Одной из задач национального проекта РФ «Образование» является внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, которые можем применять на уроке ИЯ, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений и способствующих развитию коммуникативной компетенции, повышение мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс. И также создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Я постараюсь вам рассказать, как учителя ИЯ нашей школы реализуют эти задачи на практике.
В настоящее время формирование коммуникативной компетенции стало одной из главных целей обучения иностранному языку. Одним из значимых элементов коммуникативной компетенции является социальная компетенция, формирование и развитие которой способствует приобщению учащихся к новому социальному опыту с использованием иностранного языка.
Социальная компетенция – это способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе речевого общения и осуществления какой-либо иной деятельности на основе имеющихся знаний, навыков, умений.
Под социальной компетенцией понимают способность и готовность брать на себя ответственность, способность к коммуникации, способность работать в команде, умение разрешать конфликты, способность к адаптации, способность понимать других, контактность и др.
Э.Г.Азимов и А.Н.Щукин замечают, что социальная компетенция обусловлена наличием желания, потребности, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по общению, а также собственной самооценкой, умением ориентироваться в социальной ситуации управлять ею.
Технологии, обеспечивающие личностно-ориентированное обучение, коммуникативную компетенцию, и, следовательно, развитие социальной компетенции – это метод проектов, технология сотрудничества, проблемное обучение, игровая деятельность, интернет- ресурсы, викторины, конкурсы, олимпиады.
В качестве форм работы по формированию социальной компетенции можно предложить активное использование на занятии инсценировок, ролевых игр, уроков- экскурсий, уроков- путешествий, конференций.
Такие формы работы мы активно используем, особенно актуальны такие формы проведения уроков на неделе иностранных языков, которая традиционно проходит в декабре. В прошлом году я проводила 2 мероприятия для 7 и 8 классов (которые изучают немецкий как второй иностранный язык). Для 7 класса актуальным оказался урок-викторина «Was können wir“, так как они к тому моменту только полгода изучали язык. Мы делились на две команды, придумывали название для своей команды, повторяли алфавит, составляли из букв слова, инсценировали диалоги и т.д. По окончании урока-викторины ребята сами смогли сформулировать ответ на вопрос, что они знают и умеют по немецкому языку.
Так как неделя иностранного языка традиционно проходит в декабре, то отличной темой урока может стать тема «Weinachten». Рождество в Германии празднуется 25 декабря, поэтому стараюсь каждый год один урок посвятить Рождеству. Рождество для немцев - это незабываемый праздник, во время которого вместе собирается вся семья. В Германии существуют некоторые обычаи и традиции, которые чтят и соблюдают практически все. В этот день мы слушаем и поем песни на иностранном, рассказываем о некоторых рождественских традициях, смотрим видео о рождественской ярмарке.
Также для формирования социальной компетенции и мотивации для изучения иностранного языка служит участие в олимпиадах. Мои ученики из 9 а класса, которые изучают немецкий как первый иностранный язык, участвовали во всероссийской олимпиаде по немецкому языку от центра развития талантов «Мега-Талант». Для учеников 2 и 3 класса проходил конкурс знатоков английского языка «Bridges for kids». Также ежегодно ребята нашей школы участвуют в конкурсе «British bulldog».
Основным источником развития данной компетенции являются информационно-коммуникационные и проектно-исследовательские технологии, которые помогают получать и прорабатывать максимальный объем информации в процессе обучения. Практика показывает, что информационно-коммуникационные технологии способствуют индивидуализации обучения и интенсификации самостоятельной работы учащихся, повышению познавательной активности и мотивации.
Учитывая , что информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, в своей практической деятельности я создаю оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через внедрение информационных технологий в процесс обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему.
На уроке английского языка в начальной школе мы используем электронное приложение к учебнику Кузовлева В.П. Отличительная черта электронного приложения – соответствие структуры его построения структуре учебника. Основной элемент организации материла электронного приложения – электронный разворот, полностью тождественный развороту учебника. На электронном развороте в виде активных зон выделены наиболее важные компоненты содержания. Это превращает электронный разворот в своеобразный опорный конспект. Каждая из выделенных активных зон содержит разнообразные дополнительные мультимедиаресурсы: занимательные грамматические и лексические упражнения, развивающие игры, анимационные презентации грамматических явлений, электронный грамматический справочник, англо-русский словарь с иллюстрациями и звуковым сопровождением, видеоролики, демонстрирующие написание английских букв, проверочные тестовые задания, дополнительный материал страноведческого характера, красочные иллюстрации, слайд-шоу и многое другое. Всего электронное приложение включает более 600 мультимедиаресурсов. Электронное приложение позволяет учителю проводить интересные уроки с использованием мультимедиаресурсов, повышать уровень мотивации учащихся, обучать по индивидуальной образовательной траектории, проводить мониторинг и контроль знаний учащихся с помощью тестовых заданий.
Предмет “Иностранный язык” в ранговой шкале трудностей И.Г.Сивкова занимает второе место после математики. Поэтому применение здоровье сберегающих технологий снижает утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также способствуют развитию компетенции личностного самосовершенствования. Для проведения зарядок я также прибегаю к использованию информационных технологий.
Неотъемлемой составляющей формирования социальной компетенции является осуществление проектной деятельности учащихся. Темы проектов близки интересам школьников и связаны с их жизненным опытом: «Моя комната», «Чудеса света», «Мое фамильное древо», «Транспорт. Роскошь или необходимость», «Мои питомцы» и др.
Кроме того, учителя занимается международными проектами. Например, в этом году наши ученики принимают участие в проекте «Обмен поздравительными открытками». Организаторы проекта «Обмен поздравительными открытками» поделили всех участников по возрасту на команды. В нашей команде оказались учащиеся 8 стран: Словении, Молдовы, Беларусь, Индии, Пакистана, Тайваня и России. По условиям проекта учащиеся знакомили своих партнеров по команде со своими традициями, отправляя им поздравительные открытки. Учитель и учащиеся готовили конверты с праздничными открытками и отправляли их своим партнерам. Каждая школа должна была получить 7 конвертов с открытками от участников своей команды, а также отправить 7 конвертов в 7 стран – участникам проекта! Ребята научились работать в команде, в том числе и с партнерами из других стран, научились договариваться, планировать совместную деятельность.
В заключение хотелось бы добавить, что принятие социальная компетенции как цели обучения иностранному языку, определения ее содержания. Средств формирования и контроля за уровнем ее развития на всех этапах обучения позволяет повысить эффективность обучения иностранному языку и в полной мере реализовать воспитательный и развивающий потенциал данного предмета.