Содержание работы педагога-психолога в деятельности школьного психолого-педагогического консилиума (ППк)

Разделы: Школьная психологическая служба, Инклюзивное образование


Психолого-педагогический консилиум - это совещательный, систематически действующий орган при администрации МАОУ «Гимназия № 23». Основная его цель - выработка коллективного решения о содержании обучения и способах профессионально-педагогического влияния на обучающихся.

Основные направления деятельности психолога в работе ППк: диагностическое, консультационно-просветительское и коррекционно-развивающее.

В диагностической работе можно выделить скрининговую, динамическую и итоговую диагностику.

Скрининговая диагностика позволяет изучить особенности развития психических процессов и характер развития эмоционально-личностной сферы учащихся. Например, для выявления детей, испытывающих учебные трудности в течение первого года учебы в школе, можно использовать методику Семаго Н., Семаго М. «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»; для выявления особенностей социального взаимодействия в классе мы используем методику Д.Морено «Социометрия»; для определения уровня умственного развития детей 2-4 классов - методику Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления», для 5-6 классов. - ГИТ, для 7-11 классов - ШТУР.

Динамическая диагностика используется на коррекционно-развивающих занятиях у психолога. Например, на занятиях по развитию познавательных процессов для детей с ЗПР используются корректурные пробы, таблицы Шульте, шифровки и пр. Анализ динамики выполнения позволяет делать выводы об эффективности занятий и изменениях в познавательной сфере обучающегося. Динамическая оценка проводится 1 раз в неделю.

Итоговая диагностика выявляет качественные изменения в развитии детей, получавших психологическую помощь.

В зависимости от целей диагностика проходит в групповой форме или в индивидуальной форме (углубленной).

Основные проблемы, решаемые в рамках углубленной диагностики:

  • оценка эмоционально-личностной сферы, эмоционального статуса и самоотношения (методики «Автопортрет», «Рисунок семьи», методика Ковач «СDI»);
  • анализ межличностных конфликтов учащегося (опросник Басса-Дарки);
  • определение уровня тревожности учащегося с помощью методики Филлипса «Тест школьной тревожности»;
  • оценка учебной мотивации учащегося (методики диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников Лепешовой, «Оценка школьной мотивации» Лускановой Н.Г., «Я и школьные знания» Марковой А.К.);
  • оценка детско-родительских отношений (проективная методика «Рисунок семьи», методика Р.Жиля «Исследование межличностных отношений», Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» М.И.Рожкова, М.А.Ковальчука).

По результатам диагностики проводятся консультации с учителями (классными руководителями), родителями учащихся и учениками (старшего и среднего звена).

Задача коррекционно-развивающей работы состоит в создании условий для формирования необходимых психических процессов, самооценки, готовности к выбору профессии учащихся.

Формы работы могут быть разными: индивидуальные и групповые. В группе могут быть 1-2 человека с ЗПР или группа, состоящая из детей с недостаточным развитием мышления и включением ребенка с ЗПР или УО с целью организации их взаимодействия.

Консультационно-просветительское направление включает консультации родителей по проблемам воспитания, обучения, поведения проблемного ребенка. Они включают и ориентированы на решение следующих задач:

  • определение запросов родителей к психологу и разъяснение родителям важности своевременной помощи ребенку;
  • формирование у родителей правильного отношения к психологической работе с детьми, установление сотрудничества;
  • определение изменений внешней жизни ребенка, его отношений с родителями в процессе коррекционной работы;
  • получение дополнительных сведений о развитии ребенка в семье и внешкольном окружении;
  • предоставление родителям данных об эффективности, проведенной с ребенком работы (динамики, результатов).

Консультирование педагогов проводится по вопросам изменения стратегии педагогической помощи и обучения, трудностей воспитания, работы с родителями.

Нередко проходят и беседы с нормотипичными учащимися и их родителями, которые задают вопросы о присутствии в классе и школе необычного ребенка.

В процессе работы в ППк гимназии у нас сформировалась ежегодная циклограмма психологического сопровождения ребенка:

Сентябрь - диагностика готовности обучающихся 1 классов, изучение личных данных первоклассников в системе СГО (решения ПМПК города, заключения специалистов);

Октябрь - коррекционно-развивающая работа с учащимися;

Ноябрь - заседание №1 ППк (представления классных руководителей, заключения по результатам диагностики психолога, постановка на внутренний учет ППк учащихся с трудностями в обучении в присутствии родителей), коррекционно-развивающая работа с учащимися;

Декабрь - февраль - консультационно-просветительская работа (приглашения родителей на индивидуальные беседы), коррекционно-развивающая работа с учащимися;

Март - заседание №2 ППк (обсуждение динамики развития поставленных на внутришкольный учет учащихся, снятие с учета обучающихся с положительной динамикой, составление пакета документов для ПМПК города на учащихся с отрицательной динамикой в развитии, если ребенок продолжает нуждаться в дополнительной специализированной помощи), коррекционно-развивающая работа с учащимися;

Апрель - заседание №3 ППк (представления классных руководителей, заключения по результатам диагностики психолога, постановка на учет ППк новых учащихся с трудностями в обучении в присутствии родителей, обсуждение динамики развития поставленных на внутришкольный учет учащихся), коррекционно-развивающая работа с учащимися;

Май - заседание №4 ППк (обсуждение динамики развития поставленных на внутришкольный учет учащихся, снятие с учета обучающихся с положительной динамикой, составление пакета документов для ПМПК города на учащихся с отрицательной динамикой в развитии, если ребенок продолжает нуждаться в дополнительной специализированной помощи), коррекционно-развивающая работа с учащимися.

Для психологического сопровождения обучающихся разработаны технологическая карта диагностики обучающихся «группы риска» и программы коррекционно-развивающих занятий на разных уровнях обучения.

Все результаты диагностических процедур, бесед-консультаций, коррекционно-развивающих занятий фиксируются в карте психологического развития обучающегося, в карте психолого-педагогической помощи ребенку, в журнале учета видов работы педагога-психолога, в протоколах бесед с обучающимися и родителями.

Таким образом, работа педагога-психолога в ППк ведется непрерывно, в разных направлениях и с разными адресатами (учителями, учащимися, родителями и администрацией). От того как будет организована эта работа во многом зависит образовательная деятельность ребенка, а может быть и его дальнейшая жизнь в целом.

Список литературы

  1. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. - М.: Генезис. 2012.
  2. psy.1sept.ru Михаил СЕМАГО. Консилиумная деятельность психолога с неуспевающими детьми.