На древней пирамиде Хеопса – единственном из чудес света сохранившемся до наших дней, есть такая надпись: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». Это предостережение, высказанное человеком 4,5 тысячи лет назад сегодня еще актуальнее, чем тогда. Наша задача понять и познать силы и законы природы, ибо только тогда мы сможем жить с нею в мире и гармонии.
Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только ранее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их. Экологические знания необходимы каждому человеку, чтоб осознавать последствия своих действий для природы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду.
Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.
Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начнется формирование экологической культуры у детей, чем целесообразней организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
(Слайд - Экологическое воспитание в системе образования МОУ «Тираспольский общеобразовательный теоретический лицей»
Экологическое воспитание учащихся являлось приоритетным направлением в образовательной системе лицея с первых дней его основания. Основываясь на изучении опыта работы лицеев стран России, Белоруссии, Украины педагогами ТОТЛ была разработана своя методика вовлечения учащихся в изучении вопросов проблем экологии. С годами, работа в данном направлении модернизировалась и расширялась, постепенно подключая к своей деятельности различные методобъединения, такие как:
- м/о учителей химии, одна из первых их исследовательских работ была посвящена теме изучения химического состава сладких газированных напитков
- м/о учителей физики изучали проблемы влияния цифровых и плазменных экранов на здоровье человека
- м/о учителей физкультуры разработало систему здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании учащихся
- м/о учителей русского языка и литературы мотивировало лицеистов на создание творческих проектов и написание сочинений и эссе на экологическую тему, через углубленное изучение проблемы
- м/о учителей официальных языков формирует у учащихся бережное отношение к природе через изучение обычаев и традиции своего народа.
Также, регулярно в лицее на экологическую тему проводятся:
- методические декады (Валеологическая направленность образовательного процесса)
- педагогические советы (Формирование экологического сознания лицеистов через изучение единства развития личности и природы)
- классные часы (Берегите природу, Это Земля моя и твоя, Наши младшие друзья)
- родительские лектории (Сохраним природу – сохраним жизнь, Здоровье детей в руках взрослого.)
По итогам работы лицей каждые пять лет выпускает журнал Пед Поиск в котором освещены многие проблемы экологического воспитания, разработки уроков и внеклассных мероприятий.
С 1991 года в Тираспольском общеобразовательном теоретическом лицее функционирует биолого-химическое отделение, где изучаются углубленно не только химия, биология, физическая химия, психология, биотехнологии, но и спецкурсы по «Генетике», «Химической технологии» и «Экологии».
Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательной работы лицея. Что способствует общественному осознанию экологических проблем современности, их последствий, путей решения и предотвращения возникновения новых.
(Слайд)
Образовательная деятельность экологического процесса воспитания направлена на формирование экологического мировоззрения учащихся лицея и основана на развитии интереса к природоохранной деятельности.
Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.
(Слайд - Основные принципы построения содержания экологического воспитания лицеиста)
Основные принципы построения содержания экологического воспитания лицеиста:
- Принцип открытости и комплексности – позволяет обеспечить более продуктивную взаимосвязь экологического образования, осуществляемого на основе комплексного подхода в едином процессе взаимодействия общебиологических направлений образовательной деятельности с эмоционально-эстетическим и нравственным восприятием природы.
- Принцип развития – способствует развитию личности учащихся лицея через интерес к изучению объектов природы, освоение дополнительных знаний и практических навыков самостоятельной работы, что определяет в дальнейшем выбор ими направления образовательной деятельности.
- Принцип гуманизма – это принцип воспитания у лицеистов чувства любви и бережного отношения к природе.
- Принцип взаимосвязи и взаимозависимости – позволяет научить лицеистов не только работать с отдельными природоохранными объектами, но и понимать природу как сложную систему; разбираться в сети взаимозависимостей природных компонентов.
- Принцип Краеведческого подхода – способствует эффективности изучения учащимися функционирования отдельных составляющих компонентов природной среды и разнообразие экологических условий.
(Слайд - Цели экологического воспитания лицеиста)
Основной целью экологического воспитания лицеиста является экологическое образование и развитие личности, неравнодушной к судьбе природы.
Экологическое воспитание школьников, готовит из детей грамотных, активных членов общества, знающих и понимающих основные правила взаимоотношения человека и природы, активно участвующих в различных экологических акциях, всю свою жизнь бережно относящихся к природным объектам.
Для достижения данной цели педагоги Тираспольского общеобразовательного теоретического лицея ставят перед собой следующие задачи:
(Слайд - Задачи экологического воспитания лицеиста)
Образовательные:
- усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
- понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
- овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- практическое участие лицеистов в исследовательской работе по изучению и сохранению флоры и фауны своего региона и других территорий Приднестровской Молдавской Республики.
