К вопросу о проблеме учебных перегрузок современных школьников.

Разделы: Классное руководство

Ключевые слова: переутомление, школьные перегрузки


Переутомление — состояние организма, характеризующееся функциональными нарушениями, обусловленными чрезмерным однократным утомлением или прогрессирующим накоплением его за ряд последовательных периодов работы [5]. А по мнению Завьялова А.В., переутомление — это патологическое состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе [3]. Самое опасное — это переутомление для детского организма, потому что оказывает непоправимый вред для здоровья: снижение иммунитета, тахикардия, явления аритмии, увеличение концентрации молочной кислоты, заболевания желудочно-кишечного тракта, увеличение частоты дыхательных движений, сколиоз, миопия, гиперметропия.

Многие родители задаются вопросом как же понять, что ребенок переутомился. Безусловно, в большинстве случаев способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и свойства личности и сила нервной системы. Симптоматика перегрузок у школьников может быть разной. Следует обратить внимание на:

- Изменения в поведении (раздражительность, плаксивость, агрессия).

- Нарушаются контакты с окружающими людьми;

- Нарушения сна (сон беспокойный, проблемы с засыпанием);

- Жалобы на головные боли, боли в животе;

- Появление глупых ошибок, изменение почерка;

- Нервное перевозбуждение у младших школьников, оно проявляется в том, что ребенок даже после многочасовой работы в школе, занятий на кружках и домашних заданий;

- Энурез, тики или заикания – крайние проявления[4].

Помимо признаков есть стадии переутомления в школе, выделенные психологом Жизель Жорж в 2013 году после проведенных ею исследований в области детского стресса:

- "Медовый месяц": вначале дети проявляют к школе любопытство. Овладев письменным языком, они усматривают обретение самостоятельности, способности понять окружение, которое интересует их.

- Остановка из-за отсутствия "горючего": это происходит в том случае, когда обучение требует изнурительных затрат энергии психики.

- Во время школьных занятий начинает болеть голова или желудок. Декомпенсируются соматические слабости.

- Кризисы: напряжение, нервозность, возбуждение, состояние постоянной настороженности характерны для тех, кто подвергся стрессу.

- Глухая стена: противодействие обучению в школе становится очевидным и открытым: "Это ни к чему не приведет. Я ненавижу школу и не желаю больше посещать ее..." [2].

Педагоги, врачи, родители, психологи обеспокоены проблемой школьных перегрузок в нашей стране. По мнению врачей, самый отрицательный фактор, влияющий на детское здоровье, это школьные перегрузки. Данную информацию представил министр здравоохранения РФ в 2016 году Президенту России по итогам общероссийской диспансеризации школьников. Связано это с тем, что "рабочий день" среднестатистического старшеклассника общеобразовательной школы временами достигает 10–12 часов[1].

Больше всего это касается тех старшеклассников, которые учатся в школах повышенного уровня, таких как лицеи, гимназии. Но и первоклассники не исключение, в таких образовательных учреждениях учебные занятия имеют продолжительность 6–7 часов в день.

Чем же вызвана такая перегрузка обучающихся в школе: во-первых, специалисты Российской академии образования утверждают, что в неделю количество часов для обучающихся в последние годы не изменилось. Но сократилось количество часов по таким предметам как русский язык и математика, это привело к тому, что обучающиеся начальных классов должны усвоить тот же объем материала только в более сжатые сроки. Во-вторых, известный факт, что дети школьного возраста обладают высокой работоспособностью, которая не сравнится со взрослой. Но есть одно «но», проявляется она только совместно с интересом. Перегрузки в учёбе особенно часты у обучающихся с низким уровнем развития учебной мотивации, но которые желают получать положительные оценки. Желание получить хорошую отметку не интересуясь предметом все чаще приводит к затрате большого количества времени на подготовку к урокам, нервному перенапряжению и переутомлению. В-третьих, причиной перегрузок является стресс. Как только ребенок попадет в школу, перед ним ставится многочисленный ряд задач, которые не схожи с его предыдущим опытом, но которые требуют мобилизации интеллектуальных и физических сил. Чтобы овладеть учебной деятельностью школьнику нужно соблюдать правила, научиться сдерживать эмоции, быть усидчивым, терпеливым. Часто это приводит к нервному напряжению, что вызывает стрессовое состояние. В-четвертых, многие родители очень требовательны, а также имеют завышенные требования. Ежегодно психологи и педагоги сталкиваются с тем, что в силу амбиций, моды, неосведомленности родители отдают детей с логопедическими, психологическими, соматическими проблемами в школу повышенного уровня обучения, где проблемы ребенка усугубляются.

