Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Методическая тема занятия: «Звуки и буквы [К] — [Г]. Сравнительный звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов. Звукобуквенный анализ слова «гуси»

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ЗПР, подготовительная группа, звуки и буквы [К] [Г]


Образовательная область – речевое развитие.

Пояснительная записка.

Во время образовательной деятельности дети учатся дифференцировать звуки [К] — [Г]. При организации использовались разнообразные формы работы, что способствует поддержанию интереса и повышению работоспособности на протяжении всей деятельности: деятельность начинается с упражнения на развитие чувства ритма, закрепляем временные понятия при работе с календарем.

В дидактической игре «Налево пойдёшь – направо пойдешь» закрепляем умение определять начальный – конечный согласный звук и соотносим его с буквой.

Достижению основной цели способствуют следующие игры и упражнения: работа с демонстрационными плакатами, на которых символами обозначены характеристики букв К — Г, «Повторить серию слогов», «Составь букву» (выбирают картинки на звук [К] или [Г]), «Две посылки» для клоуна и гнома (с набором предметов, начинающихся на звук [К] или [Г]), «Четвертый лишний» (где три картинки начинаются на звук [К] - одна на звук [Г] и наоборот), «Слова со звуком КА» (из предложенного набора картинок выбираем слова, в которых есть слог КА), «Два поезда» (подбираем вагончики, которые везут слова, начинающиеся на звук [К] ил [Г]).

Проведение сравнительного звукобуквенного анализа обратных и прямых слогов провожу в игре «Слоговые пазлы» (подбираем и анализируем пазлы-карточки со слогами с одинаковыми гласными и согласными [К] — [Г]: ак-аг,  ка-га,  ок-ог, ко-го и др.)

Звукобуквенный анализ слова «гуси» проводим с опорой на картинку и схему слова.

В течение всего занятия, за правильный ответ дети получают фишки, из которых в конце  занятия стоят башни. Побеждает тот, чья башня оказалась выше. Победитель получает звездочку, которая размещается на кабинке. 

Место занятия в образовательной программе: коррекционно-развивающее занятие по речевому развитию для детей с задержкой психического развития подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 14 «Василёк» г.Рубцовск, проведённое согласно АООП. 

Цель: закрепление умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»

Задачи.

Коррекционно-обучающие:

  • дифференцировать звуки [К] — [Г] звонкости-глухости;
  • учить проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых  слогов со звуками [К] — [Г];
  • • учить проводить звукобуквенный анализ слова «гуси».

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, логическое мышление;
  • развивать чувства ритма.

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость и умение выслушивать ответы других детей.

    Форма организации детей: подгрупповая

Методы организации: дидактические игры и упражнения, пояснение, объяснение, показ, практические методы, художественное слово, наглядный.

Предварительная работа:выполнение физкультминутки, знакомство со звуками Г-Гь,, К- Кь,  буквами Г – К.

Оборудование: пособие «Календарь», д/и «Налево пойдёшь – направо пойдешь» с набором букв К Х З Б Н Т М С А О И У, плакаты «К-Г», д/и «Составь буквы К-Г», д/и «Две посылки» (с набором предметов - глобус, гантели, газета, гусь, градусник, груша, карандаш, краски, кубик, книга, кошка, конфета), д/ игра «Четвертый лишний», д/игра «Слоговые пазлы», д/упр «Слова со звуком КА», схема слова «гуси» с набором букв, д/ игра «Два поезда», аудиозвук «Гуси гогочут»

Индивидуальная работа:

  • Влад Г. – быть сдержанным, уметь выслушивать ответы  других детей;
  • Ваня В. – закрепление умения определять начальный звук, соотносить со звуком, учить работать в общем темпе;
  • Максим А. – работать над дифференциацией согласных звуков по мягкости – твёрдости.

Этапы проведения совместной деятельности

Этап работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент.

Цель: создание мотивации на совместную деятельность.

