Цель: активизация познавательного интереса учащихся по теме искусства времен Великой Отечественной войны.
Задачи:
- закрепить, совершенствовать, углубить знания учащихся об искусстве Великой Отечественной войны;
- побуждать учащихся к поиску новых знаний;
- воспитание у молодежи чувства патриотизма и любви к Родине.
Эту викторину можно использовать как самостоятельный материал для внеурочного мероприятия, так и составной частью блока мероприятий к знаменательной дате.
1 часть
Прочитайте вопрос. Выберите правильный ответ. Запишите его в бланк ответов (за каждый правильный ответ 1 балл).
1. Плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в 1941 году.
а) «Отомсти!»
б) «Родина-мать зовет!».
в) «Воин Красной Армии, спаси!»
г) «Мать партизана»
2. Работа над картиной шла достаточно быстро, так как замысел был уже продуман во время поездки в Архангельскую область. В деревне на реке Мезень художник остановился в доме у одинокой старой женщины. Сцена, изображенная на картине, была увидена художником у неё в доме. К хозяйке пришли подруги и стали вести беседу. О какой картине идёт речь?
а) Д. Шмаринов «Возвращение»
б) Б. Неменский, «Мать»
в) П. Кривоногов, «Победа»
г) В. Попков, «Воспоминания. Вдовы.»
3. Картина «Письмо с фронта» принадлежит кисти:
а) А.Лактионова
б) А.Пластова
в) В.Костецкого
4. Знаменитыми карикатуристами были созданы плакаты в годы ВОВ, одним из которых является «Пиковое положение». Кто они?
а) М. и А. Самсоновы
б) Кукрыниксы
в) Моор
г) Кривоноговы
5. Картина «Мать партизана» была создана в 1943г. Её автор -
а) С. Герасимов
б) А. Дейнека
в) П. Кривоногов
г) Н. Присекин
6. «Родина-мать» - это памятник из композиции скульптора Е.Вучетича «Стоять насмерть!» на Мамаевом кургане, высотой
а) 70 м
б) 52 м
в) 48 м
г) 36 м
7. Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом, установленный в 1949 г. (скульптор Е.Вучетич) называется...
а) Воин Красной Армии
б) Неизвестный солдат
в) Воин-освободитель
г) Воин Победы
8. По указанию И.В.Сталина трёх художников командировали в Берлин собирать материалы для большой картины «Подписание акта о капитуляции Германии». О ком речь?
а) И.Тоидзе, Д.Шмаринов, В.Корецкий
б) Н.Соколов, П.Крылов, И.Тоидзе
в) Б.Неменский, А.Пластов, П.Крылов
г) М.Куприянов, Н.Соколов, П.Крылов
9. Как назывались ежедневные выпуски плакатов с подписями на злобу дня?
а) За Советскую Родину
б) Окна ТАСС
в) На страже Родины
г) На разгром врага
10. Эта картина художника П.Кривоногова изображает радостных воинов на ступенях берлинского рейхстага, приветствующих весть о победе в ещё дымящемся, ещё пылающем последними пожарами городе. Картина эта называется...
а) «Победа!»
б) «Конец. Последние часы в ставке Гитлера»
в) «Салют 27 января 1944 года»
г) «Отдых после боя»
11. Как называлась картина П.Корина, написанная в 1942г., героем которой стал прославленный русский князь?
а) «Портрет маршала Г.К.Жукова»
б) «Поединок Пересвета с Челубеем»
в) «Александр Невский»
12. Как называется вид графики?
а) иллюстрация
б) реклама
в) плакат
13. Выдающееся место в живописи XX принадлежит А.Пластову. В картине "..." художник обратился не к боевым действиям, а к бедствиям народа, ставшего жертвой преступлений фашистов. Он выстраивает композицию таким образом, что мы сначала замечаем трагедию на первом плане. К ней контрастом служит образ природы.
О какой картине идет речь?
а) «Фашист пролетел»
б) «Ой, да как всех мужей побрали на войну»
в) «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»
г) «Заслон»
14. Он был советским генералом, инженером. В начале Великой Отечественной войны он попал в плен. Ему предлагали сотрудничать, но он отказался. Содержался в немецких концентрационных лагерях: Замосць, Хаммельбург, Флоссенбюрг, Майданек, Аушвиц, Заксенхаузен и Маутхаузен. Неоднократно от администрации лагерей получал предложения сотрудничать. Несмотря на свой возраст был одним из активных руководителей лагерного движения сопротивления. В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен (Австрия), в числе других заключённых (около 500 человек), был облит водой на морозе и погиб. Стал символом несгибаемой воли и стойкости. Памятник герою открыт 7 мая 1980 года. Авторы памятника скульптор В.Е.Цигаль, архитектор А.М.Половников. Памятник отлит целиком из бронзы, в виде устремлённых ввысь 8-метровых форм, символизирующих ледяные глыбы, на которых укреплён куб с портретом героя.
О каком памятнике идёт речь?
а) Памятник Рихарду Зорге
б) Алёша
в) Непокорённый человек
г) Памятник генералу-лейтенанту инженерных войск Д.М.Карбышеву
15. 29 октября 1978 года был открыт монумент в честь мончегорцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Авторы – московский скульптор Королев Виктор Ефремович, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны, архитектор – Горелик Марк Тевельевич, руководитель архитектурной группы Мончегорского филиала института «Гипроникель». Монумент представляет собой 13-метровую стеллу, у подножия которой две фигуры – матрос и солдат. Скульптуры были отлиты из бронзы на Мытищинском заводе художественного литья. О каком памятнике идёт речь?