Развивающие:
- развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать изучаемый материал и научную литературу, формирование понятий о взаимосвязях в природе;
- развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера, выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе.
Воспитательные:
- формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе;
- формирование организаторских и лидерских качеств,
- развитие детской дипломатии и миротворческой инициативы
- воспитание у учащихся чувства ответственности за порученное дело и общественной активной позиции.
Специальные:
- использование возможностей выездной работы для непосредственного ознакомления с природными объектами, а также для обмена опытом и различными экологическими отрядами, объединениями, организациями.
Ожидаемым результатом экологического воспитания в системе образования лицея является:
- привлечение максимального количества детей к плодотворной природоохранной деятельности,
- привитие любви к природе через участие в практических мероприятиях по изучению ее закономерностей, по восстановлению нарушенных природных взаимоотношений, по проведению исследовательской работы с природными объектами
- повышение активности учащихся, участвующих в экологических акциях, воспитание из них активных, инициативных, творческих людей, берегущих и любящих природу своей Родины.
Экологическое воспитание в образовательном процессе лицея рассматривается как часть общеобразовательной подготовки учащихся, ведь экологическая культура является составной частью общей культуры.
Слово Смирновой М.В. - Формирование экологической культуры учащихся в урочной и внеурочной деятельности по предмету
Система экологического образования и воспитания ТОТЛ включает в себя следующие направления:
(Слайд-Система экологического образования и воспитания МОУ ТОТЛ)
- Исследовательская деятельность
- Природоохранная деятельность
- Экологические экскурсии
- Школа прикладной экологии
- Работа экологического отряда
- Агитация и просвещение среди населения
- Участие в Международном Форуме «Зеленая планета»
- Работа с родителями
- Здоровье сберегающие технологии
Давайте рассмотрим подробнее каждое направление.
1. Исследовательская деятельность
(Слайд - Научно-исследовательская деятельность в системе экологического воспитания лицеиста)
Исследовательский характер экологической деятельности способствует воспитанию у лицеистов инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Применение научно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании лицеиста решает следующие задачи:
- расширение экологических представлений лицеистов, формируемых на уроках;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих понятий;
- обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.
Слово предоставляется учителю биологии высшей категории Стяжкиной Елене Евгеньевне
(Слайд - с названием выступления)
(выступление Стяжкиной Е.Е.)
Во время проведения научно-исследовательской работы лицеисты расширяют свой экологический кругозор, овладевают методами исследования природы, накапливают определенный опыт, что, в свою очередь, способствует успеху природоохранной деятельности.
2. Природоохранная деятельность
(Слайд - Природоохранная деятельность в системе экологического воспитания лицеиста)
Одним из условий реализации природоохранной деятельности экологического воспитания в системе образования лицея является единство классной и внеурочной работы по изучению окружающей среды. Работа педагогов лицея в этом направлении носит интегрированный характер. Она объединяет географию, биологию, краеведение, историю, предусматривает практико-ориентированную и аналитическую деятельность учащихся. Задачами природоохранной деятельности в экологическом воспитании лицеиста являются:
(Слайд-плюс Задачи)
- установление гармоничных отношений лицеиста с природой;
- повышение коммуникативности учащихся;
- обеспечение усвоения лицеистами важнейших трудовых навыков;
- формирование экологической культуры;
- формирование чувства ответственности за состояние окружающей среды;
- формирование приемов, умений и навыков в организации самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
(Слайд-0 плюс Фото)
В рамках природоохранной деятельности учащимися лицея осенью, весной и летом проводятся работы на закрепленных участках лицейского двора: облагораживание территории, уборка листвы, уход за цветниками и деревьями. Ежегодно 19 октября в рамках Дня Лицея, учащимися 8-х классов высаживаются саженцы деревьев на лицейской территории. В ноябре учащимися лицея ведется активная работа по сбору кормов и изготовлению скворечников и кормушек для птиц.
Наиболее эффективной формой природоохранной деятельности учащихся лицея являются экскурсии, во время которых достигается программно-учебная цель и решаются задачи по обязательным компонентам экологического образования и природоохранной деятельности.
(Слайд - Экологические экскурсии в системе экологического воспитания лицеиста)
3. Экологические экскурсии
В лицее стало традицией всем классом в каникулярное время выезжать на экскурсии. Как минимум три раза в год лицеисты посещают заповедные места, места боевой и воинской славы, памятники архитектуры, природоохранные комплексы не только с увеселительной, но и образовательной целью. Именно во время экскурсий на природу учащиеся могут увидеть взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы, инициативы и наблюдательности.
