Экологическое воспитание в образовательной системе лицея

Разделы: Внеклассная работа, Экология

Ключевые слова: экологическое воспитание


На древней пирамиде Хеопса – единственном из чудес света сохранившемся до наших дней, есть такая надпись: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». Это предостережение, высказанное человеком 4,5 тысячи лет назад сегодня еще актуальнее, чем тогда. Наша задача понять и познать силы и законы природы, ибо только тогда мы сможем жить с нею в мире и гармонии.

Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только ранее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их. Экологические знания необходимы каждому человеку, чтоб осознавать последствия своих действий для природы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду.

Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.

Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начнется формирование экологической культуры у детей, чем целесообразней организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

(Слайд - Экологическое воспитание в системе образования МОУ «Тираспольский общеобразовательный теоретический лицей»

Экологическое воспитание учащихся являлось приоритетным направлением в образовательной системе лицея с первых дней его основания. Основываясь на изучении опыта работы лицеев стран России, Белоруссии, Украины педагогами ТОТЛ была разработана своя методика вовлечения учащихся в изучении вопросов проблем экологии. С годами, работа в данном направлении модернизировалась и расширялась, постепенно подключая к своей деятельности различные методобъединения, такие как:

- м/о учителей химии, одна из первых их исследовательских работ была посвящена теме изучения химического состава сладких газированных напитков

- м/о учителей физики изучали проблемы влияния цифровых и плазменных экранов на здоровье человека

- м/о учителей физкультуры разработало систему здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании учащихся

- м/о учителей русского языка и литературы мотивировало лицеистов на создание творческих проектов и написание сочинений и эссе на экологическую тему, через углубленное изучение проблемы

- м/о учителей официальных языков формирует у учащихся бережное отношение к природе через изучение обычаев и традиции своего народа.

Также, регулярно в лицее на экологическую тему проводятся:

  • методические декады (Валеологическая направленность образовательного процесса)
  • педагогические советы (Формирование экологического сознания лицеистов через изучение единства развития личности и природы)
  • классные часы (Берегите природу, Это Земля моя и твоя, Наши младшие друзья)
  • родительские лектории (Сохраним природу – сохраним жизнь, Здоровье детей в руках взрослого.)

По итогам работы лицей каждые пять лет выпускает журнал Пед Поиск в котором освещены многие проблемы экологического воспитания, разработки уроков и внеклассных мероприятий.

С 1991 года в Тираспольском общеобразовательном теоретическом лицее функционирует биолого-химическое отделение, где изучаются углубленно не только химия, биология, физическая химия, психология, биотехнологии, но и спецкурсы по «Генетике», «Химической технологии» и «Экологии».

Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательной работы лицея. Что способствует общественному осознанию экологических проблем современности, их последствий, путей решения и предотвращения возникновения новых.

(Слайд)

Образовательная деятельность экологического процесса воспитания направлена на формирование экологического мировоззрения учащихся лицея и основана на развитии интереса к природоохранной деятельности.

Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.

(Слайд - Основные принципы построения содержания экологического воспитания лицеиста)

Основные принципы построения содержания экологического воспитания лицеиста:

  1. Принцип открытости и комплексности – позволяет обеспечить более продуктивную взаимосвязь экологического образования, осуществляемого на основе комплексного подхода в едином процессе взаимодействия общебиологических направлений образовательной деятельности с эмоционально-эстетическим и нравственным восприятием природы.
  2. Принцип развития – способствует развитию личности учащихся лицея через интерес к изучению объектов природы, освоение дополнительных знаний и практических навыков самостоятельной работы, что определяет в дальнейшем выбор ими направления образовательной деятельности.
  3. Принцип гуманизма – это принцип воспитания у лицеистов чувства любви и бережного отношения к природе.
  4. Принцип взаимосвязи и взаимозависимости – позволяет научить лицеистов не только работать с отдельными природоохранными объектами, но и понимать природу как сложную систему; разбираться в сети взаимозависимостей природных компонентов.
  5. Принцип Краеведческого подхода – способствует эффективности изучения учащимися функционирования отдельных составляющих компонентов природной среды и разнообразие экологических условий.

(Слайд - Цели экологического воспитания лицеиста)

Основной целью экологического воспитания лицеиста является экологическое образование и развитие личности, неравнодушной к судьбе природы.

Экологическое воспитание школьников, готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящихся к природным объектам.

Для достижения данной цели педагоги Тираспольского общеобразовательного теоретического лицея ставят перед собой следующие задачи:

(Слайд - Задачи экологического воспитания лицеиста)

Образовательные:

- усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;

- понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;

- овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

- практическое участие лицеистов в исследовательской работе по изучению и сохранению флоры и фауны своего региона и других территорий Приднестровской Молдавской Республики.