а) «Защитники Заполярья»
б) «Родина-мать зовёт!»
в) Несломленный
г) Непокорённый человек
2 часть
Прочитайте, выполните задания. Результаты запишите в бланк ответов.
1. Прочитайте отрывок из статьи современного искусствоведа и назовите имя военачальника, о котором идёт речь.
Сегодня этот портрет висит в Третьяковской галерее. Волевой, по-военному подтянутый, в маршальской форме – таким написал Павел Корин одного из самых выдающихся советских полководцев. Его имя ещё в годы войны стало легендой. Его с надеждой и верой называли солдаты под Ленинградом и под Москвой, в белорусских болотах и на подступах к Берлину. Ордена на груди – как сталь доспехов. И в лице его есть что-то железное, несгибаемое.
2. Рассмотрите изображение скульптурного портрета и ответьте на вопросы
а) кто изображен?
б) кто автор произведения?
3. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
Масалов Николай Иванович вспоминал так: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов».
В этот момент Николай был ранен в ногу. Но не бросил девочку, донес до своих… А через несколько дней в полку появился скульптор , который сделал несколько набросков для своей будущей скульптуры…
а) о каком произведении идёт речь?
б) назовите автора
4. Рассмотрите фрагмент картины. Ответьте на вопросы:
а) кто автор картины?
б) как она называется?
в) в какой цикл картин она входит?
5. Рассмотрите изображение. Ответьте на вопросы.
а) какое место изображает картина?
б) кто автор картины?
6. Название плаката А.Ф.Пахомова написано на самом плакате и обращено к НИМ. Как называется плакат и к кому он обращается?
7. Серия литографий Алексея Федоровича Пахомова "Ленинград в дни блокады и войны (Ленинградская летопись)" создавалась в военные годы. Художник не покидал блокадный Ленинград.
Картина, о которой идёт речь, иллюстрирует событие 27 января 1944 года. Какое?
8. Картина написана в первый год войны. В глаза бросаются противотанковые заграждения. Ими был окружен весь город. Многоэтажные дома стоят без окон. Бои идут в районе столицы. Художник изобразил бытовой сюжет, но сумел передать атмосферу устрашающей опасности. Проезжающий грузовик подает надежду на лучший исход событий. Город старается жить и работать. Чувствуется тревога художника за судьбу страны. Вид на город подается откуда-то снизу, тем самым автор возвысил его и выразил свою надежду, что он будет неприступным.
Назовите автора и картину.
9. Вашему вниманию представлены четыре фрагмента живописного полотна.
Ответьте на вопросы:
а) кто автор картины, из которой взяты эти фрагменты?
б) как она называется?
10. Прочитайте текст. Заполните пробелы
Совершенно естественно и закономерно возникло у художников в дни победы над фашистской Германией желание показать в своей новой картине со всей достоверностью заслуженный конец «героев» своих карикатур. С этой целью они побывали в Берлине, тщательно изучали исторические материалы, спускались в убежище, где скрывался в последние дни войны_____. ____ стремились по возможности убедительнее и точнее передать состояние понявших свой неминуемый конец фашистов в тот момент, когда над самой их головой раздался залп советского орудия, который смял, уничтожил видимость налаженного в убежище комфорта, иллюзию возможности спасения, дав ясно почувствовать всю реальность происходящего. Жалкая фигура с конвульсивными движениями, искаженная страхом физиономия резко вырваны светом из зияющей черноты дверного проема. За спиной едва заметен перепуганный ___. В комнате, где сидят телохранители фюрера, никто о нем не думает, здесь уже ни до кого нет дела, здесь все говорит о бесславном конце фашистов. Картина называется _____.
11. Вашему вниманию представлены четыре фрагмента живописного полотна.
Ответьте на вопросы
а) кто автор картины?
б) ее название?
12. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос.
Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми.Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла. Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.
Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь». Как она называется?
13. Этот плакат был одним из самых известных плакатов военного времени . Плакат был создан художником Корецким. Первый раз люди его смогли увидеть в газете тех лет — «Правда» в 1942 году. Вид матери и дитя, противостоящий врагу, не мог не заставить воинов защищать свою страну. Солдаты, смотря на него, ещё больше рвались на борьбу с врагом.
О каком плакате идёт речь?
14. Эта картина известного советского живописца, академика ,написанная 1951 году. Замысел картины художнику подсказали личные наблюдения и переживания военных лет, а также знаменитая поэма А. Твардовского «Василий Тёркин».
Назовите картину и автора.
15. Узнайте картину по описанию.
В центре картины высится исполненный трагической красоты собор, рисунок силуэта его чист и ясен. Кругом пылает огонь, по дороге бегут фашисты. Озаренный теплым солнечным светом великий памятник древнего зодчества стоит как богатырь, полный величия и силы, утверждая торжество разума и гуманизма.
16. В записках художника сохранилась история создания этой картины:
«...понадобилось еще одно северное лето, хотя эскиз уже был готов. Черновой, трудной работы было много. Пришлось почти для каждой фигуры рисовать и изучать несколько человек. Чтобы потом случайный набросок получился самым необходимым. Были сомнения: писать ли эту картину, ведь она близка „Воспоминаниям“.
Назовите картину и автора
17. Одно из самых пронзительных полотен этого художника— правильнее было бы назвать «Шинель тестя", ибо эта вещь принадлежала отцу жены мастера и хранилась, как настоящая реликвия.
Назовите картину и автора.
18. Какие виды искусства были наиболее актуальными и востребованными в начале войны?
Почему? (дайте развернутый ответ)