Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по программе «Школа России». Тема: «В.Бианки «Музыкант»

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: литературное чтение, УМК «Школа России», В.Бианки, Бианки. Музыкант


Цели: познакомить учащихся с творчеством В.В.Бианки и его произведением «Музыкант», понять глубину содержания этого произведения.

Задачи:

  • учить учащихся плавному чтению целыми словами;
  • формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, при выразительном чтении передавать эмоциональный настрой персонажа, находить отрывки в тексте по заданию учителя;
  • развивать креативность мышления, обогащать словарный запас;
  • развивать дружелюбие в общении;
  • воспитывать любовь к природе, учить видеть ее красоту.

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

Личностные УУД:

  • Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Метапредметные УУД:

  • Формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • Учить учащихся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с художественным текстом;
  • Формировать умение коллективно составлять план для пересказа литературного произведения.

Познавательные УУД:

  • Формировать умение составлять план прочитанного произведения.

Коммуникативные УУД:

  • Формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • Формировать умение договариваться, находить общее решение;
  • Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.

Оборудование: музыка, презентация, портрет Бианки В.В., сюжетные картинки, учебник, аудиозапись.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку

1. Приветствие.
Вот прозвенел наш школьный звонок,
Мы пригласили гостей на урок.
К ним повернитесь, дружно кивните
Обещание скажите.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Вы за парты тихо садитесь,
И за работу дружно беритесь.

2. Эмоциональный/психологический настрой.

- Посмотрите на экран, прочитайте пословицу. Объясните, как вы её понимаете?

«Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи».

- Верно, ребята, чтобы получить положительный результат от своей работы, нужно, прежде всего, полностью отдаваться делу, за которое берёшься. Дорожить временем и не лениться. Думаю, сегодня на уроке литературного чтения:

Мы сможем выполнить все задания!

Верю, что: у нас всё получится!

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте успехов: Желаю успеха себе и друзьям!

(Учащиеся улыбаются, улыбается учитель).

II. Актуализация

- Чтобы определить тему сегодняшнего урока, нам предстоит выполнить задания.

Итак, первое задание: отгадайте загадки:

1.

На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)

2.

Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идет цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину? ... (Утята)

3.

Я хороший, я пригожий,
Я на кактус чуть похожий.
Я фырчу, меня не трож,
Уколю тебя. Я - … (Ёж)

4.

Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы как щетинка.
Дугою спинка … (Кошка)

5.

Лает, косточки грызёт,
Мяч поймает, принесёт!
Скачет радостно у ног,
Это маленький … (Щенок)

6.

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной - … (Медведь)

По щелчку появляются картинки с изображением животных, изученных произведений и нового произведения: стрекоза, утята, ежик, кошка, щенок, медведь.

- На уроке литературного чтения, ребята, мы много читаем, отвечаем на вопросы, второе задание: речевая разминка.

- Прочитаем её хором медленно, быстрее, ещё быстрее.

- Прочитаем её тихо, громко, ещё громче.

- Прочитайте её с удивлением, с радостью, с сожалением, спокойно.

- Повторите её быстро (3 ученика называют в быстром темпе).

- Посмотрите на картинки, как можно назвать их одним словом? (Животные).

- Как называется раздел, который мы сейчас изучаем на уроке литературного чтения? (О братьях наших меньших).

- А кого мы называем братьями нашими меньшими?

- Скажите, из каких они произведений, и кто автор? Сопоставьте. (Стрекоза «Храбрый утенок» Борис Житков, утята «Ребята и утята» Михаил Пришвин, ёжик «Страшный рассказ» Евгений Чарушин, кошка и щенок Валентин Берестов «Кошкин щенок»).

- Что объединяет этих авторов? (Они пишут о животных и о природе).

III. Целеполагание и мотивация

- Ребята, вы ничего не заметили? (Остался портрет писателя и слово «Музыкант»).

- Как можно связать картинку с медведем, портрет и слово? Вы скажите своё предположение. (На интерактивной доске выстраиваю цепочку).

- Произведение, с которым мы сегодня познакомимся называется «Музыкант, а написал его Виталий Валентинович Бианки», возможно главный герой – это медведь.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока литературного чтения? (В.В.Бианки «Музыкант»)

- Откройте учебник на стр.142, прочитайте фамилию автора, название рассказа, рассмотрите иллюстрацию.

- Правильно ли мы сформулировали тему урока? (Да).

(На доске заранее написана тема урока, открываю ее В.В.Бианки «Музыкант»).

- Как вы понимаете значение слова музыкант? Кого мы можем назвать музыкантом? (Предположения детей).