Развивающие:

- развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать изучаемый материал и научную литературу, формирование понятий о взаимосвязях в природе;

- развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера, выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе.

Воспитательные:

- формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе;

- формирование организаторских и лидерских качеств,

- развитие детской дипломатии и миротворческой инициативы

- воспитание у учащихся чувства ответственности за порученное дело и общественной активной позиции.

Специальные:

- использование возможностей выездной работы для непосредственного ознакомления с природными объектами, а также для обмена опытом и различными экологическими отрядами, объединениями, организациями.

Ожидаемым результатом экологического воспитания в системе образования лицея является:

- привлечение максимального количества детей к плодотворной природоохранной деятельности,

- привитие любви к природе через участие в практических мероприятиях по изучению ее закономерностей, по восстановлению нарушенных природных взаимоотношений, по проведению исследовательской работы с природными объектами

- повышение активности учащихся, участвующих в экологических акциях, воспитание из них активных, инициативных, творческих людей, берегущих и любящих природу своей Родины.

Экологическое воспитание в образовательном процессе лицея рассматривается как часть общеобразовательной подготовки учащихся, ведь экологическая культура является составной частью общей культуры.

Слово Смирновой М.В. - Формирование экологической культуры учащихся в урочной и внеурочной деятельности по предмету

Система экологического образования и воспитания ТОТЛ включает в себя следующие направления:

(Слайд-Система экологического образования и воспитания МОУ ТОТЛ)

  1. Исследовательская деятельность
  2. Природоохранная деятельность
  3. Экологические экскурсии
  4. Школа прикладной экологии
  5. Работа экологического отряда
  6. Агитация и просвещение среди населения
  7. Участие в Международном Форуме «Зеленая планета»
  8. Работа с родителями
  9. Здоровье сберегающие технологии

Давайте рассмотрим подробнее каждое направление.

1. Исследовательская деятельность

(Слайд - Научно-исследовательская деятельность в системе экологического воспитания лицеиста)

Исследовательский характер экологической деятельности способствует воспитанию у лицеистов инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Применение научно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании лицеиста решает следующие задачи:

- расширение экологических представлений лицеистов, формируемых на уроках;

- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих понятий;

- обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

Слово предоставляется учителю биологии высшей категории Стяжкиной Елене Евгеньевне

(Слайд - с названием выступления)

(выступление Стяжкиной Е.Е.)

Во время проведения научно-исследовательской работы лицеисты расширяют свой экологический кругозор, овладевают методами исследования природы, накапливают определенный опыт, что, в свою очередь, способствует успеху природоохранной деятельности.

2. Природоохранная деятельность

(Слайд - Природоохранная деятельность в системе экологического воспитания лицеиста)

Одним из условий реализации природоохранной деятельности экологического воспитания в системе образования лицея является единство классной и внеурочной работы по изучению окружающей среды. Работа педагогов лицея в этом направлении носит интегрированный характер. Она объединяет географию, биологию, краеведение, историю, предусматривает практико-ориентированную и аналитическую деятельность учащихся. Задачами природоохранной деятельности в экологическом воспитании лицеиста являются:

(Слайд-плюс Задачи)

- установление гармоничных отношений лицеиста с природой;

- повышение коммуникативности учащихся;

- обеспечение усвоения лицеистами важнейших трудовых навыков;

- формирование экологической культуры;

- формирование чувства ответственности за состояние окружающей среды;

- формирование приемов, умений и навыков в организации самостоятельной познавательной деятельности;

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

(Слайд-0 плюс Фото)

В рамках природоохранной деятельности учащимися лицея осенью, весной и летом проводятся работы на закрепленных участках лицейского двора: облагораживание территории, уборка листвы, уход за цветниками и деревьями. Ежегодно 19 октября в рамках Дня Лицея, учащимися 8-х классов высаживаются саженцы деревьев на лицейской территории. В ноябре учащимися лицея ведется активная работа по сбору кормов и изготовлению скворечников и кормушек для птиц.

Наиболее эффективной формой природоохранной деятельности учащихся лицея являются экскурсии, во время которых достигается программно-учебная цель и решаются задачи по обязательным компонентам экологического образования и природоохранной деятельности.

(Слайд - Экологические экскурсии в системе экологического воспитания лицеиста)

3. Экологические экскурсии

В лицее стало традицией всем классом в каникулярное время выезжать на экскурсии. Как минимум три раза в год лицеисты посещают заповедные места, места боевой и воинской славы, памятники архитектуры, природоохранные комплексы не только с увеселительной, но и образовательной целью. Именно во время экскурсий на природу учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы, инициативы и наблюдательности.