Предупреждение школьных перегрузок – залог физического и психического здоровья и успеха ребенка. Для профилактики или предотвращения перегрузок в первую очередь нужно составить оптимальный режим дня, в котором будут учитываться биоритмы школьника, работоспособность в течение дня. В режим дня школьника должен быть включен 8–9 для обучающихся старших классов, для школьников пятых и шестых классов - 10 часов, обучающимся 1 класса положено спать 11 часов и 2 часа дневного сна, прогулки на свежем воздухе продолжительностью 2–3 часа. После школы ребенку требуется отдых. При выполнении домашней работы стоит давать отдохнуть 15 минут через каждые 40 минут. В это время можно попрыгать на скакалке, поиграть в игры, принять душ.

Для сокращения нагрузки и более успешного усвоения знаний ребенку требуется помощь родителей при выполнении заданий дома.

У обучающегося должно быть рабочее место: отдельный учебный уголок, либо комната (расстояние по вертикали от края стола до сидения стула должно равняться высоте до локтя свободно опущенной руки с добавлением 5-6 см, расстояние по горизонтали от края стола до спинки сиденья стула должно превышать переднезадний диаметр грудной клетки не более, чем на 5 см расстояние по горизонтали между краем крышки стола и краем стула должно быть отрицательным, т.е. сиденье должно заходить за край стола на 4-8 см [6]), хорошее освещение (врачи доказали, что локальное освещение вредит здоровью глаз, поэтому лучше использовать при недостаточном дневном свете и в вечернее время светильник с ярком и в тоже время мягким цветом, который будет остановлен сбоку от пишущей руки), наличие должной канцелярии и литературы, правильно подобранный цвет помещения и мебели (подойдут такие цвета как: светло-зеленый, цвет натурального дерева (яркие цвета будут способствовать рассеиванию внимания, а темные цвета на целых 20% понизят освещаемость комнаты)).

Родителям не стоит проявлять агрессию при плохой успеваемости ребенка. Это приведет не только к ухудшению межличностных отношений в семье, но и приведет ребенка к состоянию хронической не успешности. Дети усердно и большом объеме учат школьный материал, но через некоторый промежуток времени все заканчивается истощением физических и интеллектуальных сил, что приводит к астеническому синдрому (нервно-психическая слабость).

Школьная перегрузка наблюдается у 50% детей на Земле. Это приводит к различным заболеваниям ребенка. Необходимо помнить – ребенку в жизни пригодятся не все знания, которые даются в школе, а оценку исправить проще, чем здоровье. Есть известная многим максима Артура Шопенгауэра: «Девять десятых счастья зависят от здоровья». Давайте помнить о ней всегда, и тогда нас ждет долгая и успешная жизнь.

Литература

  1. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2016 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/0b3/gosudarstvennyy-doklad-2016.pdf (дата обращения 24.06.2018)
  2. Жорж Ж. Детский стресс и его причины [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.freedownloadseo.com/?p=80439 (дата обращения 16.06.2018)
  3. Завьялов А.В. Нормальная физиология. М.: МЕДпресс-информ, 2009, 152 с.
  4. Менситова В. Школьные перегрузки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.b17.ru/article/21985/ (дата обращения 24.09.2018)
  5. Покровский В.И. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Практическое пособие. М.: Медицина, 2005. 1375 с.
  6.  СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html  (дата обращения 18.06.2018)