Методическая разработка. Форсайт-сессия "Лагерь будущего"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 7, 8, 9, 10


Цель: создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения.

Задачи:

  • Формирование единого «поля представлений» участников сессии об актуальных трендах и событиях будущего.
  • Составление участниками сессии «карты Лагеря будущего», описывающей основные возможные события, которые будут влиять на достижение желаемых целей.
  • Согласование участниками сессии своих позиций относительно существенных факторов, влияющих на достижение поставленных целей.
  • Формирование дорожной карты «Лагерь будущего".

Необходимые материалы: доска или флипчарт (магнитно-маркерная доска), бумага для флипчарта, цветные маркеры, ватман для каждой малой группы, набор стикеров.

Ведущий: фасилитатор-обеспечивает успешную групповую коммуникацию, соблюдение правил встречи, ее процедуры, регламента.

Целевая аудитория: участники – дети в возрасте от 11 до 17 лет, которые являются «заказчиками» стратегий развития ДОЛ, поскольку стратегии должны быть ориентированы, в первую очередь, на потребности будущих поколений (10 человек).

Время проведения сессии: 3 дня

Форсайт-сессия – проектная сессия по разработке видения будущего и формированию идей.

Проектная сессия поводится в течение трех дней.

Проектная сессия включает 3 этапа работы:

  • проектирование образа «Лагерь будущего»;
  • формирование проектных идей;
  • разработка параметров проектов и дорожных карт.

Введение

Ведущий:

  • проговаривает и прописывает (на флипчарте либо на презентационном слайде) цель и основные задачи сессии, маршрут работы, основные результаты, которые должны быть получены в ходе групповой деятельности;
  • объявляет регламент работы;
  • устанавливает правила группового взаимодействия.

Далее ведущий дает участникам определение форсайта, разбирает с ними понятие тренда (смотри Приложение «Основные единицы форсайта»), проводит небольшую дискуссию на тему, что им предстоит сделать. Участникам дается установка, что будущее не предопределено, его фундамент закладывается нашими настоящими действиями и решениями.

Основной этап

Задание № 1. Команда участников делится на несколько малых групп. В малых группах проводится мозговой штурм на тему поиска актуальных трендов в оздоровительной кампании. Также группы определяют, какие тренды нужно поддерживать для формирования успешного отдыха и оздоровления в детских лагерях, а какие тренды мешают для развития и совершенствования личности и общества в целом. Каждый выделенный тренд записывается на стикере, затем его приклеивают на флипчарт.

Задание № 2. Группам дается задание с учетом выделенных ранее положительных трендов смоделировать и нарисовать свой образ «Лагеря будущего», каким они его видят через определенные промежутки времени (ближний, средний, дальний горизонты). «Нарисуй будущее своего лагеря».В рамках данного подхода предлагаетсяответить на вопросы:

- каким они видят свой город через 15–20 лет;

- где они видят себя в этомлагере: чем занимаются, где живут.

Перед началом выполнения данного задания рекомендуется обсудить с участниками форсайт-сессии несколько групп вопросов:

- что такое ДОЛ;

- каковы его основные характеристики;

- как развивались ДОЛ в прошлом, какие факторы определяли их развитие;

- что важно для подростков в современном ДОЛ;

- какими станут ДОЛ в будущем.

Можно предложить группе представить будущее метафорически с помощью упражнения «Я проснулся утром в ДОЛ и оказался в 2035 году». Упражнение позволит расширить горизонт мировосприятия, научиться более четко и осознанно формулировать цели.

Можете представить свое успешное будущее в виде наклеенных на ватмане желаний. При этом важно договориться о том, какие именно виды социальной активности должны быть в этом ДОЛ (досуг, социализация, спорт…), чтобы каждая группа придумала, каким образом они будут реализованы в их «Лагере будущего».

Задание № 3. После окончания работы по моделированию Лагеря будущего группам предлагается разработать дорожную карту.