За последние два года для учащихся лицея были организованы 96 экскурсий: в заповедник Ягорлык – 10; Кодры – 6; село Чобручи – 14; Старый Орхей – 8; Рашково – 8; Строенцы – 15; Цыпово – 12; Сахарна – 10; Этнографические музеи городов Тирасполя, Кишинева, Бендер, Суклеи, Слободзеи, Дубоссар - 13
Именно на экскурсиях у лицеистов воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду, укрепляют сознательную дисциплину. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях.
(Слайд - Школа прикладной экологии в системе экологического воспитания лицеиста)
4. Школа прикладной экологии
В Муниципальном общеобразовательном учреждении «Тираспольский общеобразовательный теоретический лицей» на протяжении 10 лет осуществляется проект «Школа прикладной экологии». Слово предоставляется учителям биологии высшей категории Яковлевым Ирине Владимировне и Елене Владимировне
(Слайд с названием выступления) (Выступление Яковлевых Е.В. и И.В.)
(Слайд-Работа экологического отряда)
5. Работа экологического отряда
С 2004 года ведет свою работу лицейское детско-юношеское движение «Юный эколог Приднестровья». Формирующей идеей отряда является экологическое воспитание учащихся лицея, формирование активной гражданской позиции молодых приднестровцев.
(Слайд-0 плюс Цели)
Целью работы экологического отряда является создание широких возможностей для формирования природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры учащихся Тираспольского общеобразовательного теоретического лицея. Для достижения этой цели отряд ставит перед собой следующие задачи:
(Слайд-0 плюс Задачи)
- освоение навыков исследовательской деятельности;
- развитие потребности в самообразовании и укреплении своего здоровья;
- формирование интереса к углубленному изучению окружающего мира;
- создание экологической тропы на территории МОУ ТОТЛ;
- проведение работы по пропаганде знаний в области окружающей среды среди учащихся лицея и населения;
- взаимодействие с государственными и социальными институтами по вопросам, связанным с деятельностью лицейского экологического отряда.
На протяжении учебного года участники экологического отряда принимают активное участие в организации и проведении мероприятий экологической направленности лицейского, городского и республиканского уровней. Таких как:
(Слайд-0 плюс Фото)
- благоустройство территории дендропарка лицея и прилегающей к лицею территории: уход за древесно-кустарниковой растительностью, посадка деревьев и кустарников, оформление клумб, учет состояния хвойных насаждений лицейского дендропарка;
- участие в заседании активов по теме «Они должны жить!»;
- участие в заседании активов экологических отрядов «Хочешь быть здоровым – будь, это правильный твой путь!»
- изготовление конкурсной композиции «Вместо елки – новогодний букет!»
- участие в круглом столе «Птицам – нашу заботу»;
- проведение социологического опроса «Сбережем первоцветы Приднестровья»;
- участие в единовременной акции по уборке сквера на территории НИИСХ;
- принятие участие в городском слете юных экологов.
В ходе своей работы отряд юных экологов с целью расширения масштабов экологического движения активно взаимодействуют с учащимися лицея, а именно:
- организуют сбор кормов и чистящих средств для бездомных животных;
- проведение лекций для учащихся 8-9 классов «Мой выбор – здоровый образ жизни!»;
- проведение бесед с лицеистами по теме «Сбережем ель – сохраним природу!»;
- организация сбора семян и других кормов для подкормки птиц в зимний период;
- изготовление кормушек и гнездовья для развешивания на территории лицея;
- проведение лектория «Не забывайте о птицах зимой»;
- участие в единовременной акции «Покормите птиц зимой»;
- проведение заседания отряда с приглашением учащихся 9-10 классов по теме «Охрана водных ресурсов Приднестровья»;
- проведение в лицее лекций по теме «Тайны раннецветущих растений».
Важную роль в своей работе экологический отряд лицея отводит приобщению, просвещению и агитации к охране окружающей среды населения города.
(Слайд-Агитация и просвещение среди населения)
6. Агитация и просвещение
Участники отряда своими акциями стремятся донести до жителей нашего города то, что только экологическое мировоззрение, экологическое воспитание ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Достигается эта задача следующими методами:
- распространение листовок «Поможем животным вместе!»;
- разработка анкеты для агитационно-пропагандистского опроса по сохранению здорового образа жизни;
- оформление презентации для наглядного изображения влияния вредных привычек на здоровье;
- распространение листовок «Полезные советы по сохранению здоровья»;
- распространение агитационных листовок «Сохраним живую ель»;
- распространение листовок «Охрана водных ресурсов»;
- разработка и распространение агитационных листовок по «Охране первоцветов»;
(Слайд-0 плюс Рисунки)
- также в целях агитации по охране природы среди учащихся лицея ежегодно в рамках Дня Здоровья проводится конкурс плакатов «Сохраним природу вместе», которые вы сможете увидеть во время экологического вернисажа.
