Расчет биоритмов человека

Разделы: Математика, Дополнительное образование

Класс: 11


Введение

В последнее время я задаюсь вопросом, почему при одних и тех же обстоятельствах иногда я чувствую себя бодрее, а иногда уставшей и подавленной? Какие факторы влияют на самочувствие и даже на успеваемость? Такими факторами, несомненно, являются и продолжительность сна, и работа за компьютером, и объем школьной программы и прочее. Однако существует еще один немаловажный фактор – это биологические ритмы человека. Значит, если я буду обладать информацией о состоянии моего организма на конкретный промежуток времени, то я смогу спрогнозировать, например успехи или неуспехи в делах. Актуальность выбора темы данной работы объясняется тем, что при большой учебной нагрузке обучающимся необходимы знания о колебаниях своей работоспособности, интеллектуальном, эмоциональном и физическом потенциале, которые можно использовать при планировании своей учебной и другой деятельности.

Цель работы: построение модели физического, эмоционального и интеллектуального потенциала человека для анализа биоритмов, прогнозирования неблагоприятных и благоприятных дней для разного рода деятельности человека.

Задачи:

  • изучить библиографию по затронутой проблеме;
  • рассчитать биологические ритмы учеников 11 класса Гимназии №2 г. Нерюнгри на период сдачи ОГЭ;
  • проанализировать биологические ритмы выпускников на период сдачи ЕГЭ;
  • на основе изученного материала разработать свои рекомендации каждому выпускнику Гимназии №2.

Объект исследования: учащиеся 11 класса Гимназии №2.

Предмет исследования: биологические ритмы человека.

Методы исследования: частично-поисковый, моделирование, аналитический.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы учащимися, учителями, психологами, родителями.

1. Наука хронобиология

Вы знаете, что такое хронобиология? Все мы состоим из одинакового набора органов, а у каждого из этих органов есть свои собственные часы наилучшего или наихудшего состояния, проще говоря – «часы пик». Вот специалисты - хронобиологи как раз изучают проявления цикличности в работе нашего организма, или, проще говоря, биоритмы человека.

Хронобиология (от «Chrono» - «время») - наука, которая исследует периодические (циклические) феномены, протекающие у живых организмов во времени, и их адаптацию к солнечным и лунным ритмам. Эти циклы именуют биологические ритмы.

Синхронизация уровня и длительности биологической активности с внешними факторами у живых организмов происходят при многих существенных биологических процессах. Это происходит:

  • у животных (еда, сон, спаривание, зимовка, миграция, клеточная регенерация, и т. д.),
  • у растений (движения листа, фотосинтез и т. д.).

Наиболее важный ритм в хронобиологии - суточный ритм, примерно 24-часовой цикл физиологических процессов у растений и животных.

Есть и другие важные циклы:

  • инфрадианные, более долгосрочные, такие как ежегодные циклы миграции или воспроизводства, выявленные у некоторых животных, или человеческий менструальный цикл.
  • ультрадианные ритмы, краткие циклы, такие как 90-минутный цикл REM-сна у людей, 4-часовой назальный цикл или 3-часовой цикл продуцирования гормона роста.

Достижения хронобиологии:

1. Биоритмы обнаружены на всех уровнях организации живой природы. Биоритмика - одно из наиболее общих свойств живых систем.

2. Биоритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функций организма, обеспечивающим гомеостаз, динамическое равновесие и процессы адаптации в биологических системах.

3. Биоритмы, с одной стороны, имеют эндогенную природу и генетическую регуляцию, с другой, их осуществление тесно связано с модифицирующим фактором внешней среды, так называемых датчиков времени. Эта связь в основе единства организма со средой во многом определяет экологические закономерности.

4. Обнаружены биоритмы чувствительности организмов к действию факторов химической и физической природы. Хронофармакология - способы применения лекарств с учетом зависимости их действия от фаз биологических ритмов функционирования организма и от состояния его временной организации, изменяющейся при развитии болезни.

5. Закономерности биоритмов учитывают при профилактике, диагностике и лечении заболеваний.

2. Биоритмы: физические, эмоциональные, интеллектуальные

Среди важных для человека циклов явно выделяются три вида периодических изменений самочувствия и способностей: физический цикл (длительностью 23 дня), эмоциональный цикл (длительностью 28 дней) и интеллектуальный цикл (длительностью 33 дня).

Зная состояние биоритмов, человек получает представление о своей пред­расположенности к физической активности, эмоциональной восприимчивости и интеллектуальной деятельности в тот или иной день.

Биологические часы человека начинают «тикать» с момента рождения. Его и берут за начало отсчета. Полученное число делят на период каждого цикла, то есть на 23, 28 и 33. Полученный в результате деления остаток определяет положение каждого из циклов.

Теории "трех биоритмов" около ста лет. Ее авторами стали западные ученые Вильгельм Флисс и Фридрих Тельчер. Берлинского отоларинголога Вильгельма Флисса заинтересовала сопротивляемость организма инфекционным процессам. Чем объяснить то, что дети с одинаковыми диагнозами и с примерно равными иммунными возможностями по-разному переносят болезни? Одни достаточно легко справляются с ними, а другие  могут даже умереть. Совершенно очевидно, что это связано с положением пациента в каком-то временном отрезке. Кто-то находится на благоприятной фазе некоего цикла, а кто-то нет. Но как узнать отправную точку такого цикла? Тщательно собирая данные о развитии болезней, Флисс связал их с датой рождения человека. Наблюдения показали зависимость иммунитета от двадцатитрехдневного физического и двадцативосьмидневного психического биоритма.