За последние два года для учащихся лицея были организованы 96 экскурсий: в заповедник Ягорлык – 10; Кодры – 6; село Чобручи – 14; Старый Орхей – 8; Рашково – 8; Строенцы – 15; Цыпово – 12; Сахарна – 10; Этнографические музеи городов Тирасполя, Кишинева, Бендер, Суклеи, Слободзеи, Дубоссар - 13

Именно на экскурсиях у лицеистов воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду, укрепляют сознательную дисциплину. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях.

(Слайд - Школа прикладной экологии в системе экологического воспитания лицеиста)

4. Школа прикладной экологии

В Муниципальном общеобразовательном учреждении «Тираспольский общеобразовательный теоретический лицей» на протяжении 10 лет осуществляется проект «Школа прикладной экологии». Слово предоставляется учителям биологии высшей категории Яковлевым Ирине Владимировне и Елене Владимировне

(Слайд с названием выступления) (Выступление Яковлевых Е.В. и И.В.)

(Слайд-Работа экологического отряда)

5. Работа экологического отряда

С 2004 года ведет свою работу лицейское детско-юношеское движение «Юный эколог Приднестровья». Формирующей идеей отряда является экологическое воспитание учащихся лицея, формирование активной гражданской позиции молодых приднестровцев.

(Слайд-0 плюс Цели)

Целью работы экологического отряда является создание широких возможностей для формирования природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры учащихся Тираспольского общеобразовательного теоретического лицея. Для достижения этой цели отряд ставит перед собой следующие задачи:

(Слайд-0 плюс Задачи)

- освоение навыков исследовательской деятельности;

- развитие потребности в самообразовании и укреплении своего здоровья;

- формирование интереса к углубленному изучению окружающего мира;

- создание экологической тропы на территории МОУ ТОТЛ;

- проведение работы по пропаганде знаний в области окружающей среды среди учащихся лицея и населения;

- взаимодействие с государственными и социальными институтами по вопросам, связанным с деятельностью лицейского экологического отряда.

На протяжении учебного года участники экологического отряда принимают активное участие в организации и проведении мероприятий экологической направленности лицейского, городского и республиканского уровней. Таких как:

(Слайд-0 плюс Фото)

- благоустройство территории дендропарка лицея и прилегающей к лицею территории: уход за древесно-кустарниковой растительностью, посадка деревьев и кустарников, оформление клумб, учет состояния хвойных насаждений лицейского дендропарка;

- участие в заседании активов по теме «Они должны жить!»;

- участие в заседании активов экологических отрядов «Хочешь быть здоровым – будь, это правильный твой путь!»

- изготовление конкурсной композиции «Вместо елки – новогодний букет!»

- участие в круглом столе «Птицам – нашу заботу»;

- проведение социологического опроса «Сбережем первоцветы Приднестровья»;

- участие в единовременной акции по уборке сквера на территории НИИСХ;

- принятие участие в городском слете юных экологов.

В ходе своей работы отряд юных экологов с целью расширения масштабов экологического движения активно взаимодействуют с учащимися лицея, а именно:

- организуют сбор кормов и чистящих средств для бездомных животных;

- проведение лекций для учащихся 8-9 классов «Мой выбор – здоровый образ жизни!»;

- проведение бесед с лицеистами по теме «Сбережем ель – сохраним природу!»;

- организация сбора семян и других кормов для подкормки птиц в зимний период;

- изготовление кормушек и гнездовья для развешивания на территории лицея;

- проведение лектория «Не забывайте о птицах зимой»;

- участие в единовременной акции «Покормите птиц зимой»;

- проведение заседания отряда с приглашением учащихся 9-10 классов по теме «Охрана водных ресурсов Приднестровья»;

- проведение в лицее лекций по теме «Тайны раннецветущих растений».

Важную роль в своей работе экологический отряд лицея отводит приобщению, просвещению и агитации к охране окружающей среды населения города.

(Слайд-Агитация и просвещение среди населения)

6. Агитация и просвещение

Участники отряда своими акциями стремятся донести до жителей нашего города то, что только экологическое мировоззрение, экологическое воспитание ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Достигается эта задача следующими методами:

- распространение листовок «Поможем животным вместе!»;

- разработка анкеты для агитационно-пропагандистского опроса по сохранению здорового образа жизни;

- оформление презентации для наглядного изображения влияния вредных привычек на здоровье;

- распространение листовок «Полезные советы по сохранению здоровья»;

- распространение агитационных листовок «Сохраним живую ель»;

- распространение листовок «Охрана водных ресурсов»;

- разработка и распространение агитационных листовок по «Охране первоцветов»;

(Слайд-0 плюс Рисунки)

- также в целях агитации по охране природы среди учащихся лицея ежегодно в рамках Дня Здоровья проводится конкурс плакатов «Сохраним природу вместе», которые вы сможете увидеть во время экологического вернисажа.

