Введение
Моя методическая тема, по которой я начала работу в этом году «Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС НОО». Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждение по определённым правилам необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Математика даёт реальные предпосылки для развития логического мышления. Моя задача – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. Однако конкретной программы логических приёмов мышления, которые должны быть сформированы при изучении данного предмета, нет. В результате работа над развитием логического мышления идёт без знания системы необходимых приёмов, без знания их содержания и последовательности формирования.
Ученье – процесс двусторонний: работают дети, работает учитель; он ведёт за собой учащихся, руководит их умственной деятельностью, организует и направляет.
Проблема развития познавательного интереса ребёнка решается средствами занимательности в обучении математике. Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю» занимательность самой математики, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и врождённую любознательность маленьких детей. «Внутренняя» занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось бы, всё ясно и понятно (но только на первый взгляд). Чему нужно научить ребёнка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы.
Линия на развитие познавательных интересов учащихся достаточно чётко прослеживается в учебниках математики (Н.Б.Истомина) и в тетрадях по математике (Н.Б.Истомина, З.Б.Редько). В них есть упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на развитие логического мышления. Однако, работая 5 год по программе «Гармония», я пришла к тому, что необходимы дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, задания требующие применения знаний в новых условиях.
Такие задания включаю в занятия в определённой системе. Учить подмечать закономерности, сходство и различие начинаю с простых упражнений, постепенно усложняя их. С этой целью подбираю серию упражнений с постепенным повышением уровня трудности.
Развитие логического мышления в 1 классе.
С чего я начала? Я стала формировать у детей умение выделять в предметах свойства. В первом классе предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приёмами логического мышления, как анализ, сравнение, синтезы обобщения. Например: в первом классе учащиеся обычно выделяют в предмете всего два-три свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств. Предлагаю назвать свойства кубика. Маленький, красный, деревянный – вот те свойства, которые смогли назвать дети. Показываю ещё группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать ещё несколько свойств кубика: твёрдый, непрозрачный, несъедобный, лёгкий. Подходим к выводу, что мы используем для выделения свойств предмета – приём сравнения.
Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, я приступила к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов.
Предлагаю сравнить три предмета: линейку, треугольник и карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. Дети называют общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер. После того, как дети научились сравнивать конкретные предметы, предлагаю карточки. Не беря во внимание изображения предметов и геометрических фигур, дети должны сказать, где их больше, где меньше. Дети называют предметы и все их свойства.
Для разнообразия использую и такие задания: называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет. Беру такие задания:
Чем отличаются и чем похожи данные выражения?
2+3 |
7+2 |
7-3 |
8-3 |
6+2 |
5+2 |
5-3 |
9-4 |
1. Найди результат, пользуясь решённым примером:
- 3+4=7
- 3+5=
- 3+6=
- 3+7=
- 3+8=
- 3+9=
2. Сравни числа, записанные в первой и второй строчках. Сумма чисел в первой строчке равна 27. Как быстро можно найти сумму чисел записанных во второй строчке?
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
Учащиеся отвечают, что во втором столбике каждое из данных чисел на 10 больше соответствующего однозначного числа первого столбика. Таких чисел 6, значит сумма будет больше на 60. Она равна 27+60=87
3. Продолжи данный ряд чисел.
- 3, 5, 7, 9, 11…
- 1, 4, 7, 9…
В процессе изучения нумерации чисел очень часто предлагаю сравнивать два числа: 26 и 56, и сколько разнообразных ответов услышишь. Для выполнения таких заданий ученик должен не только владеть запасом определённых терминов и понятий, но и уметь устанавливать между ними взаимосвязь, проявлять наблюдательность, проанализировать полученные данные. А это способствует не только осознанному усвоению материала, но и умственному развитию.
Для формирования логической грамотности у младших школьников в 1 классе, обучение провожу по следующей тематике:
- «Смысл слов: «и», «или», «все», «некоторые», «каждый».
- «Приём сравнения, выделение свойств предметов».
- «Приём сравнения, существенные и несущественные свойства».
- «Высказывания» (истинные, ложные).
- «Приём классификации».
- «Приём анализа и синтеза».
- «Приём обобщения».
Использую на уроках математики специальные задачи и задания, направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Приведу примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:
В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них бы л хотя бы 1 красный карандаш.
Нестандартные задачи ввела с 1 класса. Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.
Всегда на каждом уроке математики отвожу 5-7 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение приёма классификации на уроках математики способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.
Изложенная мной система работа по развитию логического мышления учащихся направлена на формирование умственной деятельности детей. Дети учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы.
Большое внимание уделяю содержательно-логическим заданиям, в которых нужно провести анализ заданной математической ситуации, подметить заложенные в ней закономерности, свойства, выделять какой-то общий признак, а затем использовать это для выполнения задания по поиску недостающего или лишнего элемента, по проведению обобщения, классификации и т.д.
Раскрась треугольник красным цветом, круг – зелёным, квадрат – жёлтым.
Изменяя цвет фигур, расположи их в таблице так, чтобы в строках и столбцах не было фигур одинаковых по цвету и по форме.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работая над развитием логического мышления на уроках математики заметила, что при самостоятельном решении задач даже слабые ученики рассуждают, выделяют вопрос, строят доказательство, делают выводы. Таким образом, математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности, для развития умения кратко, чётко и правильно излагать свои мысли.
Заключение
Программа «Гармония» ставит свои цели развития логического теоретического мышления детей. Одним из основных средств, в реализации этой цели, служит учебная деятельность. Мы предполагаем, что учащийся должен быть самостоятельным субъектом учебной деятельности. Под этим мы понимаем способность ставить себе учебные цели, контролировать свою учебную деятельность относительно поставленных целей, добиваться намеченного результата и быть максимально гибким в поиске необходимых средств мыслительной работы.
Чтобы наш выпускник школы стал таковым, необходимо уже в начальной школе готовить его к этому. Курс математики по «Гармонии» создаёт условия для того, чтобы научить ребёнка думать. Вряд ли в классе можно найти ребёнка, который бы не старался думать и работать в меру своих сил, если он видит, как мы взрослые ценим его достижения. А вот если ребёнок постоянно познаёт горечь поражения, то вряд ли у него останется надежда на успех в будущем. Мы должны не только помочь ребёнку добывать знания, но и реализовать его потребность в любви, в чувстве собственного достоинства, в ощущении значимости собственного «Я», должны помочь ему обрести чувство уверенности в своих силах.
Обучала и семилеток, и шестилеток по программам 1-3 и 1-4 по программам «Школа России», «Школа 2100», «Гармония». И главным в своей работе считаю снижение перегрузок для учащихся, укрепление здоровья детей, постоянную заботу о слабоуспевающих учащихся и трудных семьях.
Надо прилагать не мало усилий для того, чтобы процесс обучения был радостным, интересным для всех учеников и при этом обеспечивал бы глубокое усвоение учебного материала.
Учебный процесс сделать увлекательным заставляет детей активно мыслить. Каждый урок должен иметь свою неповторимость и красоту. Здесь ученик чувствует себя личностью, творцом. Каждый работает на пределе своих возможностей, реализует и развивает свой творческий потенциал.
На каждом уроке давайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие. Не навязывайте ребёнку своих форм работы, он должен выбрать их сам. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учёбе.