Предмет: окружающий мир.
Класс: 4 класс.
Основные цели: формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях спинного и головного мозга, о функциях больших полушарий мозга, о гормонах и их роли.
Дидактические материалы:иллюстрации с изображением строения нервной системы, лесенка успеха, вопросы плана ответа.
Оборудование: муляж головного мозга из кабинета биологии, кубики льда, мячики, муляжи органов человека, тарелочки, салфетки, смайлики, проектор, интерактивная доска.
Краткая аннотация к работе: конкурсная работа «Сценарий урока окружающего мира в 4 классе «Почему наш организм работает слаженно» по учебнику «Окружающий мир», А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов состоит из конспекта урока, раздаточного материала, презентации. Урок построен в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон, разработан в соответствии с ФГОС. Ученики учатся сами открывать новый способ действия, формулировать место и причину ошибки, ставить цель, самостоятельно выполняют задания и оценивают себя. Обучающиеся самостоятельно откроют особенности работы нервной системы в целом, и отдельно выделят особенности работы головного и спинного мозга. Все ученики обеспечены раздаточным материалом, необходимым для работы на уроке.
Этот урок могут использовать учителя начальных классов, работающие в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- В.А.Сухомлинский сказал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». С -2
«Оратор»
- За 1 минуту убедите своего собеседника напротив в том, что изучение организма человека просто необходимо. (Учащиеся работают в парах) С-3
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
- Яна, выходи к доске и запиши понятие, что такое система органов человека?
- А, пока ты пишешь, ответь на вопрос? Как в наш организм попадают питательные вещества?
- Не останавливайся, продолжай работу. Что-то не так? (Не может сделать этого одновременно)
- Но ведь мы можем дышать, переваривать еду, да ещё и спать при этом! Значит системы органов человека могут работать одновременно, а мы нет?
- С чем вы столкнулись? (С затруднением) С-4
- Что надо сделать, чтобы преодолеть это затруднение? (Выявить причину затруднения)
3. Выявление причины затруднения
- В чем причина ваших затруднений? (Мы не знаем, почем усистемы органов работают одновременно, а мы не можем одновременно говорить и слушать?) С - 5
- Какую цель мы перед собой поставим? (Узнать, почему системы органов работают одновременно, а мы не можем одновременно говорить и слушать?) С - 6
- Чтобы построить план выхода из затруднения, что нужно сделать? (Повторить знания, полученные ранее.)
- Разделимся на группы. Один представитель выходит к доске и из мешка вынимает муляж органа системы, о которой ваша группа будет рассказывать по плану. (Распределяются на группы, представитель выходит к доске, вынимает муляж органа человека из мешка.)
- Вопросы плана лежат на столе каждой группы.
- На подготовку 2 минуты, на ответ 1 минута. (Учащиеся готовятся в группах.)
- Выберите представителя группы, который пойдет к доске рассказывать. (Выступление учащихся)
Карточки на столах
- Этот орган (название) относится к ……системе.
- Какие органы входят в эту систему?
- Какова их роль в организме человека?
- Как сохранить эту систему здоровой?
Группа вынувшая муляж головного мозга человека выступает последней.
- Вы знаете, что это за орган? (- Да, это головной мозг человека. Мы встречались на уроке знакомства с системами организма).
- Мы ранее изучали этот орган? (Нет).
- А к какой системе в организме человека он относится? (Нервная система)
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. (Нервная система.) С - 7
4. Построение проекта выхода из затруднения
Мы сформулировали тему урока, выявили причину затруднения, теперь приступаем к составлению плана выхода из затруднения.
План.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
1. Узнать, какие органы входят в нервную систему?
2. Выяснить, как работает нервная система?
3. Разобраться, какую роль в организме она выполняет? С – 8
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
5. Реализация построенного проекта
Работа в учебнике.
1. Работа с рисунком на с. 40.
- Переходим к реализации нашего плана, для этого откройте учебники на стр. 40.
- Прочитайте текст и рассмотрите рисунок. (Читают текст, рассматривают рисунок)
- Из чего состоит нервная система человека? (Называют части нервной системы: головной мозг с большими полушариями; спинной мозг; нервы)
По рисунку определяют части нервной системы. С - 9
Работа в парах
На столах стоят тарелки со льдом и маленькими мячиками. С-10
– Для того, чтобы выяснить, как нервная система определяет, что происходит в организме и в окружающей среде, мы с вами проведём небольшое исследование.
- У вас на столах в тарелках лежат кубик льда и маленький мячик.
- Ребята, сидящие на 1 варианте, закройте глаза и вытяните руку перед собой.
- Ребята, сидящие на 2 варианте, протяните их руку к тарелке, к любому из предметов.
- Задача ребят, не открывая глаз, определить и назвать предмет который они взяли.
- Положите предмет обратно. Поменяйтесь ролями. (Проводят исследование)
- Кто взял кусочек льда? Поднимите руку.
- Как вы определили, что это лед? (Он холодный)
- А как определили, что он холодный? (Почувствовали)
- Как определили, что это шарик? (Почувствовали)
- Где находятся клетки, которые чувствуют? (На пальцах)
- Куда уходит информация от чувствительных клеток? (В мозг) С - 11
- Хорошо. А как именно информация от чувствительных клеток добирается до мозга? (При помощи нервов).
- Какой вывод можно сделать? (Мозг получает информацию от чувствительных клеток по нервам и принимает решение. По другим нервам мозг направляет органу команду действовать). С-12
- Могут ли такие клетки быть во внутренних органах? (Наверное, да).