(Слайд-Награждение Успех)

По результатам работы за 2018-2019 учебный год, благодаря активной работе экологического отряда, за достижения в муниципальных конкурсах детского экологического творчества, добросовестное отношение к природоохранной деятельности и практический вклад в улучшение экологии города, Тираспольский общеобразовательный теоретический лицей награжден дипломом 2 степени в конкурсе «Успех года – 2019»

Подводя итог по работе лицейского детско-юношеского общественного движения «Юный эколог Приднестровья» хочется выделить тот факт, что результаты научно-исследовательской, практической и творческой деятельности отряда получили широкую известность и признание также и за пределами нашего государства. Слово предоставляется учителю биологии высшей категории Афониной Н.Б.

(Слайд – Участие в Международном Форуме «Зеленая планета»+ выступающий)

7. Участие в Международном форуме «Зеленая планета»

(выступление Афониной Н.Б.)

(Слайд-Работа с родителями в системе экологического воспитания лицеиста)

8. Работа с родителями

Многолетний опыт сотрудничества лицея с родителями учащихся показал, что осведомленность родителей об экологических проблемах достаточно низка, их отношение к природе носит в основном потребительский характер, значительная часть родителей считает, что их трудовая деятельность не влияет на состояние окружающей среды.

Учитывая то, что в воспитательном процессе, в частности в экологическом воспитании, большое значение имеет взаимная согласованность усилий семьи и учебного заведения, так как отношение подростка к природе, в значительной мере, основывается на примере родителей, педагогическим составом лицея был организован целостный и упорядоченный учебно-воспитательный процесс экологической направленности, как в классе, так и в учебном заведении в целом. А именно:

- проводятся конференции родителей совместно с детьми;

- акции природоохранного направления;

- организовываются тематические мини-лектории для родителей классов;

- тематические и индивидуальные консультации;

- возможны консультации для родителей, учителей и учащихся в случае, если профессиональная деятельность родителей имеет экологическое направление.

В результате активной агитационной и просветительской работы обозначился широкий спектр форм и способов взаимодействия родителей и педагогического состава. В частности, большой воспитательный эффект достигается от проведения общих с детьми и родителями экскурсий и экологических экспедиций, конкурсов и исследовательской работы. Родители учащихся стали оказывать активную помощь в приобретении саженцев, земли, а также различного посадочного материала для облагораживания территории лицея.

Таким образом, педагогический коллектив лицея воспитывает осознанное отношение к природе не только у учащихся, но также влияет на это отношение у его родителей.

От эффективности экологического просвещения, в конечном счете, зависит качество и продолжительность жизни людей, так как здоровье человека напрямую зависит от экологических условий.

(Слайд - Здоровье сберегающие технологии в системе экологического воспитания лицеиста)

9. Здоровье сберегающие технологии

Важнейшей задачей внедрения здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс лицея является формирование у учащихся культуры здоровья. Именно на это направлены усилия педагогического состава, с учетом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением, так как культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого – это мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

(Слайд-0 плюс Цель)

Цель здоровье сберегающих технологий в экологическом воспитании лицеистов – это:

- обеспечение высокого уровня здоровья;

- осознанного отношения к животному и растительному миру;

- способность к чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию;

- обучение бережному отношению к своему здоровью и природе;

- эффективности решения задач здорового образа жизни и безопасного поведения в природной среде;

- оказанию помощи себе и другим.

(Слайд - Структура Здоровье сберегающих технологий в системе образования МОУ ТОТЛ общий)

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования лицея выделяется несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

(Слайд - Медико-гигиенические технологии)

Медико-гигиенические технологии

Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. Но в лицейской системе образования использование профилактических программ является обязательным.