Задачи:

  • установить контакт, создать положительный настрой на предстоящую деятельность.
  • поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности.

Методы и приемы: игровой

Д/ упр «Послушай – повтори» развитие чувства ритма

Дает образец ритма
ТОП хлоп хлоп ТОП

По очереди повторяют заданный ритм.

  - Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятие к нам пришли гости, поприветствуем  их.
- Я очень рада видеть вас на занятии, и надеюсь, что сегодня в знаниях мы поднимемся на одну ступеньку выше.
 

Проверим посадку.

- Руки на месте? (на месте)
- Ноги на месте? (на месте)
- Локти у края? (у края)
- Спина прямая? (прямая)
- Для начала вспомним правила поведения.
На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят).
Наши уши внимательно слушают и всё … (слышат).
Наши головы хорошо и быстро … (думают).
Наши языки четко и громко … (говорят).

Садятся на места, проверяют свою посадку.

Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть.

Цель: формирование представлений детей о признаках ранней весны.

Задачи:

  1. Продолжать формировать временные представления.
  2. Закреплять умение определять начальный – конечный согласный звук и соотносить с буквой - К Х З Б Н Т М С А О И У
  3. Дифференцировать звуки [К] — [Г] звонкости-глухости в слогах, словах
  4. Провести сравнительный звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов.
  5. Провести звукобуквенный анализ слова «гудок».

Методы и приемы: игровой, пояснение, объяснение, показ, практические методы, художественное слово, наглядный.

Минутка календаря

Цель: формирование временных представлений.

Педагог демонстрирует детям пособие «Календарь».
– Расскажем вместе  о сегодняшнем дне по плану: ЧИСЛО, МЕСЯЦ, ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, ДЕНЬ НЕДЕЛИ.
- Что можно сказать про ноябрь?
- Если сегодня среда, то завтра будет …
- Если сегодня среда, то вчера была…

Ответы детей
- Сегодня 4 марта 2020 года, время года – осень,  ноябрь – это последний или третий месяц осени.
День недели – вторник.
- Если сегодня понедельник, то завтра будет вторник.
- Если сегодня понедельник, то вчера было воскресенье.

Определение темы

- С какой буквой мы познакомились на прошлом занятии?
Назовите звук Г – твёрдо.
Назовите звук Г – мягко.
Рядом с какой буквой он поселился?
- Произнесем твердо поочередно эти звуки
Вот сегодня эти два звука мы и будем различать.

Звуком Г.

Д/и «Налево пойдёшь – направо пойдешь»
Закрепление умения определять начальный – конечный согласный звук и соотносить с буквой.

Сильная подгруппа:
начальный - кот, хобот, зонт, бык
конечный – сон, рот, дом, волос
Слабая подгруппа:
гласный – ослик, азбука, ива, улица

Определяют нужный звук и находят нужную букву:
К Х З Б
Н Т М С
А О И У

Работа с плакатами «К-Г»

Дифференциация звуков [К] — [Г].

Давайте сравним звуки [К] — [Г] и скажем, чем они похожи и чем отличаются.

Произнесите звук  К.
Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в нёбо и создает преграду воздуху.
Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса), голос  не звучит.

Звук К – согласный, твердый, глухой.

Произнесите звук Г.
Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в нёбо и создает преграду воздуху. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба, голос звучит, горло дрожит (есть голос).
Звук Г – согласный, твердый, звонкий.
Значит звуки [К] — [Г]  являются парными.

Дети выполняют задания педагога

Повторить за взрослым серию слогов

Дифференциация звуков [К] — [Г] в слогах

ка-га-га,       га-ка-ка,
ка-га-ка,      га-ка-га,
га-га-ка,       ка-ка-га...

 

Д/и «Составь букву»

Дифференциация звуков [К] — [Г] в словах

Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звуки [К] и [Г].