(Слайд-Награждение Успех)
По результатам работы за 2018-2019 учебный год, благодаря активной работе экологического отряда, за достижения в муниципальных конкурсах детского экологического творчества, добросовестное отношение к природоохранной деятельности и практический вклад в улучшение экологии города, Тираспольский общеобразовательный теоретический лицей награжден дипломом 2 степени в конкурсе «Успех года – 2019»
Подводя итог по работе лицейского детско-юношеского общественного движения «Юный эколог Приднестровья» хочется выделить тот факт, что результаты научно-исследовательской, практической и творческой деятельности отряда получили широкую известность и признание также и за пределами нашего государства. Слово предоставляется учителю биологии высшей категории Афониной Н.Б.
(Слайд – Участие в Международном Форуме «Зеленая планета»+ выступающий)
7. Участие в Международном форуме «Зеленая планета»
(выступление Афониной Н.Б.)
(Слайд-Работа с родителями в системе экологического воспитания лицеиста)
8. Работа с родителями
Многолетний опыт сотрудничества лицея с родителями учащихся показал, что осведомленность родителей об экологических проблемах достаточно низка, их отношение к природе носит в основном потребительский характер, значительная часть родителей считает, что их трудовая деятельность не влияет на состояние окружающей среды.
Учитывая то, что в воспитательном процессе, в частности в экологическом воспитании, большое значение имеет взаимная согласованность усилий семьи и учебного заведения, так как отношение подростка к природе, в значительной мере, основывается на примере родителей, педагогическим составом лицея был организован целостный и упорядоченный учебно-воспитательный процесс экологической направленности, как в классе, так и в учебном заведении в целом. А именно:
- проводятся конференции родителей совместно с детьми;
- акции природоохранного направления;
- организовываются тематические мини-лектории для родителей классов;
- тематические и индивидуальные консультации;
- возможны консультации для родителей, учителей и учащихся в случае, если профессиональная деятельность родителей имеет экологическое направление.
В результате активной агитационной и просветительской работы обозначился широкий спектр форм и способов взаимодействия родителей и педагогического состава. В частности, большой воспитательный эффект достигается от проведения общих с детьми и родителями экскурсий и экологических экспедиций, конкурсов и исследовательской работы. Родители учащихся стали оказывать активную помощь в приобретении саженцев, земли, а также различного посадочного материала для облагораживания территории лицея.
Таким образом, педагогический коллектив лицея воспитывает осознанное отношение к природе не только у учащихся, но также влияет на это отношение у его родителей.
От эффективности экологического просвещения, в конечном счете, зависит качество и продолжительность жизни людей, так как здоровье человека напрямую зависит от экологических условий.
(Слайд - Здоровье сберегающие технологии в системе экологического воспитания лицеиста)
9. Здоровье сберегающие технологии
Важнейшей задачей внедрения здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс лицея является формирование у учащихся культуры здоровья. Именно на это направлены усилия педагогического состава, с учетом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением, так как культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого – это мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни.
(Слайд-0 плюс Цель)
Цель здоровье сберегающих технологий в экологическом воспитании лицеистов – это:
- обеспечение высокого уровня здоровья;
- осознанного отношения к животному и растительному миру;
- способность к чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию;
- обучение бережному отношению к своему здоровью и природе;
- эффективности решения задач здорового образа жизни и безопасного поведения в природной среде;
- оказанию помощи себе и другим.
(Слайд - Структура Здоровье сберегающих технологий в системе образования МОУ ТОТЛ общий)
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования лицея выделяется несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
(Слайд - Медико-гигиенические технологии)
Медико-гигиенические технологии
Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. Но в лицейской системе образования использование профилактических программ является обязательным.
