Развитие коммуникативных навыков у ребенка с умственной отсталостью на уроках русского языка и чтения

Разделы: Инклюзивное образование

Класс: 6

Ключевые слова: дети с синдромом Дауна, инклюзивное образование, дети с умственной отсталостью


В наше время очень актуальна проблема инвалидности вообще. С каждым годом всё чаще появляются на свет дети с таким диагнозом, как болезнь Дауна. Если совсем недавно дети с болезнью Дауна рождались от тех матерей, возраст которых превышал 35 лет, то в настоящее время такие дети могут родиться и у совсем молодых матерей.

У детей с болезнью Дауна замедляется развитие психических процессов, общей и мелкой моторики, а, следовательно, и речи. Они значительно отстают от сверстников в физическом развитии.

Сегодня проблема социальной реабилитации и адаптации детей с болезнью Дауна актуальна потому, что их число имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую наше общество не в силах. Поэтому рост числа детей с данным диагнозом следует рассматривать, как постоянно действующий фактор, требующий планомерных решений социума.

Несомненно, дети с болезнью Дауна как дети-инвалиды и дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают огромные трудности во время вхождения в социум, и им требуется комплексная социальная помощь. Следовательно, они становятся клиентами социальной работы и находятся под пристальным вниманием социальных служб.

Но в наше время существует прогресс - педагоги и родители стали лучше осознавать потребность в любви, ласке, поддержке таких детей, они убедились в том, что такие дети, как и другие, могут жить с пользой для себя и для общества. А в зарубежных странах многие дети с умственными и физическими отклонениями ходят в обычный детский сад, учатся в обычной школе. Находясь среди сверстников, такие дети получают достаточное количество общения с нормальными детьми, что помогает им развиваться в обычной социальной среде. В нашей стране также происходят зачатки интегрированного образования.

В настоящее время известны такие случаи, когда детям с синдромом Дауна педагоги - дефектологи и психологи оказывали калосальную поддержку, вследствие чего дети обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа педагогов небезнадёжна в таких случаях, но требует много терпения и силы духа. Синдром Дауна - это тяжёлая генетическая аномалия. По Всемирной статистике каждый восьмисотый ребёнок рождается с лишней хромосомой, то есть с синдромом Дауна. Во всем мире людей с синдромом Дауна называют "солнечными" - так как настолько они дружелюбны, добры, открыты. Они просто не способны на агрессию, не могут кого-либо обидеть. Они не умеют злиться и обижаться. Они, также как и все дети, любят играть, петь, танцевать, веселиться и узнавать что-то новое. Но жить в полной мере, развиваться, учиться дети с синдромом Дауна могут только в атмосфере любви. Им нужно немного больше внимания и заботы, понимания и любви. Этот синдром получил название в честь учёного Джона Дауна (JohnDown), который впервые описал его в 1866 году. А связь между изменением количества хромосом и врождённой аномалии была описана в 1959 году французским генетиком Жеромом Леженом. Хотелось бы отметить, что цель любого педагогического направления детей с синдром Дауна - это их социальная адаптация, возможность их интеграции в общество. Необходимо учитывать все познавательные способности детей и, учитывая специфичность развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, такие как, навыки самообслуживания, чтобы они могли облегчить жизнь не только себе, но и своим близким.

В рамках реализации программы по работе с детьми с ОВЗ мне непосредственно приходится обучать учащегося с синдромом Дауна в условиях обычной общеобразовательной школы.

Семья, в которой живет и воспитывается ребенок полная, в семье Михаил не единственный ребенок. Семья проживает в своей квартире, социально – бытовые условия удовлетворительные, материальное положение удовлетворительное.

Режим дня школьника соблюдается. Вопросами воспитания и развития ребенка в семье занимаются оба родителя.

Внешний вид у Михаила всегда опрятный. Постоянно ищет общение со сверстниками и взрослыми. За свои поступки переживает, на замечания реагирует всегда адекватно.

У Михаила не полный объем знаний и представлений об окружающем мире. Учебная деятельность на уровне ниже среднего. 

У Михаила замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала по всем учебным предметам, очень плохая память. Ему требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Познавательные интересы в учебной сфере не сформированы. На уроке не всегда активен. Не активно участвует в воспроизведении учебной информации в классе (правил, текстов, содержания задач). Самостоятельно применить изученный материал на уроке затрудняется. Часто отвлекается.

Общий темп деятельности медленный.

Как учитель русского языка и литературы я работаю с Мишей с 1 сентября 2017 года. Не имея опыта данного рода педагогической деятельности, руководствуясь материалами научных статей, учебных пособий, мною была разработана адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературе. На экране вы можете наблюдать фрагмент видеоурока литературы.

С памятью у Михаила, как и практически у всех детей с болезнью Дауна проблемы. Он не в состоянии сразу запомнить названия реальных или изображённых на картинках предметов, тексты коротких стихотворений. Но бывает на уроках и такое, что с лёгкостью усваивает различные события и числа.

Нарушено мышление. Ребёнок затрудняется делать элементарные обобщения, очень не легко воспринимает то, о чём ему рассказывают.

Если предложить ребёнку рассказать содержание простой сюжетной картинки, то в лучшем случае он назовёт некоторые предметы, изображённые на ней. Миша не сможет расположить картинки в последовательности происходящих событий. Не справится он и с составлением рассказа по нескольким сюжетным картинкам.

Основным дидактическим принципом в обучении такого ребенка является

  • задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, для этого на уроках мы используем проектор, учебные карточки, доску, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения.
  • процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Для усвоения и закрепления материала даже небольшое по объему упражнение разбивается на группы.
  • занятия нужно сделать как можно более интересными и приятными для ребенка, отмечая его малейшие достижения и успехи.

Известно, что речь для детей с синдромом Дауна – это зона особых трудностей. Низкое качество речи становится одним из основных препятствий для социализации ребенка. Поэтому закономерно, что главным запросом родителей, а также специалистов является развитие речи ребенка.