Из ряда нарисованных предметов выбирают те, в названии которых есть звуки [К] и [Г] и составляю буквы по контуру.

Д/и «Две посылки»: глобус, гантели, газета, гусь, градусник, груша
карандаш, краски, курица, книга, кошка, конфета
Помогите мне отправить две посылки: клоуну и гномику.
- Кто такой клоун?
Клоуны – веселый, смешной артист цирка, шут, в ярком костюме.

Дифференциация звуков [К] — [Г] в словах

- А кто такой гномик?

Для клоуна в посылку мы отберем предметы, которые начинаются на первый звук его имени, а зовут его Клёпа. Какой первый звук?
А для гнома предметы, которые начинаются на первый звук его имени. А его зовут гном Гномыч. Какой первый звук?

Гном - сказочные существа низкого роста,  живущие под землей.

Предложенные предметы дети раскладывают на две посылки:

Д/ игра «Четвертый лишний»

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [К] и [Г]): дифференциация звуков [К] — [Г] в словах

корова, краски, гора, кисточка;
гараж, гантели, глаза, курица;
корона, газета, горка, кошка

 

Физкультминутка

- Я называю звук, а вы вспоминаете какое слово начинается на этот звук,  и выполняете это движение:
П - прыжки
З - замри
Т - топает
Х - хлопаем

 

Д/игра «Слоговые пазлы»
Проведение сравнительного
звукобуквенного анализа обратных и прямых слогов.

- У меня на доске рассыпались пазлы со слогами.
Задание: найти два слога с одинаковыми гласными звуками.
Маша прочитай.
- Назовите звуки по порядку в слоге ГА/ КА.
- Чем отличаются эти слоги?
- Чем похожи?

Дети составляют пазлы и проводят сравнительный звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов.

 Д/упр «Слова со звуком КА»

 

 

Дифференциация звуков [К] — [Г] в словахсо слогом КА или ГА.

- А теперь из предложенных картинок выберите те, в которых есть слог КА
РУ…(КА),   НО…(ГА),
ДОРО…(ГА),  ГОР…(КА),
ВИЛ…(КА),   ЗАКЛАД…(КА),
РАДУ…(ГА),  ВЕТ…(КА),
РО…(ГА),  БЕЛ…(КА),
ВЕРЁВ…(КА).

Дети выбирают из предложенного набора картинок те, в названии которых есть слог КА

Звукобуквенный анализ слова «гуси».

- Мне пришла странная СМС. Давайте послушаем от кого она?
- Что делают гуси?
- Гуси просят составить их слово
- Разделим на слоги.
- Назови первый/ второй слог.
- Слог ГУ- первый звук …/ второй …
- Аналогично, второй слог.
- Сколько всего звуков?
- Назови звуки по порядку.
- Назови только гласные звуки.
- Назови первый звук.
- Назови последний звук.
- Какой звук в этом слове согласный мягкий/ согласный твёрдый?

Это гуси
Гуси гогочут.

При наличии времени игра «Два поезда»
Дифференциация слов, начинающихся на [К] — [Г].

 

Дети делят картинки по двум поездам, в зависимости от начального звука.

Окончание совместной образовательной деятельности. Итоговая часть

Цель: подведение итогов.

Д/ упр «У кого башня выше?»

- С какими звуками мы работали сегодня на занятии?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
Вот закончена игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился?
Кто сегодня отличился?

Дети стоят башню. 

 

Высказывают свое мнение.

Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:

Д/игра «Определи первый звук в следующих словах»

Цель: дифференциация звуков [К]—[Г]: гусь, газета, капуста, куст, гараж, кошка, гусеница, голубь, куры, гнездо, книга, город, кино.

Д/игра «Два поезда». Дифференциация слов, начинающихся на [К]—[Г].

Формы взаимодействия с родителями: Проведение сравнительного звукобуквенного анализа обратных и прямых слогов, слов «вагон», «гудок», «гуси».