Образовательная область – речевое развитие.
Пояснительная записка.
Во время образовательной деятельности дети учатся дифференцировать звуки [К] — [Г]. При организации использовались разнообразные формы работы, что способствует поддержанию интереса и повышению работоспособности на протяжении всей деятельности: деятельность начинается с упражнения на развитие чувства ритма, закрепляем временные понятия при работе с календарем.
В дидактической игре «Налево пойдёшь – направо пойдешь» закрепляем умение определять начальный – конечный согласный звук и соотносим его с буквой.
Достижению основной цели способствуют следующие игры и упражнения: работа с демонстрационными плакатами, на которых символами обозначены характеристики букв К — Г, «Повторить серию слогов», «Составь букву» (выбирают картинки на звук [К] или [Г]), «Две посылки» для клоуна и гнома (с набором предметов, начинающихся на звук [К] или [Г]), «Четвертый лишний» (где три картинки начинаются на звук [К] - одна на звук [Г] и наоборот), «Слова со звуком КА» (из предложенного набора картинок выбираем слова, в которых есть слог КА), «Два поезда» (подбираем вагончики, которые везут слова, начинающиеся на звук [К] ил [Г]).
Проведение сравнительного звукобуквенного анализа обратных и прямых слогов провожу в игре «Слоговые пазлы» (подбираем и анализируем пазлы-карточки со слогами с одинаковыми гласными и согласными [К] — [Г]: ак-аг, ка-га, ок-ог, ко-го и др.)
Звукобуквенный анализ слова «гуси» проводим с опорой на картинку и схему слова.
В течение всего занятия, за правильный ответ дети получают фишки, из которых в конце занятия стоят башни. Побеждает тот, чья башня оказалась выше. Победитель получает звездочку, которая размещается на кабинке.
Место занятия в образовательной программе: коррекционно-развивающее занятие по речевому развитию для детей с задержкой психического развития подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 14 «Василёк» г.Рубцовск, проведённое согласно АООП.
Цель: закрепление умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»
Задачи.
Коррекционно-обучающие:
- дифференцировать звуки [К] — [Г] звонкости-глухости;
- учить проводить звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов со звуками [К] — [Г];
- • учить проводить звукобуквенный анализ слова «гуси».
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, логическое мышление;
- развивать чувства ритма.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость и умение выслушивать ответы других детей.
Форма организации детей: подгрупповая
Методы организации: дидактические игры и упражнения, пояснение, объяснение, показ, практические методы, художественное слово, наглядный.
Предварительная работа:выполнение физкультминутки, знакомство со звуками Г-Гь,, К- Кь, буквами Г – К.
Оборудование: пособие «Календарь», д/и «Налево пойдёшь – направо пойдешь» с набором букв К Х З Б Н Т М С А О И У, плакаты «К-Г», д/и «Составь буквы К-Г», д/и «Две посылки» (с набором предметов - глобус, гантели, газета, гусь, градусник, груша, карандаш, краски, кубик, книга, кошка, конфета), д/ игра «Четвертый лишний», д/игра «Слоговые пазлы», д/упр «Слова со звуком КА», схема слова «гуси» с набором букв, д/ игра «Два поезда», аудиозвук «Гуси гогочут»
Индивидуальная работа:
- Влад Г. – быть сдержанным, уметь выслушивать ответы других детей;
- Ваня В. – закрепление умения определять начальный звук, соотносить со звуком, учить работать в общем темпе;
- Максим А. – работать над дифференциацией согласных звуков по мягкости – твёрдости.
Этапы проведения совместной деятельности
Этап работы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент. Цель: создание мотивации на совместную деятельность. Задачи:
Методы и приемы: игровой |
||
Д/ упр «Послушай – повтори» развитие чувства ритма |
Дает образец ритма |
По очереди повторяют заданный ритм. |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятие к нам пришли гости, поприветствуем их. - Я очень рада видеть вас на занятии, и надеюсь, что сегодня в знаниях мы поднимемся на одну ступеньку выше. |
||
Проверим посадку. |
- Руки на месте? (на месте) |
Садятся на места, проверяют свою посадку. |
Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть. Цель: формирование представлений детей о признаках ранней весны. Задачи:
Методы и приемы: игровой, пояснение, объяснение, показ, практические методы, художественное слово, наглядный. |
||
Минутка календаря Цель: формирование временных представлений. |
Педагог демонстрирует детям пособие «Календарь». |
Ответы детей |
Определение темы |
- С какой буквой мы познакомились на прошлом занятии? |
Звуком Г. |
Д/и «Налево пойдёшь – направо пойдешь» |
Сильная подгруппа: |
Определяют нужный звук и находят нужную букву: |
Работа с плакатами «К-Г» Дифференциация звуков [К] — [Г]. |
Давайте сравним звуки [К] — [Г] и скажем, чем они похожи и чем отличаются. Произнесите звук К. Звук К – согласный, твердый, глухой. Произнесите звук Г. |
Дети выполняют задания педагога |
Повторить за взрослым серию слогов Дифференциация звуков [К] — [Г] в слогах |
ка-га-га, га-ка-ка, |
|
Д/и «Составь букву» Дифференциация звуков [К] — [Г] в словах |
Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звуки [К] и [Г]. |
Из ряда нарисованных предметов выбирают те, в названии которых есть звуки [К] и [Г] и составляю буквы по контуру. |
Д/и «Две посылки»: глобус, гантели, газета, гусь, градусник, груша карандаш, краски, курица, книга, кошка, конфета |
Помогите мне отправить две посылки: клоуну и гномику. - Кто такой клоун? |
Клоуны – веселый, смешной артист цирка, шут, в ярком костюме. |
Дифференциация звуков [К] — [Г] в словах |
- А кто такой гномик? Для клоуна в посылку мы отберем предметы, которые начинаются на первый звук его имени, а зовут его Клёпа. Какой первый звук? |
Гном - сказочные существа низкого роста, живущие под землей. Предложенные предметы дети раскладывают на две посылки: |
Д/ игра «Четвертый лишний» Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [К] и [Г]): дифференциация звуков [К] — [Г] в словах |
корова, краски, гора, кисточка; |
|
Физкультминутка |
- Я называю звук, а вы вспоминаете какое слово начинается на этот звук, и выполняете это движение: |
|
Д/игра «Слоговые пазлы» |
- У меня на доске рассыпались пазлы со слогами. |
Дети составляют пазлы и проводят сравнительный звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов. |
Д/упр «Слова со звуком КА»
Дифференциация звуков [К] — [Г] в словахсо слогом КА или ГА. |
- А теперь из предложенных картинок выберите те, в которых есть слог КА |
Дети выбирают из предложенного набора картинок те, в названии которых есть слог КА |
Звукобуквенный анализ слова «гуси». |
- Мне пришла странная СМС. Давайте послушаем от кого она? |
Это гуси |
При наличии времени игра «Два поезда» |
|
Дети делят картинки по двум поездам, в зависимости от начального звука. |
Окончание совместной образовательной деятельности. Итоговая часть Цель: подведение итогов. |
||
Д/ упр «У кого башня выше?» |
- С какими звуками мы работали сегодня на занятии? |
Дети стоят башню.
Высказывают свое мнение. |
Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:
Д/игра «Определи первый звук в следующих словах»
Цель: дифференциация звуков [К]—[Г]: гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.
Д/игра «Два поезда». Дифференциация слов, начинающихся на [К]—[Г].
Формы взаимодействия с родителями: Проведение сравнительного звукобуквенного анализа обратных и прямых слогов, слов «вагон», «гудок», «гуси».