сегодняшнего урока?

– Значит цель нашего урока учиться применять теоремы, выражающие признаки равенства треугольников при решении задач. Соответственно тема урока «Решение задач по теме треугольники». Давайте запишем.

III. Актуализация опорных знаний (15 мин.)

Цель: повторить изученный материал по теме «Треугольники», необходимый для открытия новых знаний, выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого.

Методы: эвристическая беседа, «лови ошибку».

Форма: фронтальная, парная, групповая.

Личностные УУД:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
  • формирование основных морально-этических норм поведения
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
  • Познавательные УУД:
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Коммуникативные УУД:

  • умение работать в парах, группах находить общее решение, формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение.

Предметные УУД:

  • умение решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и применяя изученные методы доказательств.

– Второй признак равенства треугольников

– Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.

– Первый признак равенства треугольников

– Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны

– Третий признак равенства треугольников

– Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.

Выполняют задание

Высказывают своё мнение

Обсуждают, размещают графики по колонкам

Ответственный группы помещает ватман с чертежами на доску

 

– Для того чтобы решать задачи нам нужно вспомнить теоремы, выражающие признаки равенства треугольников и определения по теме «Треугольники». (Слайд 5)

– Какой признак зашифрован на первом рисунке?

– Сформулируйте второй признак равенства треугольников?

(Слайд 6)

– Какой признак зашифрован на втором рисунке?

– Сформулируйте первый признак равенства треугольников?

(Слайд 7)

– Какой признак зашифрован на третьем рисунке?

– Сформулируйте третий признак равенства треугольников.

– Молодцы. Следующее задание вы можете найти в приложении 1. Подобное задание встречается на Государственной итоговой аттестации. Я предлагаю выполнить его вместе с соседом по парте. Если вы считаете, что утверждение записано верно, ставьте «+», если нет, то «-». Та пара, которая первой выполнит задание, при условии, что все будет верно, получит оценки в журнал. На выполнение даётся 1 мин 30 сек.

Давайте выполним проверку.

(Слайды 8-12)

Какой знак вы поставили в первом (втором, третьем, четвертом, пятом) утверждении? Кто не согласен?

– Молодцы! Теорию повторили.

(Выключает проектор)

– Теперь посмотрим, как применяются признаки равенства треугольников при решении задач. И первое задание я предлагаю вам выполнить в группах. Развернитесь, первая парта ко второй, третья к четвертой. Прежде чем мы начнем напоминаю о правилах работы в группе. 1. В группе должен быть лидер

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

Итак, в геометрии очень важно уметь смотреть и видеть, замечать и отмечать различные особенности геометрических фигур. На партах у каждой группы лежит ватман и три чертежа, посовещайтесь и приклейте чертёж в нужную колонку. На обсуждение дается 3 минуты. Можете приступать. (песочные часы)

Теперь проверим правильно ли члены группы распределили чертежи по колонкам. Давайте сравним у всех ли получилось одинаково.

(Учитель вместе с учащимися выполняют проверку.

– В первой (второй, третьей) колонке получились разногласия. Кто не прав?) Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

IV. Физкультминутка (зрительная) (30 сек.)

Цель: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд.

Методы: наглядно-демонстрационный.

Формы: фронтальная.

Выполняют

А теперь давайте немного отдохнём. Расслабьтесь.

Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем и продолжаем работать.

V. Воспроизведение знаний на новом уровне (11 мин.)

Цель: научиться применять знания по теме, при решении практических задач.

Методы: практические задачи, наглядно- демонстрационный, практичность теории.

Формы: фронтальная.

Предметные УУД:

  • умение решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин
  • умение применять изученные понятия для решения задач практического характера;
  • овладение языком геометрии для описания предметов окружающего мира.

Личностные УУД:

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Познавательные УУД:

  • умение видеть математическую задачу в окружающей жизни.

Объясняют решение задачи

– Астролябия, прямые

– Методом провешивания прямой.

– Рулеткой

– Кучукское

Отвечают

Выполняют чертёж в тетради

Один ученик выполняет решение у доски

Нужно измерить расстояние AD,т.к AD=АВ

Теперь переходим к задачам практического содержания. Решим задачу. (Слайд13) (Пункты А и В расположены на берегах, а кабель прокладывается по дну реки, т. е. условно ищем длину отрезка АВ).

– Давайте вспомним с помощью какого прибора измеряют углы на местности?

Как строят прямые на местности?