- Давайте обратимся к учебнику на стр. 40 и, на основе прочитанного, сделаем вывод:
- За что отвечает головной мозг? (Головной мозг анализирует информацию и принимает решение).
- За что спинной мозг? (Спинной мозг отвечает за выполнение простых и срочных решений).
- Какие отделы головного мозга можно выделить? (Большие полушария)
- За выполнение какой работы отвечают большие полушария? (За речь, слух, мышление, память и т.д.) С-13
– Давайте снова обратимся к учебнику на стр. 41 и на его основе попробуем дать ответ на возникший у нас вопрос в начале урока. Напомните мне его. (Мы не знаем, почемусистемы органов работают одновременно, а мы не можем одновременно говорить и слушать?) С-14
2. Работа с рисунками на с. 41.
– Работать будем по рядам: прочитайте текст на с. 41 и подберите к рисункам ключевые фразы.
Над первым рисунком работает 1 ряд, над вторым – 2 ряд, над третьим – 3 ряд. Проанализируйте и сделайте вывод. (Учащиеся читают текст в учебнике, работают на стр.41)
а) – Что изображено на верхнем рисунке? (Лена обожглась о чайник) С - 15
- Какие действия она совершила? (Отдернула руку, т.к. обожглась).
- Какие отделы мозга принимают решение? (Спинной).
Вывод: простые и срочные решения принимает спинной мозг. С-16
б) – Что изображено на среднем рисунке? (Миша идет и слушает музыку). С-17
– Какие действия совершает Миша? (Идет и слушает).
- Какие отделы мозга принимают решение? (Спинной. Головной мозг).
Вывод: совместное руководство спинного и головного мозга позволяет совершать действия, в которых участвует несколько органов. С–18
- Можно ли так поступать на дороге, как поступает Миша? (Нет. Он может попасть под машину).
в) – Что изображено на нижнем рисунке? (Лена мешает и солит суп). С-19
– Почему Лена не смотрит, где стоит соль? (Потому, что она помнит, где стоит соль).
– Какой отдел мозга будет отвечать за принятие решения? (За память отвечают большие полушария головного мозга).
Вывод: с помощью больших полушарий головного мозга принимаются наиболее сложные решения и осуществляются наиболее сложные действия. С-20
- Какие действия совершает Лена? (Мешает и солит не глядя).
- Какие отделы мозга принимают решение? (Спинной. Большие полушария головного мозга).
- А теперь давайте вспомним, какие действия в начале урока совершала Яна? (Писала и отвечала на вопрос).
- Какие отделы мозга принимают решение за эти действия? (Большие полушария головного мозга.)
- Так почему эти ребята смогли одновременно выполнять два действия, а Яна нет? (Потому что у Лены и Миши в выполнении действий принимали решения разные отделы мозга. Ту работу (сложную), которую выполняла Яна контролировал один отдел мозга – головной мозг, большие полушария).
Вывод: если в выполнения сложных заданий задействован один отдел головного мозга (большие полушария), то человеку очень трудно выполнять такую работу. С–21
- Мы ответили на проблемный вопрос урока: почему системы органов работают одновременно, а мы не можем одновременно говорить и слушать? (Да)
- Мы с вами составили эталон, который нам поможет понять и запомнить данную тему. С – 21
6. Первичное закрепление во внешней речи
Фронтальный опрос. Учебник. Задание на с. 42 к рисункам. Выполняют задание. (фронтальная работа) С - 22
– Может ли отдыхать нервная система? Прочитайте текст и ответьте на вопрос. (Частично во время сна, но и тогда ей приходится следить за работой внутренних органов). С - 23
Вопросы в учебнике на с. 42.
№1 - №4, №6
Максимум.
Если наш организм находится в опасности и необходимо, чтобы все органы были готовы к работе, сможет ли нервная система быстро отреагировать?
Учитель вводит понятие гормонов на примере гормона тревоги с использованием схемы на с. 43.
- Какие из правил для Здоровья нервной системы вы бы взяли? (фронтальная работа) С - 24
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Работа в рабочей тетради.
Задания из рабочей тетради стр. 15 - №2, С - 25
Выполняют задания. Самопроверка со слайда. №2, №5
- Лучше ложиться спать: в одно и то же время.
- В конце дня лучше: погулять.
- Перед сном лучше: почитать.
- Постель должна быть: жёсткая.
- Спать лучше: в темноте.
- Плохо спится: в духоте.
- Сну не помешает: полная тишина.
- Чтобы поскорее заснуть, лучше подумать: о приятном.
8. Включение в систему знаний
- На столах у вас лежат тесты. В них вы найдете вопрос, он подчеркнут и три варианта ответов на вопрос. Выберите правильный ответ и подчеркните его.
Тест. Взаимопроверка со слайда. С. 26–28.
- Выставите оценку.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Кто с ней справлялся легко? С - 29
– Кому пока было трудновато?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Почему наш организм работает слаженно? (Потому что нервная система управляет слаженной работой всех органов.) С - 30
9. Рефлексия деятельности на уроке
- На партах у вас лежит Лесенка успеха и смайлики. Разместите их на той ступеньке, на сколько успешно прошел для вас сегодня урок окружающего мира. Напоминаю, что 1 ступенька … С - 31
Комментарии к сценарию
- Учебник «Окружающий мир» 4 класс. Ч. 1 А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 4 класс. Ч.1. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский.