Цель урока: Познакомить с животноводством как отраслью сельского хозяйства.
Задачи:
- Ознакомить с особенностями разведения и содержания домашних животных.
- Способствовать развитию познавательной активности.
- Воспитывать трудолюбие, любовь к животным.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Ученик узнает: что такое животноводство.
- Ученик получит возможность научиться: взаимодействовать с одноклассниками, уметь договариваться.
Личностные: учащиеся осознают значимость животноводства в повседневной жизни.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: выдвигать версии, выбирать средства достижения цели
- Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения
- Познавательные УУД: овладение алгоритмами основных учебных действий в соотношении отраслей животноводства и животных
Тип урока: урок новых знаний.
Оборудование: Мультимедийная доска с заданиями, карточки с изображением животных (корова, курица, пчела, сова, волк, сом), тексты в научно – популярном стиле, учебник.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
2.1. Фронтальный опрос.
- Назовите отрасли экономики, которые вы знаете. (Сельское хозяйство)
- Что включает в себя сельское хозяйство? (Растениеводство)
- Что такое растениеводство? (Выращивание культурных растений)
2.2. Работа с мультимедийной доской.
Задание: Назовите группы культурных растений и распределите картинки.
- Какой культуры больше? (Овощной)
2.2.1. Задание: Соедини стрелками название каши и крупы, из которой ее делают.
Каша | Крупа |
Манная |
Рис |
Перловая |
Гречиха |
Гречневая |
Пшеница |
Овсяная |
Просо |
Пшенная |
Ячмень |
Рисовая |
Кукуруза |
Кукурузная |
Овес |
III. Самоопределение к деятельности
3.1. (Учитель читает загадки и вывешивает на доску картинки отгадки)
Живёт она у нас в хлеву,
Жуёт и сено, и траву,
И молоко попить даёт.
Так кто её мне назовёт… (Корова)Ходит зёрнышки клюёт.
Яйца в гнёздышко несёт.
«Ко-ко-ко» по улице.
Кто гуляет? (Курица)Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? … (Пчела)У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)Внешность собаки,
В сереньком фраке,
В лесу под кустами
Щёлкает клыками... (Волк)На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
3.2. Беседа.
- На какие две группы по месту обитания можно разделить этих животных? (Дикие и домашние)
- Какие животные называются домашними? (Те, которые живут у человека, он их кормит, лечит, ухаживает, выводит потомство).
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить еще об одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве.
IV. Работа по теме урока
4.1. Беседа.
Учитель. Обратите еще раз на изображение животных. На какие группы животных мы можем их разделить? (Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые)
- Какие еще группы животных вы знаете? (Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся)
Учитель. Что же такое животноводство? Животноводство - это еще одна отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением домашних животных.
- Как вы думаете, из каких слов образовано слово «животноводство»?
(Животноводство = «разводить» + «животных»)
- Что значит разводить? (Кормить, ухаживать, лечить, получать потомство, выводить новые породы).
Домашних животных люди разводят и используют в домашнем хозяйстве.
4.2. Историческая минутка.
Учитель. Много домашних животных живут рядом с человеком очень давно – несколько тысяч лет назад. Люди приручили их в глубокой древности. Как они это сделали, мы сейчас послушаем.
(Заранее подготовленный ученик, переодетый в первобытного человека рассказывает, как люди одомашнили первых животных)
Как древний человек приручил животных.
Считается, что первым домашним животным стала собака, предком которой был волк.
Собачий лай отпугивал других животных, и человек, заметив это, стал подкармливать собак костями, остававшимися после еды.
Первобытному человеку удалось заставить собаку служить себе. Древние люди стали брать собак на охоту, использовали их для передвижения и для охраны своих жилищ. Так дикая собака стала надежным другом человека.
В руки древних охотников часто попадали безобидные козлята и ягнята. Они приносили их в свое жилище, и дети с удовольствием играли с ними. Когда животные становились взрослее и прокормить их было все труднее, их убивали, а мясо использовали в пищу.
С развитием земледелия, продуктов у людей стало больше. Теперь они могли гораздо дольше держать у себя найденных детенышей, а чтобы они не убегали, для них стали строить специальные загоны. Вырастая, самки стали приносить потомство. Постепенно, поколение за поколением, животные привыкали к своим хозяевам, которые заботились о них, давали еду.
Так начало развиваться скотоводство. Теперь первобытным людям, чтобы получить мясо и шкуры, не обязательно было отправляться на охоту, все это они могли вырастить в своем хозяйстве.
Учитель. Прошло еще немного времени.
(Заранее подготовленный ученик, переодетый в крестьянина рассказывает, как люди использовали животных)
С развитием земледелия стало необходимо вспахивать большие участки земли. После изобретения сохи и плуга на крупном рогатом скоте стали пахать. В соху чаще запрягали коров, потому что они спокойнее быков, ими легче управлять. А позже вместо коров запрягали лошадей. Лошади служили средством передвижения и перевозок.
4.3. Работа в паре.
Подумайте для чего нужно животноводство. Используя фотографии учебника, раскажите, животные каких груп одомашнены человеком. (учебник с. 56).
Проверка по учебнику. (3 ученика читают по абзацу)
Вывод: Домашние животные дают человеку продукты питания и материал для одежды.
V. Физминутка
VI. Продолжение темы урока
Учитель. Современная структура животноводства делится на такие отрасли:
VII. Применение новых знаний на практике
Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием.
Задание: Соберите пазл, наклейте его на лист, прочитайте информацию об этом животном и ответьте на вопросы по плану:
- Название животного.
- К какой группе животных оно относится.
- Где содержат животных?
- Для чего человек его разводит?
- К какой отрасли животноводства относится.
(Животные: корова, овца, курица, карп, свинья, олень, кролик, пчела, тутовый шелкопряд) Приложение
VIII. Подведение итогов урока
- Что такое животноводство? (Это еще одна отрасль сельского хозяйства).
- Зачем люди занимаются животноводством? (Для получения продуктов питания и одежды).
- Каких животных люди выращивают для получения продуктов питания?
- Каких животных люди выращивают для получения материалов для одежды?
IX. Рефлексия
Метод «Микрофон». Продолжите предложение
- Сегодня на уроке я узнал…
- Меня заинтересовало …