С помощью чего измеряют расстояние на местности?

– Ребята, а какое озеро располагается в Благовещенском районе?

– Что Вы знаете о Кучукском озере?

(Слайд 14(анимация))

Кучукское озеро— это второй по величине водоем Алтайского края. Озерная вода необычна — она горько-соленая, дно содержит залежи мирабилита (природной соли). Из-за высокой минерализации озеро не замерзает даже в суровые зимы. А летом, к июлю—августу, прогревается до 25 градусов. Вода в Кучуке имеет необычный космический оттенок — малиновый. Это из-за того, что вода представляет собой сульфатную рапу, а само озеро — это котловина с соленой водой, оставшаяся после ухода Мирового океана. И я предлагаю вам узнать, как найти его длину, оказывается это тоже можно сделать с помощью признаков равенства треугольников!

(Слайд 15)

Изобразите схематически в тетради озеро вытянутой формы, обозначьте на правом и левом берегах точки А и В. Сделаем дополнительное построение. Через точку В по суше проведём прямую b, на ней отметим точку С так чтобы ∠АСВ=90˚, далее отложим на прямой отрезок СД равный отрезку ВС. Соединим точки А и Д. Решение (записать дополнительные построения. Кто хочет решит эту задачу у доски?

– Какое расстояние на местности надо измерить, чтобы узнать длину озера? Почему? В действительности длина Кучукского озера равна 20км. (Выключить презентацию)

VI. Физкультминутка(двигательная) (1 мин.)

Цель: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд.

Методы: наглядно-демонстрационный.

Формы: фронтальная.

Выполняют

А теперь все дружно встали.

Вдох-выдох, потянулись.

Руки – вверх, поработали пальчиками – составили различные треугольники.

Левой рукой нарисовали в воздухе треугольник, затем – правой, и – обеими.

Нарисовали на полу треугольник каждой ногой.

Стряхнули усталость с рук, ног. Сели.

VII. Контроль усвоения знаний (3 мин. 30 сек.)

Цель: проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач.

Методы: блиц-контрольная.

Формы: индивидуальная.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие ИКТ-компетентности.

Коммуникативные УУД:

  • умение работать индивидуально.

Выполняют тест

А теперь я вам предлагаю пройти небольшой тест на оценку. Зайдите в приложение Quizizz, введите ключ. Обратите внимание, в ответах буквы в названиях треугольников расположены в алфавитном порядке.

VIII. Домашнее задание (1 мин.)

Цель: сообщить обучающимся о домашнее задание, определить и разъяснить критерии его успешного выполнения.

Методы: дифференцированный.

Формы: фронтальная.

Личностные УУД:

  • умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности.

Ребята внимательно слушают и записывают задания. Учащимся нужно оценить степень своего усвоения темы и умение адекватно выбрать задание по силам.

Откройте дневники. Домашнее задание вы можете выбрать себе сами:

  • на «3» №139(а)
  • на «4» №139(а, б)
  • на «5» №139+169

IX. Итог урока (2 мин.)

Цель: осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

Методы: фронтальный опрос, беседа.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Личностные УУД:

  • умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности.

Регулятивные УУД:

  • выделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению

Повторно отвечают на вопросы (Да/Нет).

Поднимают руки.

 

Ребята, наш урок подходит к концу и настала пора подвести итоги. Вернемся к тем вопросам с которых мы начинали урок. Ответьте ещё раз на вопросы. (Слайд 16)

– У кого «-» изменился на «+»?

Я очень рада, что урок прошёл плодотворно и вы научились решать задачи, в которых у вас возникали трудности. Те ребята, у которых не всё получилось, не расстраивайтесь, вы продолжите решение задач по этой теме на последующих уроках.

X. Рефлексия (1 мин.)

Цель: оценить успешность достижения цели.

Методы: наглядно-демонстрационный.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Личностные УУД:

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов.

Выбирают треугольник, который отражает цвет их настроения, приклеивают на ватман.

В начале урока я говорила, что треугольник часто встречается в живописи. И я Вам предлагаю создать нашу общую картину. На каждой парте в конвертах лежат разноцветные треугольники, выберите тот треугольник, который отражает цвет вашего настроения на конец урока, и приклейте его на ватман. На конверте написано какое настроение соответствует каждому цвету.

Посмотрите какая яркая получилась картина. Это говорит о том, что урок вам понравился! И мне понравилось работать с вами. Всем большое спасибо, можете быть свободны!

Приложение