Цели: познакомить учащихся с творчеством В.В.Бианки и его произведением «Музыкант», понять глубину содержания этого произведения.
Задачи:
- учить учащихся плавному чтению целыми словами;
- формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, при выразительном чтении передавать эмоциональный настрой персонажа, находить отрывки в тексте по заданию учителя;
- развивать креативность мышления, обогащать словарный запас;
- развивать дружелюбие в общении;
- воспитывать любовь к природе, учить видеть ее красоту.
Планируемый результат обучения и формирование УУД.
Личностные УУД:
- Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Метапредметные УУД:
- Формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- Учить учащихся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с художественным текстом;
- Формировать умение коллективно составлять план для пересказа литературного произведения.
Познавательные УУД:
- Формировать умение составлять план прочитанного произведения.
Коммуникативные УУД:
- Формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- Формировать умение договариваться, находить общее решение;
- Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.
Оборудование: музыка, презентация, портрет Бианки В.В., сюжетные картинки, учебник, аудиозапись.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку
1. Приветствие.
Вот прозвенел наш школьный звонок,
Мы пригласили гостей на урок.
К ним повернитесь, дружно кивните
Обещание скажите.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Вы за парты тихо садитесь,
И за работу дружно беритесь.
2. Эмоциональный/психологический настрой.
- Посмотрите на экран, прочитайте пословицу. Объясните, как вы её понимаете?
«Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи».
- Верно, ребята, чтобы получить положительный результат от своей работы, нужно, прежде всего, полностью отдаваться делу, за которое берёшься. Дорожить временем и не лениться. Думаю, сегодня на уроке литературного чтения:
Мы сможем выполнить все задания!
Верю, что: у нас всё получится!
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте успехов: Желаю успеха себе и друзьям!
(Учащиеся улыбаются, улыбается учитель).
II. Актуализация
- Чтобы определить тему сегодняшнего урока, нам предстоит выполнить задания.
Итак, первое задание: отгадайте загадки:
1.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)
2.
Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идет цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину? ... (Утята)
3.
Я хороший, я пригожий,
Я на кактус чуть похожий.
Я фырчу, меня не трож,
Уколю тебя. Я - … (Ёж)
4.
Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы как щетинка.
Дугою спинка … (Кошка)
5.
Лает, косточки грызёт,
Мяч поймает, принесёт!
Скачет радостно у ног,
Это маленький … (Щенок)
6.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной - … (Медведь)
По щелчку появляются картинки с изображением животных, изученных произведений и нового произведения: стрекоза, утята, ежик, кошка, щенок, медведь.
- На уроке литературного чтения, ребята, мы много читаем, отвечаем на вопросы, второе задание: речевая разминка.
- Прочитаем её хором медленно, быстрее, ещё быстрее.
- Прочитаем её тихо, громко, ещё громче.
- Прочитайте её с удивлением, с радостью, с сожалением, спокойно.
- Повторите её быстро (3 ученика называют в быстром темпе).
- Посмотрите на картинки, как можно назвать их одним словом? (Животные).
- Как называется раздел, который мы сейчас изучаем на уроке литературного чтения? (О братьях наших меньших).
- А кого мы называем братьями нашими меньшими?
- Скажите, из каких они произведений, и кто автор? Сопоставьте. (Стрекоза «Храбрый утенок» Борис Житков, утята «Ребята и утята» Михаил Пришвин, ёжик «Страшный рассказ» Евгений Чарушин, кошка и щенок Валентин Берестов «Кошкин щенок»).
- Что объединяет этих авторов? (Они пишут о животных и о природе).
III. Целеполагание и мотивация
- Ребята, вы ничего не заметили? (Остался портрет писателя и слово «Музыкант»).
- Как можно связать картинку с медведем, портрет и слово? Вы скажите своё предположение. (На интерактивной доске выстраиваю цепочку).
- Произведение, с которым мы сегодня познакомимся называется «Музыкант, а написал его Виталий Валентинович Бианки», возможно главный герой – это медведь.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока литературного чтения? (В.В.Бианки «Музыкант»)
- Откройте учебник на стр.142, прочитайте фамилию автора, название рассказа, рассмотрите иллюстрацию.
- Правильно ли мы сформулировали тему урока? (Да).
(На доске заранее написана тема урока, открываю ее В.В.Бианки «Музыкант»).
- Как вы понимаете значение слова музыкант? Кого мы можем назвать музыкантом? (Предположения детей).
– Ребята, из какого источника мы можем узнать значение слова музыкант?