– Ребята, из какого источника мы можем узнать значение слова музыкант?

– Сейчас Олеся прочитает значение слова «Музыкант» по толковому словарю Ожегова (Сделать закладку и дать ребенку).

- Почему произведение называется «Музыкант»? И как это связано с медведем?

– В конце урока, мы узнаем, подтвердились ли ваши предположения.

- В чём заключается основная мысль произведения?

- А хотите это узнать?

- Тогда для этого вам нужно внимательно послушать, прочитать и выполнить все задания, которые для вас приготовила.

- На каждом этапе урока вы будете оценивать свою деятельность, с помощью накопительных кружков, которые лежат у вас на парте. За правильно выполненную работу вы будете брать по кружку. В конце урока не только подведем итог вашей работы, но и оценим ее.

IV. Работа по формированию системы общих представлений и основных понятий

1. Рассказ учеников об авторе. Краткая биография. Выставка книг.

2. Первичное знакомство с текстом.

- Виталий Валентинович Бианки очень любил ходить в лес и наблюдать за природой. Давайте мысленно, вместе с писателем отправимся на опушку леса.

Для этого:

- Прослушайте внимательно произведение «Музыкант» в исполнении артиста Л.Поволоцкой. Обратите внимание, какой необычный музыкант встречается там.

(Включается аудиозапись)

1. Проверка общего понимания текста.

- Понравилось ли вам это произведение?

- Что вас удивило?

2. Проверка первичного восприятия рассказа.

- Чтобы узнать, как вы запомнили произведение, проведем тестирование.

- Возьмите листочек и ручку, на листочке уже поставлены цифры от 1 до 6, если вы согласны с утверждением, то рядом с цифрой ставите +, если не согласны, то –.

  • Старик медвежатник играл на балалайке? (–) На скрипке.
  • Знакомый охотник в лесу видел волка? (–) Медведя.
  • Старик присел отдохнуть на пенек? (+)
  • Звук, который услышал старик слышался с опушки? (+)
  • Медведь сидел на дереве? (–) Под деревом.
  • Старик убил медведя? (–)

– Поменяйтесь листочками и проверьте ответы друг у друга, а сейчас проверим по эталону.

Появляется слайд - эталон с ответами.

– Встаньте те, кто работу выполнил без ошибок. Возьмите себе по одному кружку.

– Молодцы, ребята, внимательно слушали произведение.

3. Определение жанра произведения. (На доске карточки с названием жанров).

  • Сказка
  • Басня
  • Стихотворение
  • Рассказ
  • Загадка

– Отметьте плюсиком тот жанр, который относится к данному произведению.

– Ребята, к какому литературному жанру художественной литературы вы отнесли это произведение?

Докажите, что это рассказ. (Это произведение небольшое по объему, в нем мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика – охотника).

– Кто верно определил жанр произведения, возьмите кружок.

Физкультмиминутка

1. Чтение текста по частям.

– Итак, начинаем работать с рассказом.

– Обратите внимание, что данный рассказ уже разделен на части.

– Сколько в нем частей? (4 части).

(Дети читают рассказ по частям, используя разные виды чтения, после чтения каждой части идет анализ)

1) Чтение первой части хорошо читающими учениками.

Рассказ начинает читать: Василькова Василиса, Петрова Ксения.

По ходу чтения идет словарная работа.

Появляется слайд. Словарная работа

- Кто такой медвежатник? (Медвежатник – человек, который охотится на медведей).

- Что, значит, пиликал на скрипке? (Пиликал на скрипке – плохо играл).

- Как вы понимаете слово «завалинка»? (Земляная насыпь с внешней стороны дома).

- Прочитайте значение слова:

  • колхозник – работник колхоза
  • опушка - край леса.

Вопросы по содержанию 1 части.

– Чем занимался старый медвежатник, сидя на завалинке? (Он пиликал на скрипке).

– Для чего он это делал? (Ему хотелось научиться красиво играть. Он очень любил музыку).

– Можно ли назвать то, что получалось у медвежатника «игрой на скрипке» и почему? (Нет нельзя. У него были отрывистые, нескладные, скрипучие, некрасивые звуки).

– Какая главная мысль этой части? (Он очень любил музыку и старался сам научиться играть).

– Как озаглавим эту часть? (Медвежатник любил музыку).

Появляется слайд

– А кто-нибудь из вас знает, как звучит скрипка? Давайте послушаем.

(Включаю запись: Крис Паркер «Симфония»).

– Понравилась ли вам, как звучала скрипка?

– Ребята, как звучит скрипка в этом отрывке? Опишите ее. (Мелодично, красиво, хочется танцевать).