Давно и активно мы сотрудничаем с Центром, дружественным к молодежи, в котором квалифицированные медицинские работники и психологи проводят с учащимися лицея в каждом семестре лекции и тренинги, направленные на профилактику Здорового образа жизни (список лекций), а также, при необходимости, оказывают лицеистам психологическую помощь. В среднем за год проходит 48 лекций. Специалисты центра ВИЧ и СПИД ежегодно в канун всемирного дня борьбы со СПИДОМ организуют профилактические круглые столы с учащимися старших классов. Также в лицее ведет свою работу медицинский кабинет, который оказывает консультативную и неотложную помощь всем обратившимся, а также следит за динамикой здоровья учащихся. Среди выпускников лицея есть известные личности, связавшие свою судьбу с медициной. Это Зав. онкологическим отделением Андреева Алина, сосудистый хирург Волков Владимир, врач уролог Сергей Лунгул и другие, которые часто посещают лицей с лекциями и беседами.

В ноябре агитбригада экологического отряда лицея по своей собственной инициативе, в рамках пропаганды здорового образа жизни провели мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению детского коллектива старшей группы Муниципального дошкольного образовательного учреждения №20, где в игровой форме напомнили ребятам о правилах и пользы гигиены.

(Слайд-Физкультурно-оздоровительные технологии)

Физкультурно-оздоровительные технологии

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся и реализуются не только на уроках физкультуры, но и в работе спортивных секций.

Учитывая тот факт, что длительность одного урока в лицее составляет 80 минут, то обязательным элементом здоровье сберегающей организации образовательного процесса, в соответствии с современными требованиями, являются физкультминутки.

(Слайд-0 плюс Условия проведения физкультминутки)

С позиций здоровье сбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений или гимнастики для глаз минимальна, если при этом не учитываются 2 условия:

  1. Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.)
  2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной – от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.

Ежегодно в сентябре в лицее проводятся Дни Здоровья, которые организуются на базах спортивных лагерей в Кицканском лесу.

(Слайд-0 плюс День Здоровья)

Это общелицейское мероприятие объединяет учителей, учащихся и родителей. Способствует развитию творческого мышления, укреплению физического и эмоционального здоровья, формированию бережного отношения к природе, экологической культуры, а также сплочению коллектива и усилению командного духа. Тематика этого праздника каждый год разная: «Приключения трех богатырей в Кицканском лесу», «Рыцарский турнир», «Путешествие вокруг света за 180 минут», «Потериада», «Космическое нашествие», «Лицейский Олимп» и т.д.

Следующей группой в системе здоровье сберегающих технологий лицея являются технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

(Слайд-Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности)

Комфортное и безопасное взаимодействие человека с техносферой представляет собой область научных знаний, изучающую опасности, угрожающие человеку и разрабатывающую способы защиты от них в любых условиях обитания. Грамотность учащихся лицея по этим вопросам обеспечивается изучением курса Общей Безопасности Жизнедеятельности, а также на учебных тревогах по Гражданской защите.

Цель изучения предмета общей безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе лицея:

- формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних факторов и причин;

- создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий и естественного происхождения.

(Слайд - Экологические здоровье сберегающие технологии)

Экологические здоровье сберегающие технологии.

Направленность этих технологий – это создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В лицейской системе образования это и обустройство парковой зоны лицея, и зеленые растения в помещениях классов, зеленая зона в столовой, участие в природоохранных мероприятиях и акциях, таких как: «Чистый берег», «Сохраним живую ель», «Посади дерево», «Покорми птиц зимой», «Помоги бездомным животным».

Применение технологии здоровье сбережения в экологическом воспитании обеспечивает становление осознанного отношения к здоровью и жизни человека, окружающей среды, эмоциональный комфорт и позитивное самочувствие в процессе общения со сверстниками, с природными объектами.

(Слайд-Творческий подход)

Творческий характер здоровье сберегающих технологий в системе образования лицея – крайне необходимое условие. Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. Вместе с тем, определенную часть учебного материала, особенно по предметам гуманитарного цикла, в лицее трансформируют в формы и методы, присущие сфере искусства. Разыгрывание сценок исторических событий и литературных сюжетов – самый часто встречающийся на практике вариант интеграции сценического искусства, ролевых игр в уроки истории, литературы, английского и официальных языков. При этом не только повышается эффективность образовательного процесса, интерес к урокам, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся. При таких формах проведения уроков происходит нейтрализация напряжения стресса, эмоциональная разрядка, повышение коммуникативной компетентности.

В этом году одной из форм творческого подхода к здоровьесберегающим технологиям стала организация и проведение флэшмоба на тему «Поколение новое выбирает жизнь здоровую!», который стал ярким примером взаимодействия педагогического и ученического состава лицея

(просмотр флэшмоба - Поколение новое выбирает жизнь здоровую!))

Формируя здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой личности, которая будет сохранять здоровой природу или оздоравливать ее. Слово предоставляется педагогу психологу Стромовой Алёне Федоровне

(Слайд - Психологический тренинг «Экология души»