– Сейчас Олеся прочитает значение слова «Музыкант» по толковому словарю Ожегова (Сделать закладку и дать ребенку).
- Почему произведение называется «Музыкант»? И как это связано с медведем?
– В конце урока, мы узнаем, подтвердились ли ваши предположения.
- В чём заключается основная мысль произведения?
- А хотите это узнать?
- Тогда для этого вам нужно внимательно послушать, прочитать и выполнить все задания, которые для вас приготовила.
- На каждом этапе урока вы будете оценивать свою деятельность, с помощью накопительных кружков, которые лежат у вас на парте. За правильно выполненную работу вы будете брать по кружку. В конце урока не только подведем итог вашей работы, но и оценим ее.
IV. Работа по формированию системы общих представлений и основных понятий
1. Рассказ учеников об авторе. Краткая биография. Выставка книг.
2. Первичное знакомство с текстом.
- Виталий Валентинович Бианки очень любил ходить в лес и наблюдать за природой. Давайте мысленно, вместе с писателем отправимся на опушку леса.
Для этого:
- Прослушайте внимательно произведение «Музыкант» в исполнении артиста Л.Поволоцкой. Обратите внимание, какой необычный музыкант встречается там.
(Включается аудиозапись)
1. Проверка общего понимания текста.
- Понравилось ли вам это произведение?
- Что вас удивило?
2. Проверка первичного восприятия рассказа.
- Чтобы узнать, как вы запомнили произведение, проведем тестирование.
- Возьмите листочек и ручку, на листочке уже поставлены цифры от 1 до 6, если вы согласны с утверждением, то рядом с цифрой ставите +, если не согласны, то –.
- Старик медвежатник играл на балалайке? (–) На скрипке.
- Знакомый охотник в лесу видел волка? (–) Медведя.
- Старик присел отдохнуть на пенек? (+)
- Звук, который услышал старик слышался с опушки? (+)
- Медведь сидел на дереве? (–) Под деревом.
- Старик убил медведя? (–)
– Поменяйтесь листочками и проверьте ответы друг у друга, а сейчас проверим по эталону.
Появляется слайд - эталон с ответами.
– Встаньте те, кто работу выполнил без ошибок. Возьмите себе по одному кружку.
– Молодцы, ребята, внимательно слушали произведение.
3. Определение жанра произведения. (На доске карточки с названием жанров).
- Сказка
- Басня
- Стихотворение
- Рассказ
- Загадка
– Отметьте плюсиком тот жанр, который относится к данному произведению.
– Ребята, к какому литературному жанру художественной литературы вы отнесли это произведение?
Докажите, что это рассказ. (Это произведение небольшое по объему, в нем мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика – охотника).
– Кто верно определил жанр произведения, возьмите кружок.
Физкультмиминутка
1. Чтение текста по частям.
– Итак, начинаем работать с рассказом.
– Обратите внимание, что данный рассказ уже разделен на части.
– Сколько в нем частей? (4 части).
(Дети читают рассказ по частям, используя разные виды чтения, после чтения каждой части идет анализ)
1) Чтение первой части хорошо читающими учениками.
Рассказ начинает читать: Василькова Василиса, Петрова Ксения.
По ходу чтения идет словарная работа.
Появляется слайд. Словарная работа
- Кто такой медвежатник? (Медвежатник – человек, который охотится на медведей).
- Что, значит, пиликал на скрипке? (Пиликал на скрипке – плохо играл).
- Как вы понимаете слово «завалинка»? (Земляная насыпь с внешней стороны дома).
- Прочитайте значение слова:
- колхозник – работник колхоза
- опушка - край леса.
Вопросы по содержанию 1 части.
– Чем занимался старый медвежатник, сидя на завалинке? (Он пиликал на скрипке).
– Для чего он это делал? (Ему хотелось научиться красиво играть. Он очень любил музыку).
– Можно ли назвать то, что получалось у медвежатника «игрой на скрипке» и почему? (Нет нельзя. У него были отрывистые, нескладные, скрипучие, некрасивые звуки).
– Какая главная мысль этой части? (Он очень любил музыку и старался сам научиться играть).
– Как озаглавим эту часть? (Медвежатник любил музыку).
Появляется слайд
– А кто-нибудь из вас знает, как звучит скрипка? Давайте послушаем.
(Включаю запись: Крис Паркер «Симфония»).
– Понравилась ли вам, как звучала скрипка?
– Ребята, как звучит скрипка в этом отрывке? Опишите ее. (Мелодично, красиво, хочется танцевать).
– Что необходимо иметь, чтобы играть на ней? (Музыкальный слух, долго учиться и тренироваться).
