Цель: научить учащихся преодолевать страхи публичного выступления.
Задачи:
- ознакомить с правилами публичного выступления;
- отработка технологии публичного выступления.
Продолжительность: 1 час.
Количество участников: 4-6 человек.
Оборудование: Зеркала по количеству участников, камера мобильного телефона, карточки из плотной бумаги по размеру визитки, ручки по количеству участников.
Ход занятия
1. Вступительное слово
Современные требования, предъявляемые к учащимся, требуют не только быть успешными в учебной деятельности, но и принимать участие в различных конференциях, конкурсах. Но очень часто сильная работа не занимает призовых мест. Почему? Все дело не в умении представлять свой опыт на публике. Выступая на публике, ученик испытывает широкий спектр чувств. У многих сама мысль о предстоящем выступлении вызывает бурю негативных эмоций и даже может приводить к стрессу. Когда же дело доходит до самого вступления, то на первый план выходят страхи, скованность, растерянность, смущение, которые «парализую» ученика и мешают. На данном занятии мы познакомимся с правилами публичного выступления и отработаем техники, которые помогут снять все зажимы.
2. Теоретическая часть
Правила публичного выступления
Цель каждого публичного выступления – донести его суть, идею до аудитории, чтобы получить обратную связь. И фактором, в большей степени влияющим на успех, является контакт с аудиторией. Чем он прочнее, тем большую отдачу получает оратор от благодарной публики. Выступая перед публикой с докладом или с речью необходимо помнить следующие правила:
- Улыбайтесь. Улыбка должна быть естественной, не натянутой. Для этого необходим положительный настрой.
- Будьте уверены в себе. Люди всегда чувствую уверенность и отдают предпочтение сильным духом в себе людям. Взгляд должен быть направлен на слушателей. Поскольку выступление перед аудиторией – контакт двух сторон, необходимое условие – установка канала обращения. К приемам, позволяющим установить зрительный контакт относятся:
- фиксация зрения на одном человеке и переменная фиксация на разных людях.
- Начинайте с приветствия. Так вы покажете свое уважение к аудитории, без которого невозможно серьезное восприятие информации. Приветствие – способ визуально осмотреть готовность слушателя к восприятию.
- Избегайте монотонного изложения материала. Эмоционально окрашенное выступление всегда вызывает положительные эмоции у публики, легко запоминается.
- Избегайте употребления неизвестных научных терминов, а если это неизбежно, то, необходимо обязательная расшифровка понятным языком.
- Максимально использовать возможности языка. Речь желательно выстраивать с учетом визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Она лучше воспринимается всей аудиторией.
- Удерживайте внимание аудитории. Хороший оратор, использует в своем арсенале активные движения. Действительно, физическая активность способствует привлечению внимания, но не переусердствуйте с бессмысленными движениями, не имеющих цели обратить внимание на важные детали выступления. При постоянных движениях, хождению по сцене, внимание, наоборот, будет рассеиваться.
- Выход из выступления: закрепление достигнутого впечатления. Конец речи, как и начало, более всего запоминается, следовательно, необходим особый оборот речи, яркий пример, цепляющая эмоции цитата, призыв к действию. Концовка выступления – это итоговый тезис, который полностью отражает проблематику всего выступления. По окончанию речи, в обязательном порядке поблагодарите публику за внимание.
3. Практическая часть
Упражнение «Самопрезентация»
Часто во время публичного выступления оратор забывает рассказать самое главное – рассказать о себе. Информация о докладчике является логическим началом всего выступления.
Инструкция: Участникам предлагается по очереди рассказать, за что они себя уважают. Необходимо рассказать о своих достоинствах, успехах, личных достижениях. Остальные участники группы могут поддерживать, задавать вопросы, возражать. Время выступления 3 минуты.
Упражнение «Зеркало»
Каждому участнику необходимо перед зеркалом рассказать маленький рассказ, возможно использовать часть своего реального выступления (прошедшего или предстоящего). Выступающий должен сам рассказать о своих недостатках, проработать их самостоятельно или совместно с психологом.
Вопросы для обсуждения:
- С какими сложностями вы столкнулись, когда выступали сами перед собой?
- Чувствуете ли вы себя увереннее после упражнения?
- Чему вы научились и что в себе исправили в ходе выполнения упражнения?
Данное упражнение рекомендуется выполнять и самостоятельно во время подготовки к любому публичному выступлению.
Упражнение «Спонтанный рассказ»
Каждому во время выступления необходимо быть уверенными и не терять свою уверенность даже во время дополнительных вопросов. Давать развернутые ответы, которые будут интересны слушателям. В ходе упражнения вам необходимо распределиться по парам. Один участник показывает на любой предмет в классе, а второй в течение 3 минут рассказывает о предмете (свойства, значение и т.д.). Затем участники меняются.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли было найти слова для презентации предмета?
- С какими сложностями вы столкнулись в ходе своего рассказа?
- Как бы вы оценили выступление своего оппонента?
Упражнение «Камера. Мотор. Начали»
Участники разбиваются на пары, каждый готовит по два вопроса для своего напарника. Все должны выступить в роли интервьюера и респондента. Вопросы могут касаться личностных особенностей человека (характера, интересов, достижений и др.). Особенность заключается в том, что беседа проходит на камеру. Затем участники смотрят свое интервью в записи и рассказывают о своих удачных и неудачных моментах. Особенно важно рассмотреть слова-паразиты, положение рук и ног, четкость речи, положение тела.
Вопросы для обсуждения:
- Сложно ли было выступать перед камерой?
- Какие недостатки вы увидели в своем выступлении?
- Полезным было выполнение данного упражнения?
Данное упражнение можно выполнять самостоятельно во время подготовки к публичному выступлению.
4. Рефлексия
Упражнение «Изменения»
Все участники получают по карточке.
Инструкция: «На занятии вы получили много знаний и навыков. К сожалению, навыки имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, вам необходимо написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет у себя в ближайшую неделю после тренинга». Каждый пишет свое имя на карточке. Участники в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что через неделю поинтересуются выполнены ли поставленные цели.