Рассмотрение данной проблемы связанно с тем, что в России от современного человека требуется проявление самостоятельности, которая начинает формироваться со школьной скамьи. В связи с этим главной задачей формирования самостоятельности становится не дать младшим школьникам определенный багаж знаний, а сформировать умения и навыки в приобретении их самостоятельно. Вклад в ее изучение внесли: Н.Б.Истомина, Г.Ф.Кумарина, Н.П.Локалова, Н.А.Менчинская рассматриваются различные аспекты проблемы активности и самостоятельности младших школьников. Данная тема порождает необходимость поиска средств формирования самостоятельной работы младших школьников.
В соответствии с целью исследования: теоретически обосновать процесс формирования учебной самостоятельности и опытно-экспериментальным путём подтвердить эффективность условия формирования учебной самостоятельности у младших школьников и задачами исследования мы рассмотрели основные понятия (учебной самостоятельности), проанализировали виды организации учебной самостоятельности и выяснили условия формирования учебной самостоятельности у младших школьников.
Самообразование в свою очередь, является одним из самых сложных видов систематической познавательной деятельности, при которой ученик сам ставит перед собой познавательную цель и задачи, определяет пути достижения цели, контролирует ход самостоятельной работы по получению знаний, а также сам оценивает и совершенствует их результаты.
На современном этапе развития учебных программ ученые, методисты, практикующие учителя, активно решают вопросы построения системы самостоятельной работы учащихся начальной школы на основе синтеза новейших педагогических технологий и эффективных методов обучения. Большое значение приобретает внедрение качественно новых видов, форм и методов организации самостоятельной работы на уроках, ориентированных на творческую деятельность учащихся начальной школы.
Учебная самостоятельность - это способность к независимым действиям, суждениям, так же как и обладание инициативой и решительностью.
Самостоятельность младшего школьника - это умение ставить перед собой различные задачи и выполнять без помощи и побуждения извне. Это связано, прежде всего, с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. Именно поэтому на первый план выходят такие особенности развития ребенка, как познавательная направленность, произвольность психических процессов, умение ставить перед собой цели, планировать и организовывать свою работу, рефлексия, инициативность, творческая активность [1].
Младший школьный возраст - это культурно историческая категория, которая фиксирует особенности психического развития ребенка с позиции достижения социальных задач и содержания образовательного процесса как неотделимой составляющей ценностных приоритетов определенного общества.
Поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как особого звена всего школьного онтогенеза не могут считаться неизменными.
Учитывая это, важным является утверждение об относительно устойчивых новообразованиях и определяющих чертах этого возраста, которые являются основой и одновременно расширением круга ключевых аспектов по развитию самостоятельности.
В этом возрасте центром психического развития ребенка становится формирование произвольности всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, организации деятельности).
И.А.Зимняя считает, что самостоятельность является следствием правильно организованной учебной деятельности учащихся на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время [2].
Самостоятельность как метод обучения предполагает формирование важных общих учебных умений (анализировать, планировать, сравнивать, контролировать), определенных рефлексивных качеств, которые, в конечном счете, обеспечивает развитие самостоятельности как качества личности, формирует субъекта учебной деятельности.
Стоит отметить, что, по мнению многих ученых, самостоятельность является эффективным средством проверки знаний учащихся младших классов. Однако, на наш взгляд, эта проблема требует более детального рассмотрения, поскольку самостоятельная работа - это фундамент формирования человека как самостоятельной личности.
Под самостоятельностью следует понимать такую форму организации учебной и речевой деятельности учащихся, при которой под руководством учителя и по его заданию на уроке ученики самостоятельно осуществляют последовательный цикл учебных действий, направленных на овладение соответствующим материалом или формированию учебных навыков и умений. Это готовит учащихся к организованной учителем учебно-коммуникативной деятельности, в процессе которой меняется структура их психической деятельности и реализуется цель обучения учащихся начальных классов. Также под самостоятельной работой понимают различные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, которую они осуществляют на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия учителя и родителей [3].
На каждом уроке могут быть самостоятельные работы различного дидактического назначения: проверочные, подготовительные, учебные, воспроизводительные, творческие.
Основная функция проверочных самостоятельных работ - контролирующая, хотя и им тоже свойственны элементы обучения.
Чтобы актуализировать опорные знания учащихся, их умения и навыки, необходимые для восприятия нового материала, почти на каждом уроке учитель предлагает детям подготовительные самостоятельные упражнения. Это могут быть устные и письменные упражнения на повторение, сопоставления определенных фактов, правил, способов действий, предварительное чтение и наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций, составление описаний, зарисовок каких объектов, нахождение данных и тому подобное.
Был проведен эксперимент на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Абакан «Средняя общеобразовательная школа №2» в 1Б класс на котором мы провели констатирующий и формирующий этапы.
На констатирующем этапе мы провели диагностики такие как: Методика «Экспертная оценка самостоятельности обучающихся» (А.К.Осницкий); Тест-диагностика уровня "Самостоятельности" (Е.А.Богомолова).
Результаты данных диагностики А.К.Осницкого, показали, что низкий уровень оценки самостоятельности обучающихся в 1 классе составляет 46%; ниже среднего 35%; средний 19%.
Проведя обработку данных диагностики Е.А.Богомолова, мы заметили, что высокий уровень самостоятельности у обучающихся 1 класса составляет 12%; средний 18%; низкий 70%.
Таким образом мы увидели, что в классе есть дети с низким и средним уровнем развития самостоятельности, а значит необходима работа по развитию учебной самостоятельности у данных детей.
Для подтверждения условия выдвинутой нами гипотезы мы реализовали формирующий этап, приведем примеры данных заданий:
Урок, тема |
Условия гипотезы |
Пример задания |
ИЗО |
Энциклопедический словарь юного художника. |
Работа проводится с помощь энциклопедического словаря юного художника. |
Окружающий мир |
Использование словарей. |
В качестве дополнительного задания учащимся было предложено выписать по вариантам из орфографического словаря: названия продуктов питания, названия одежды, названия животных, составить с двумя словами предложения. |
Русский язык |
Орфографические словари и толковые словари. |
Использовать словарь О.Д.Ушаковой «Как писать? С большой буквы или маленькой? Из словаря предлагалось выписать имена, фамилии, названия газет, журналов, книг, городов, сравнить написание таких слов, как Орел и орел, аврора и Аврора и др |
Таким образом, важным в формировании познавательной самостоятельности является использование различных типов задач, решение которых способствует развитию самостоятельности, критического мышления учащихся. Их роль, содержание, продолжительность, способы руководства определяются целью изучения определенного материала, его спецификой и уровнем подготовки школьников.
Список литературы
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся [Текст] / П.И.Пидкасистый. - М.: Педагогика, 2002. - 183 c.
- Савченко О.Я. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников [Текст] / О.Я.Савченко. - М.: Педагогика, 2003. - 176 с.
- Свекла В.К. Самостоятельная работа как вид учебной деятельности школьника [Текст] / В.К.Свекла // Начальная школа. - 2001. - № 9. - С. 49-51.