– Кто проходил мимо старика? (Знакомый колхозник).
– Подтвердите словами из текста, что сказал колхозник старику. (Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу).
– Как вы думаете, пойдет ли старик на охоту? Выскажите свои предположения.
2) Чтобы узнать ответ на этот вопрос прочитайте самостоятельно 2 часть рассказа.
2) Самостоятельное чтение 2 части.
Вопросы по содержанию.
– Какая главная мысль 2 части? Докажите словами из текста (В лесу старик долго искал медведя).
– Как озаглавим ее? (Охота на медведя). На слайде
– Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его). (Как вы это понимаете?)
– По содержанию второй части составьте по 1 вопросу. (Проверка)
– Прочитайте вопрос, после второй части.
– Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? (Выскажите свои предположения)
3) Чтение 3 части по цепочке. Словарная работа.
– Как вы понимаете слово «опушка»? (Край леса). На слайде
Вопросы по содержанию.
– Скажите, какая главная мысль этой части? (Игра медведя на разбитом дереве)
– Прочитайте, как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук, похожий на звук струны.)
– Как автор называет медведя и почему? (Музыкант, потому что медведь внимательно и сосредоточенно играл. Прислушивался к звукам с большим интересом.)
– Как озаглавим ее? (Медведь – музыкант).
– Какую словесную картину вы бы нарисовали к этой части?
– Вы можете предположить, как поступит старик с медведем? Почему вы так считаете? (Дети высказывают свое мнение). На слайде
4) Чтение 4 части по ролям (или жужжащие чтение, зависит от времени).
– Как можно прочитать 4 часть? (По ролям)
– Сколько действующих лиц в этом отрывке? (3)
– Прочитайте отрывок, показывая, что чувствует при разговоре каждый из участников.
– Что чувствовал старик к медведю? А колхозник?
– В каких словах выражена главная мысль этого произведения (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я). (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю. Человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.)
– Как озаглавим ее? (Охотник пожалел медведя). На слайде
– А как бы вы поступили на месте охотника? (Выслушиваются ответы детей)
– Что мы составили к этому рассказу? (План)
– Для чего мы это делали? (Чтобы легче было пересказать текст.)
V. Закрепление. Применение. (Работа в группе)
– Посмотрите на доску, в той ли последовательности расположены картинки по содержанию рассказа.
– Опираясь на пункты плана, расположите сюжетные картинки в правильной последовательности.
– Обозначьте на листочке последовательность картинок, используя числа. (Проверка по эталону на слайде) Кто выполнил работу правильно, возьмите себе кружок.
На слайде. (Эталон) Самоконтроль
Обобщающая беседа.
– Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Музыкант»? (Хотя ни тот, ни другой не умели играть, но любили музыку. Медведь играл на щепке, это необычное явление в природе.
– Какой же был авторский замысел? (Он хотел показать, что звери тоже умеют любить прекрасное, как люди и их нельзя убивать.)
– Что вы взяли для себя из этого рассказа? Чему он учит? (Содержание рассказа учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.)
– Давайте вспомним, какие цели ставили в начале урока? Удалось ли нам их решить? Подтвердились ваши предположения?
VI. Рефлексия
На доске изображены 2 медведя:
- улыбающийся
- грустный
– если сегодня на уроке вы открыли для себя что-то новое при знакомстве с произведением, то прикрепите зеленый кружок около улыбающегося медведя;
– если ничего нового не узнали, для себя ничего не открыли, произведение не затронуло ваших чувств, то прикрепите красный кружок около грустного медведя.
Оценка деятельности учащихся на уроке
Слайд
– Оценим вашу работу.
- У кого 3 кружка – получает за урок оценку «5»;
- У кого 2 кружка – получает за урок оценку «4»;
- У кого 1 кружок – получает за урок оценку «3»;
Слайд
VII. Домашнее задание
Д/З предлагаю по выбору. Из 3-х заданий выберете, понравившееся вам задание и запишите его в дневник.
- Используя план, пересказать рассказ близко к тексту от лица медвежатника.
- Прочитать рассказ и к понравившейся части нарисовать рисунок.
- Прочитать рассказ и ответить на 4, 6 вопросы.
- На сегодняшнем уроке я узнал …
- При чтении рассказа я думал …
- После урока мне захотелось …
- На сегодняшнем уроке я узнал …
- При чтении рассказа я думал …
- После урока мне захотелось …
Работа с плакатом рефлексии.
Подарите медведю скрипку и выскажите своё мнение о работе на уроке.