Цель: создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения.
Задачи:
- Формирование единого «поля представлений» участников сессии об актуальных трендах и событиях будущего.
- Составление участниками сессии «карты Лагеря будущего», описывающей основные возможные события, которые будут влиять на достижение желаемых целей.
- Согласование участниками сессии своих позиций относительно существенных факторов, влияющих на достижение поставленных целей.
- Формирование дорожной карты «Лагерь будущего".
Необходимые материалы: доска или флипчарт (магнитно-маркерная доска), бумага для флипчарта, цветные маркеры, ватман для каждой малой группы, набор стикеров.
Ведущий: фасилитатор-обеспечивает успешную групповую коммуникацию, соблюдение правил встречи, ее процедуры, регламента.
Целевая аудитория: участники – дети в возрасте от 11 до 17 лет, которые являются «заказчиками» стратегий развития ДОЛ, поскольку стратегии должны быть ориентированы, в первую очередь, на потребности будущих поколений (10 человек).
Время проведения сессии: 3 дня
Форсайт-сессия – проектная сессия по разработке видения будущего и формированию идей.
Проектная сессия поводится в течение трех дней.
Проектная сессия включает 3 этапа работы:
- проектирование образа «Лагерь будущего»;
- формирование проектных идей;
- разработка параметров проектов и дорожных карт.
Введение
Ведущий:
- проговаривает и прописывает (на флипчарте либо на презентационном слайде) цель и основные задачи сессии, маршрут работы, основные результаты, которые должны быть получены в ходе групповой деятельности;
- объявляет регламент работы;
- устанавливает правила группового взаимодействия.
Далее ведущий дает участникам определение форсайта, разбирает с ними понятие тренда (смотри Приложение «Основные единицы форсайта»), проводит небольшую дискуссию на тему, что им предстоит сделать. Участникам дается установка, что будущее не предопределено, его фундамент закладывается нашими настоящими действиями и решениями.
Основной этап
Задание № 1. Команда участников делится на несколько малых групп. В малых группах проводится мозговой штурм на тему поиска актуальных трендов в оздоровительной кампании. Также группы определяют, какие тренды нужно поддерживать для формирования успешного отдыха и оздоровления в детских лагерях, а какие тренды мешают для развития и совершенствования личности и общества в целом. Каждый выделенный тренд записывается на стикере, затем его приклеивают на флипчарт.
Задание № 2. Группам дается задание с учетом выделенных ранее положительных трендов смоделировать и нарисовать свой образ «Лагеря будущего», каким они его видят через определенные промежутки времени (ближний, средний, дальний горизонты). «Нарисуй будущее своего лагеря».В рамках данного подхода предлагаетсяответить на вопросы:
- каким они видят свой город через 15–20 лет;
- где они видят себя в этомлагере: чем занимаются, где живут.
Перед началом выполнения данного задания рекомендуется обсудить с участниками форсайт-сессии несколько групп вопросов:
- что такое ДОЛ;
- каковы его основные характеристики;
- как развивались ДОЛ в прошлом, какие факторы определяли их развитие;
- что важно для подростков в современном ДОЛ;
- какими станут ДОЛ в будущем.
Можно предложить группе представить будущее метафорически с помощью упражнения «Я проснулся утром в ДОЛ и оказался в 2035 году». Упражнение позволит расширить горизонт мировосприятия, научиться более четко и осознанно формулировать цели.
Можете представить свое успешное будущее в виде наклеенных на ватмане желаний. При этом важно договориться о том, какие именно виды социальной активности должны быть в этом ДОЛ (досуг, социализация, спорт…), чтобы каждая группа придумала, каким образом они будут реализованы в их «Лагере будущего».
Задание № 3. После окончания работы по моделированию Лагеря будущего группам предлагается разработать дорожную карту.
На этом этапе работы важно соотнести желаемый образ будущего с текущей ситуацией в ДОЛ и ответить на вопрос: все ли потребности, форматы досуга и времяпрепровождения реализуются в лагере. Также в рамках этого этапа нужно обсудить, что можно сделать уже сегодня (ближайший горизонт), чтобы в городе появились новые площадки и активности, которые приблизят желаемый образ будущего. Из сравнения текущей ситуации и требований к ДОЛ, сформулированной на предыдущем этапе, и должны появиться стратегии и идеи будущих проектов.
Пример дорожной карты
(тренды и основные мероприятия прописаны на стикерах).Тренды |
технологии, форматы |
||
оздоровление |
- психолог - буфет |
- планетарий - интерактивная библиотека
-демонстрационные, - автоматика
|
- когнитивные ассистенты (система адаптной поддержки ребенка на время отдыха) - геймификация |
досуг |
|||
спорт |
|||
Социализация |
|||
инновация |
|||
|
ближний 2019-2021 |
средний |
дальний |
горизонты |
В завершение сессии участники презентуют свои проекты.
Заключение
Рефлексия: на последнем этапе группа при поддержке ведущего осмысляет форсайт-сессию:
- обозначает результаты: «Чего же мы все-таки достигли?»;
- принимает решения в отношении выработанных на сессии стратегий;
- дает оценку совместной работы во время сессии и делает выводы на будущее.
Участники прошли все три стадии: создали образ будущего, нарисовали карту сценариев и договорились о путях достижения. Результат – видение будущего и социальный проекты, направленные на достижение выбранных стратегических приоритетов развития. При этом разработанные проекты – это не «заказ» на деятельность взрослых, а самостоятельные инициативы команд – участников форсайта.
Форсайт-сессия может заложить качественный фундамент для организации работы по профессиональному и личностному сопровождению обучающихся. Участники Форсайт-сессии отметили, что они овладели очень важными для современного человека компетенциями: спрогнозировать, предвидеть и найти пути решения поставленных задач.
Денис, 16 лет: «Узнал много интересного и вдохновляющего. Понравилась идея «Мобильный лагерь»: в зависимости от тематики смены, климатических условий лагерь может перемещаться в пространстве, хотелось не только бы по России, но и в мировом масштабе, именно поэтому как один из вариантов будущего мы предложили ЛАГЕРЬ В КОСМОСЕ, можно совершать межгалактические квесты.»
Алина,13 лет: «Было сложно: вначале непонятно все, много спорили, Форсайт помогает увидеть различные способы и пути достижения результата. Было много предложений на ближнее и среднее будущее, намного сложнее нам представить долгосрочное будущее».
Мария, 14 лет: «Узнала много нового и вдохновляющего. Информация, полученная на сессии, для меня нова и полезна, обязательно буду ее применять.»
Собери мозаику образа будущего, стань человеком будущего! И будущее станет действительно вашим, то есть ровно таким, каким оно вам нравится, удобно и комфортно именно для вас!