Для того чтобы сформировать и объединить ученический коллектив, необходимо проводить целенаправленную, комплексную, последовательную методическую работу, которая будет достигать целей образования. Одним из основных инструментов формирования личности ребенка в образовательном учреждении может быть внеурочная деятельность.
Процесс становления и развития личности взаимосвязан с системой коллективного образования на всех этапах его формирования. Коллектив- это среда, в которой происходит непосредственное общение, и формируются аспекты личности. Научные исследования в области развития и формирования коллективов представлены работами многих выдающихся педагогов и психологов.
Под коллективом можно понимать, как любую группу людей, так и высокий уровень развития группы. Н.П. Аникеева дает такое определение коллектива. Коллектив - объединение воспитанников, отличительной чертой которого являются важные признаки: цель, совместная организованная деятельность по её достижению, взаимозависимые отношения между всеми членами коллектива и благоприятный психологический климат [1].
На сегодняшний день одной из главных задач образовательного учреждения является создание сплоченного ученического коллектива. При помощи чего мы можем решить данную задачу?
По мнению ряда авторов, сплоченность коллектива является ведущим направлением, так как, от того, насколько успешно и легко ребенку удастся взаимодействовать в коллективе, зависит во многом его дальнейшая социальная жизнь, его умение выстраивать отношения.
Я.Л. Коломинский определяет сплоченность коллектива, как «идейное, интеллектуальное, моральное, эмоциональное и волевое единение его членов, изменяющееся на основании определенной объективной характеристики, такой как организационное единство» [3].
Развитие детского коллектива начинается с формирования класса. Это происходит как в учебной, так и в воспитательной деятельности, которую в начальной школе осуществляет учитель начальных классов. Основные способы объединения группы детей - это вовлечение их в совместную деятельность и включение в нее. Большую роль в развитии детей и их взаимоотношениях со сверстниками может сыграть общая работа, которая объединит участников. Идея объединяет группу, а ее реализация еще больше объединяет ее членов. Внеурочные занятия могут стать отличным способом формирования дружной, сплоченной команды.
В настоящее время существует большое количество форм и методов организации внеурочной деятельности, которые упоминаются в работе Д. В. Григорьева [2]. К ним относятся участие в спортивных кружках, творческих мастерских, участие в олимпиадах, конкурсах, различных творческих вечерах. Игры, походы и библиотечные занятия также являются внеурочной деятельностью.
К направлениям внеурочной деятельности относятся: спортивно-оздоровительное, художественно - эстетическое, обще - интеллектуальное, духовно-нравственное, социальное.
Внеурочная деятельность позволяет организовать в классе такой образовательный процесс, который будет оптимальным для развития личностного потенциала обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива, сформировать систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через трудовую, социально значимую и творческую деятельность обучающихся.
Рекомендуется использовать особо эффективные формы внеурочной деятельности: проектная задача, мастерская, клуб. Эти формы деятельности помогут в большей степени способствовать раскрытию способностей детей и их индивидуальности в формировании интереса к различным видам деятельности.
При таком комплексном и разностороннем подходе можно сформировать у ребенка ценностное отношение к своим сверстникам и коллективу, в котором он учится.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы следует отметить, что формирование сплоченного ученического коллектива младших школьников является одной из важнейших задач образовательного процесса.
Внеурочная деятельность предоставляет возможность целенаправленно работать с детьми во внеурочное время, что дает возможность развивать коллектив младших школьников и повышать уровень сплоченности.
Источники:
- Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М.: Наука, 2003. - 224 с.
- Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие ля учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М: Просвещение, 2014.- 223 с.
- Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. – М.: Просвещение, 2004 –268с.
- Конобеева Т.А. Проблемы планирования и организации внеурочной деятельности младших школьников // Начальная школа. – 2015– №8. –С.52.
- Пашкова А.М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе // Начальная школа. – 2015 – №11. С.45.