Работа с семьей связана с решением социально-психологических и личностных проблем семьи. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой поддержки человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия.
Главными целями в работе с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллекта, является поддержка и укрепление семьи как социального института, адаптация всех членов семьи к новым социально-психологическим условиям.
Психологическая помощь семье ребенка с нарушением интеллекта ориентирована не только на решение многочисленных проблем семьи, но ина восстановление, укрепление и развитие ее внутреннего потенциала для выполнения значимых функций семьи.
Психологическая помощь направлена на регуляцию эмоционального состояния инвалида или группы, обратившихся за помощью, на профилактику возможных психологических затруднений, коррекцию сложившихся психологических состояний.
Методы оказания психологической помощи подразделяются на индивидуальные и групповые. Среди них:
1. Методы психодиагностики, решающие многочисленные задачи изучения социально-психологических характеристик личности, коллективов, воспитательных, экономических отношений.
2. Психологическая консультация, которая имеет огромное значение во всей структуре оказания социально-психологической помощи: это взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.
3. Методы психологической адаптации включают реципиентов в социальную деятельность, самооценку, помогают приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.
4. Социально-психологический тренинг и аутотренинг способствуют формированию социальных качеств личности, отношений и приемов деятельности. Психологический тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование новых психологических умений и навыков.
5. Методы коррекции поведения, мотивации, общения, самооценки: реципиент осознает недостатки в структуре своей личности, вырабатывает новые модели поведения и упражняется в их применении с последующим обобщением и переносом социально-психических образований в новые условия своей жизнедеятельности.
6. Методы психотерапии ориентированы на психологические преобразования в структуре целостной личности. Они применяются в форме тренингов, игр, погружения, отличаются системностью, силой воздействия.
При решении вопросов семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья используются следующие организационно-содержательные формы работы:
- психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической и психологической компетенции и культуры;
- диагностику семейных дисфункций;
- психодиагностику супружеских взаимоотношений;
- семейную психотерапию;
- тренинги;
- консультирование и др.
Все эти формы психологической работы с семьёй ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно разделить на:
- экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь);
- стабилизирующие, направленные на поддержание стабильности семьи, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими;
- развивающие, направленные на социальное развитие семьи и её членов.
При оказании психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо повышать адаптационные возможности семьи и каждого её члена, насколько это возможно, внешние ресурсы и главное – активизируя внутренние ресурсы семьи.
Литература
- Гаврилушкина О.М. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития// «Дошкольное воспитание», 1998, №2, с. 67.
- Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей // Дефектология.- 1973. — №6.
- Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998.
- Жукова Н.С. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М.: Медицина, 1993.
- Мастюкова У.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва «ВЛАДОС», 2004.
- Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: «ВЛАДОС», 2002.
- Спок Б. Ребенок и уход за ним. – М.: «Вече», 2003.