– Что необходимо иметь, чтобы играть на ней? (Музыкальный слух, долго учиться и тренироваться).

– Кто проходил мимо старика? (Знакомый колхозник).

– Подтвердите словами из текста, что сказал колхозник старику. (Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу).

– Как вы думаете, пойдет ли старик на охоту? Выскажите свои предположения.

2) Чтобы узнать ответ на этот вопрос прочитайте самостоятельно 2 часть рассказа.

2) Самостоятельное чтение 2 части.

Вопросы по содержанию.

– Какая главная мысль 2 части? Докажите словами из текста (В лесу старик долго искал медведя).

– Как озаглавим ее? (Охота на медведя). На слайде

– Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его). (Как вы это понимаете?)

– По содержанию второй части составьте по 1 вопросу. (Проверка)

– Прочитайте вопрос, после второй части.

– Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? (Выскажите свои предположения)

3) Чтение 3 части по цепочке. Словарная работа.

– Как вы понимаете слово «опушка»? (Край леса). На слайде

Вопросы по содержанию.

– Скажите, какая главная мысль этой части? (Игра медведя на разбитом дереве)

– Прочитайте, как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук, похожий на звук струны.)

– Как автор называет медведя и почему? (Музыкант, потому что медведь внимательно и сосредоточенно играл. Прислушивался к звукам с большим интересом.)

– Как озаглавим ее? (Медведь – музыкант).

– Какую словесную картину вы бы нарисовали к этой части?

– Вы можете предположить, как поступит старик с медведем? Почему вы так считаете? (Дети высказывают свое мнение). На слайде

4) Чтение 4 части по ролям (или жужжащие чтение, зависит от времени).

– Как можно прочитать 4 часть? (По ролям)

– Сколько действующих лиц в этом отрывке? (3)

– Прочитайте отрывок, показывая, что чувствует при разговоре каждый из участников.

– Что чувствовал старик к медведю? А колхозник?

– В каких словах выражена главная мысль этого произведения (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я). (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю. Человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.)

– Как озаглавим ее? (Охотник пожалел медведя). На слайде

– А как бы вы поступили на месте охотника? (Выслушиваются ответы детей)

– Что мы составили к этому рассказу? (План)

– Для чего мы это делали? (Чтобы легче было пересказать текст.)

V. Закрепление. Применение. (Работа в группе)

– Посмотрите на доску, в той ли последовательности расположены картинки по содержанию рассказа.

– Опираясь на пункты плана, расположите сюжетные картинки в правильной последовательности.

– Обозначьте на листочке последовательность картинок, используя числа. (Проверка по эталону на слайде) Кто выполнил работу правильно, возьмите себе кружок.

На слайде. (Эталон) Самоконтроль

Обобщающая беседа.

– Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Музыкант»? (Хотя ни тот, ни другой не умели играть, но любили музыку. Медведь играл на щепке, это необычное явление в природе.

– Какой же был авторский замысел? (Он хотел показать, что звери тоже умеют любить прекрасное, как люди и их нельзя убивать.)

– Что вы взяли для себя из этого рассказа? Чему он учит? (Содержание рассказа учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.)

– Давайте вспомним, какие цели ставили в начале урока? Удалось ли нам их решить? Подтвердились ваши предположения?

VI. Рефлексия

На доске изображены 2 медведя:

  • улыбающийся
  • грустный

– если сегодня на уроке вы открыли для себя что-то новое при знакомстве с произведением, то прикрепите зеленый кружок около улыбающегося медведя;

– если ничего нового не узнали, для себя ничего не открыли, произведение не затронуло ваших чувств, то прикрепите красный кружок около грустного медведя.

Оценка деятельности учащихся на уроке

Слайд

– Оценим вашу работу.

  • У кого 3 кружка – получает за урок оценку «5»;
  • У кого 2 кружка – получает за урок оценку «4»;
  • У кого 1 кружок – получает за урок оценку «3»;

Слайд

VII. Домашнее задание

Д/З предлагаю по выбору. Из 3-х заданий выберете, понравившееся вам задание и запишите его в дневник.

  1. Используя план, пересказать рассказ близко к тексту от лица медвежатника.
  2. Прочитать рассказ и к понравившейся части нарисовать рисунок.
  3. Прочитать рассказ и ответить на 4, 6 вопросы.
  • На сегодняшнем уроке я узнал …
  • При чтении рассказа я думал …
  • После урока мне захотелось …
  • На сегодняшнем уроке я узнал …
  • При чтении рассказа я думал …
  • После урока мне захотелось …

Работа с плакатом рефлексии.

Подарите медведю скрипку и выскажите своё мнение о работе на уроке.