Давно и активно мы сотрудничаем с Центром, дружественным к молодежи, в котором квалифицированные медицинские работники и психологи проводят с учащимися лицея в каждом семестре лекции и тренинги, направленные на профилактику Здорового образа жизни (список лекций), а также, при необходимости, оказывают лицеистам психологическую помощь. В среднем за год проходит 48 лекций. Специалисты центра ВИЧ и СПИД ежегодно в канун всемирного дня борьбы со СПИДОМ организуют профилактические круглые столы с учащимися старших классов. Также в лицее ведет свою работу медицинский кабинет, который оказывает консультативную и неотложную помощь всем обратившимся, а также следит за динамикой здоровья учащихся. Среди выпускников лицея есть известные личности, связавшие свою судьбу с медициной. Это Зав. онкологическим отделением Андреева Алина, сосудистый хирург Волков Владимир, врач уролог Сергей Лунгул и другие, которые часто посещают лицей с лекциями и беседами.
В ноябре агитбригада экологического отряда лицея по своей собственной инициативе, в рамках пропаганды здорового образа жизни провели мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению детского коллектива старшей группы Муниципального дошкольного образовательного учреждения №20, где в игровой форме напомнили ребятам о правилах и пользы гигиены.
(Слайд-Физкультурно-оздоровительные технологии)
Физкультурно-оздоровительные технологии
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся и реализуются не только на уроках физкультуры, но и в работе спортивных секций.
Учитывая тот факт, что длительность одного урока в лицее составляет 80 минут, то обязательным элементом здоровье сберегающей организации образовательного процесса, в соответствии с современными требованиями, являются физкультминутки.
(Слайд-0 плюс Условия проведения физкультминутки)
С позиций здоровье сбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений или гимнастики для глаз минимальна, если при этом не учитываются 2 условия:
- Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.)
- Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной – от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.
Ежегодно в сентябре в лицее проводятся Дни Здоровья, которые организуются на базах спортивных лагерей в Кицканском лесу.
(Слайд-0 плюс День Здоровья)
Это общелицейское мероприятие объединяет учителей, учащихся и родителей. Способствует развитию творческого мышления, укреплению физического и эмоционального здоровья, формированию бережного отношения к природе, экологической культуры, а также сплочению коллектива и усилению командного духа. Тематика этого праздника каждый год разная: «Приключения трех богатырей в Кицканском лесу», «Рыцарский турнир», «Путешествие вокруг света за 180 минут», «Потериада», «Космическое нашествие», «Лицейский Олимп» и т.д.
Следующей группой в системе здоровье сберегающих технологий лицея являются технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
(Слайд-Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности)
Комфортное и безопасное взаимодействие человека с техносферой представляет собой область научных знаний, изучающую опасности, угрожающие человеку и разрабатывающую способы защиты от них в любых условиях обитания. Грамотность учащихся лицея по этим вопросам обеспечивается изучением курса Общей Безопасности Жизнедеятельности, а также на учебных тревогах по Гражданской защите.
Цель изучения предмета общей безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе лицея:
- формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних факторов и причин;
- создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий и естественного происхождения.
(Слайд - Экологические здоровье сберегающие технологии)
Экологические здоровье сберегающие технологии.
Направленность этих технологий – это создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В лицейской системе образования это и обустройство парковой зоны лицея, и зеленые растения в помещениях классов, зеленая зона в столовой, участие в природоохранных мероприятиях и акциях, таких как: «Чистый берег», «Сохраним живую ель», «Посади дерево», «Покорми птиц зимой», «Помоги бездомным животным».
Применение технологии здоровье сбережения в экологическом воспитании обеспечивает становление осознанного отношения к здоровью и жизни человека, окружающей среды, эмоциональный комфорт и позитивное самочувствие в процессе общения со сверстниками, с природными объектами.
(Слайд-Творческий подход)
Творческий характер здоровье сберегающих технологий в системе образования лицея – крайне необходимое условие. Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. Вместе с тем, определенную часть учебного материала, особенно по предметам гуманитарного цикла, в лицее трансформируют в формы и методы, присущие сфере искусства. Разыгрывание сценок исторических событий и литературных сюжетов – самый часто встречающийся на практике вариант интеграции сценического искусства, ролевых игр в уроки истории, литературы, английского и официальных языков. При этом не только повышается эффективность образовательного процесса, интерес к урокам, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся. При таких формах проведения уроков происходит нейтрализация напряжения стресса, эмоциональная разрядка, повышение коммуникативной компетентности.
В этом году одной из форм творческого подхода к здоровьесберегающим технологиям стала организация и проведение флэшмоба на тему «Поколение новое выбирает жизнь здоровую!», который стал ярким примером взаимодействия педагогического и ученического состава лицея
(просмотр флэшмоба - Поколение новое выбирает жизнь здоровую!))
Формируя здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой личности, которая будет сохранять здоровой природу или оздоравливать ее. Слово предоставляется педагогу психологу Стромовой Алёне Федоровне
(Слайд - Психологический тренинг «Экология души»