На этом этапе работы важно соотнести желаемый образ будущего с текущей ситуацией в ДОЛ и ответить на вопрос: все ли потребности, форматы досуга и времяпрепровождения реализуются в лагере. Также в рамках этого этапа нужно обсудить, что можно сделать уже сегодня (ближайший горизонт), чтобы в городе появились новые площадки и активности, которые приблизят желаемый образ будущего. Из сравнения текущей ситуации и требований к ДОЛ, сформулированной на предыдущем этапе, и должны появиться стратегии и идеи будущих проектов.

Пример дорожной карты

(тренды и основные мероприятия прописаны на стикерах).

Тренды

технологии, форматы

оздоровление

- психолог
- методы ТРИЗ-педагогики
- Ярнбомбинг
- Wi-Fi
- комната релаксации
- бассейн
- кафе на открытом воздухе
- индивидуальное меню
- Bookcrossing

- буфет
- WorkOut
- тропа здоровья
- организация лесных зон отдыха
- строительство Фока
- стадион на крыше корпуса
- велотреки
- разнообразие спортивных секций
- модернизация тренажеров
- компьютерный зал
- кружок робототехники
- квесты
- школа лидера

- планетарий
- новые формы пространства для творчества (коворкинги, хакспейсы, фаблабы)

- интерактивная библиотека
- цифровая галерея

 

-демонстрационные,
иммитационные, лабороторные, моделирующие технологии, тренажеры

- автоматика
- ежедневная диагностика здоровья, с рекомендациями по его профилактике
- создание трампов

 

- когнитивные ассистенты (система адаптной поддержки ребенка на время отдыха)

- геймификация
- корпуса в формате «Умный дом»
- энергия будущего
- мобильный лагерь(меняющий свое пространственное расположение)
- программы-симмулянты

досуг

спорт

Социализация
Творчество
Культуру
образование

 

инновация

 

ближний 2019-2021

средний
2022-2025

дальний
2026-2036

горизонты

В завершение сессии участники презентуют свои проекты.

Заключение

Рефлексия: на последнем этапе группа при поддержке ведущего осмысляет форсайт-сессию:

  • обозначает результаты: «Чего же мы все-таки достигли?»;
  • принимает решения в отношении выработанных на сессии стратегий;
  • дает оценку совместной работы во время сессии и делает выводы на будущее.

Участники прошли все три стадии: создали образ будущего, нарисовали карту сценариев и договорились о путях достижения. Результат – видение будущего и социальный проекты, направленные на достижение выбранных стратегических приоритетов развития. При этом разработанные проекты – это не «заказ» на деятельность взрослых, а самостоятельные инициативы команд – участников форсайта.

Форсайт-сессия может заложить качественный фундамент для организации работы по профессиональному и личностному сопровождению обучающихся. Участники Форсайт-сессии отметили, что они овладели очень важными для современного человека компетенциями: спрогнозировать, предвидеть и найти пути решения поставленных задач.

Денис, 16 лет: «Узнал много интересного и вдохновляющего. Понравилась идея «Мобильный лагерь»: в зависимости от тематики смены, климатических условий лагерь может перемещаться в пространстве, хотелось не только бы по России, но и в мировом масштабе, именно поэтому как один из вариантов будущего мы предложили ЛАГЕРЬ В КОСМОСЕ, можно совершать межгалактические квесты.»

Алина,13 лет: «Было сложно: вначале непонятно все, много спорили, Форсайт помогает увидеть различные способы и пути достижения результата. Было много предложений на ближнее и среднее будущее, намного сложнее нам представить долгосрочное будущее».

Мария, 14 лет: «Узнала много нового и вдохновляющего. Информация, полученная на сессии, для меня нова и полезна, обязательно буду ее применять.»

Собери мозаику образа будущего, стань человеком будущего! И будущее станет действительно вашим, то есть ровно таким, каким оно вам нравится, удобно и комфортно именно для вас!

Приложение