Двигательная активность – важный фактор формирования личности дошкольника. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирование его практических, двигательных навыков. В настоящее время в системе дошкольного образования существует проблема умственных перегрузок, которые испытывают дети, и ухудшение состояния здоровья обучающихся. Это обусловлено многими факторами, связанными с проблемами пребывания в учреждении и процессом обучения, который рассчитан на среднестатистического ребенка, большим количеством разнообразных программных направлений и дополнительным внепрограммным образованием, снижением двигательной активности. Не во всех программах дошкольных образовательных организаций уделяется должное внимания применению новых педагогических технологий, интеграции двигательной, социально-коммуникативной и познавательной деятельности.
Проведение "Клубного часа" по авторской "Технологии эффективной социализации» (ТЭС) Гришаевой Н.П., помогли решить ряд проблем по взаимодействию детей, по развитию социально-коммуникативных навыков. Но, наблюдая за детьми, их интересами, действиями, мы пришли к выводу, что большинство дошкольников, перемещаясь по зданию детского сада во время «Клубного часа», чаще всего выбирают пространство спортивного и музыкального залов, дети нуждаются в игре и двигательной активности, но не всегда могут организовать игру и соблюдать правила. Это и побудило нас совместно с автором ТЭС приступить к реализации технологии «Спортивный час», целью которого является формирование социально-коммуникативных навыков, навыков здорового образа жизни и саморегуляции поведения.
Задачи, которые помогают достигнуть этой цели:
1. дать возможность детям в свободной деятельности продемонстрировать те навыки, которые они получили на СООД;
2. приобретение опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств;
3. создание условий для всестороннего физического развития и снижения заболеваемости детей;
4. формирование умения планировать свои действия и оценивать результаты;
5. развивать социальные компетенции, в том числе воспитывать у детей самостоятельность и ответственность.
6. формирование устойчивого интереса к физической культуре и спорту;
7. развитие позитивной эмоциональной сферы детей.
Особенности организации «Спортивного часа».
«Спортивный час» заключается в том, что один раз в неделю дети в возрасте от 3 до 7 лет имеют возможность заняться двигательной активностью одновременно и самостоятельно во всех пространствах детского сада, соблюдая правила поведения. Педагоги вместе с детьми организуют пространство до начала «Спортивного часа», планируют виды деятельности в соответствии с темой месяца. Учебно-вспомогательный персонал отвечает за безопасность детей в коридоре и на лестницах. Все дети и педагоги имеют спортивную форму.
Структура «Спортивного часа».
Длительность «Спортивного часа» один час и состоит он из трех частей.
Первая часть – 15 минут: в группе проводится обсуждение в кругу, где дети вспоминают правила перемещения по зданию, планируют места своего посещения и проводится разминка. Затем по звуковому сигналу все дети из разных групп начинают перемещаться по пространству детского сада, это может быть пространство и в здании, и на улице.
Вторая часть – 30 минут. В каждом пространстве организуется определенный вид движений. В одной группе может быть метание, в другой прыжки и т.д. В пространстве музыкального зала проводится ритмическая гимнастика или игры, в спортивном зале спортивные и подвижные игры с правилами. В коридоре так же размещен спортивный инвентарь, который расставлен по ходу движения детей – справа, закрепляются правила передвижения. Ребенок может посетить несколько помещений, а может побывать только в одном месте – это право выбора каждого ребенка.
По истечении второй части, также по звуковому сигналу дети возвращаются в свои группы. И в заключительной третьей части – 15 минут, вместе с детьми в кругу проводится подведение итогов. Обсуждаются вопросы:
- Какие сегодня были у тебя достижения?
- Что сегодня удалось, что раньше не получалось?
- Что планируешь попробовать сделать на следующем «Спортивном часе»?
- Кому ты сегодня помог, научил чему-то?
- Что ты хотел, чтобы было на следующем «Спортивном часе»?
Дети активно и с удовольствием обсуждают свои впечатления, предлагают варианты двигательной деятельности. Для нас очень важно услышать голос каждого ребенка, для дальнейшего планирования «Спортивного часа».
Виды «Спортивного часа»:
- Тренер и спортсмен – когда дети старших групп самостоятельно показывают разные движения и контролируют их выполнение, проводят подвижные игры.
- Творческий – дети сами планируют и проводят «Спортивный час».
- Военно-спортивная игра «Зарница».
- Квест – дети выполняют двигательные испытания, выполнив его, получают фишку.
- Соревновательный.
- Игровой.
Планируемые результаты.
У дошкольников:
- Формируются социальные компетенции.
- Укрепляется здоровье.
- Улучшается физическое развитие.
- Формируются двигательные навыки.
- Развиваются физические качества.
- Создаются условия для осуществления умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Технология «Спортивный час» дает дополнительные возможности и для формирования социальных компетенций дошкольников. Двигательная активность во время «Спортивного часа» не только укрепляет здоровье, улучшает физическое развитие, формирует двигательные навыки, но и помогает детям лучше ориентироваться в пространстве, формировать такие качества, как самоконтроль, ответственность, самостоятельность. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, в игре, что позволяет ребенку нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.
«Спортивный час» мотивирует педагогов на поиск наиболее интересных и эффективных методик и средств для формирования устойчивого интереса к физической культуре и спорту, а у детей разного возраста воспитываются дружеские отношения, и главное – желание быть сильным, крепким и здоровым.
В настоящее время мы наблюдаем яркие впечатления у детей, повышение интереса детей к физическим упражнениям. В теплое время, когда позволяет погода, «Спортивный час» проводится на улице, на участке по тем же правилам. Педагоги активно вовлечены в данный процесс, больше внимания уделяют привлечению не только детей, но и родителей к здоровому образу жизни. Педагоги активно используют дополнительное оборудование, сделанное "своими руками". Заметно увеличилась посещаемость. Детям «Спортивный час» очень нравится, они в восторге от него и с нетерпением ждут следующего.