Но на этом научная мысль не прекратила свое движение. Теория Флисса заставила преподавателя из Инсбрука Фридриха Тельчера начать собственные исследования. Он стал наблюдать за своими студентами. Вскоре эти наблюдения привели к определенным выводам. Так, оказалось, что способность студентов воспринимать и систематизировать информацию, а также самим генерировать идеи, постоянно меняется. Причем изменяется во времени по весьма строгим отрезкам. Руководствуясь этими выводами, Тельчер сопоставил дату рождения каждого студента и результаты успеваемости. Все это привело к вычислению интеллектуального биоритма.

ФИЗИЧЕСКИЙ БИОРИТМ. Знание собственного физического биоритма должно быть особенно интересно тем, кто занимается физическим трудом в любой форме – профессионально (массажист, танцор, строитель и т.д.) или, например, в спорте. Такие люди лучше ощущают влияние физического биоритма. Как правило, в высшей фазе человек чувствует себя полным сил, выносливым, физическая работа не требует больших затрат энергии, все удается, в спорте можно достичь хороших результатов. Под воздействием этого биоритма оказываются также предприимчивость, динамичность, уверенность в собственных силах и мужество.

Любой критический день физического биоритма знаменует критическое время: со здоровьем могут возникнуть проблемы, любая деятельность требует более высокой концентрации, при работе нервной системы, мышц и суставов "в мотор попадает песок". Для фазы спада характерен постепенный упадок сил, появляется необходимость при физических нагрузках делать более длительные и частые паузы. Последние дни фазы спада лучше посвятить отдыху, чтобы иметь возможность накопить силы. По крайней мере, в такие дни нужно стараться избегать перегрузок.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ БИОРИТМ влияет на силу наших чувств, на внутреннее и внешнее восприятие, на интуицию и способность творить. Особенно важным этот биоритм является для тех людей, чьи профессии связаны с общением. В фазе подъема человек более динамичен, склонен видеть в жизни только приятные стороны. Он превращается в оптимиста. Работая в контакте с другими людьми, он добивается хороших результатов, способен сделать много полезного.

Через 14 суток, в тот день недели, в который человек родился (иногда на день раньше, особенно, если он родился рано утром), наступает критический день душевного биоритма. Иногда критический период длится недолго, иногда затягивается. Человек ощущает себя угнетенным. Появляется подходящий "климат" для смятения и душевных конфликтов. В фазе спада плохие новости воспринимаются совсем по-другому. Человек становится пессимистом, появляются угнетенность и страхи. Он сильнее ощущает бессмысленность многих вещей. А если и по складу характера человек вообще не оптимист, то проблема становится еще более острой. В такие дни, особенно перед концом фазы спада, очень важна самодисциплина, нельзя позволить пессимизму одержать над собой верх. Если ребенок проходит эту фазу, то бесполезно читать ему морали, это пустое занятие – в одно ухо у него влетает, а в другое вылетает.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ БИОРИТМ, прежде всего, затрагивает способность работать по плану, используя умственные способности. Это касается логики, ума, обучаемости, способности предвидеть то или иное событие, комбинаторики, внутренней и внешней ориентации – в буквальном смысле "присутствия духа". Учителя, политики, референты, журналисты и писатели хорошо чувствуют "маятник" этого биоритма. Легко себе представить, какой эффект он имеет на стадии подъема: поддержка любой интеллектуальной деятельности, хорошее усваивание учебного материала и информации. Человек способен сконцентрироваться. Если вы посещаете семинар повышения квалификации, то на фазе подъема он принесет гораздо больше пользы, чем на фазе спада.

Критические дни духовного биоритма тормозят интеллектуальную деятельность. Ослабевает сила и скорость реакции, поэтому все участники дорожного движения должны быть более осторожными и готовыми к тому, что сегодня они способны совершить ошибку. В это время часто блокируется способность воспринимать новый материал. Лучшее средство настроиться на смену климата – отказ от сложных заданий и повышенная концентрация.

То же самое можно сказать и о периоде с 20-го по 33-й день интеллектуального биоритма: в фазе спада ум перестает быть гибким, человек быстро устает от интеллектуальной деятельности, уменьшается радость от получения новых знаний и принятия решений. Страхи становятся настолько явными, как будто то, чего вы боялись, уже произошло. Если ребенку трудно учиться, то новый материал надо проходить только в период подъема.

Во всех трех периодах дни перехода из положительной фазы в отрицательную,  и обратно называют нулевыми или критическими. Именно в критический день физического цикла с людьми чаще всего происходят несчастные случаи, дорожные происшествия. Аналогичные переходные дни эмоционального цикла чреваты эмоциональными срывами. Если нулевые дни в двух циклах совпадают, то человеку нужно быть особенно бдительным, В среднем нулевые дни физического или эмоционального цикла выпадают один раз в 6 дней. Двойные нулевые дни («серые дни») случаются в году примерно 6 раз, а тройные «черные дни» –  лишь однажды.

2.1 Интерпретация фаз биоритмов

Любой из циклов состоит из двух полупериодов, положительного (активного) и отрицательного (пассивного). Биоритмы принято изображать синусоидой. Какова реальная форма кривой биоритма и как она может трансформироваться в результате действия тех или иных факторов теория умалчивает. Поэтому принято считать, что активный период соответствует положительным значениям синусоиды, а пассивный - отрицательным.

В течение первой половины физического цикла человек энергичен и достигает лучших результатов в своей деятельности; во второй половине цикла энергичность уступает лености.

В первой половине эмоционального цикла человек весел, агрессивен, оптимистичен, переоценивает свои возможности, во второй половине - раздражителен, легко возбудим, недооценивает свои возможности, пессимистичен, все критически анализирует.

Первая половина интеллектуального цикла характеризуется творческой активностью, человеку сопутствуют удача и успех; во второй половине происходит творческий спад.
Момент пересечения синусоидой биоритма нулевой отметки означает критический день: в этот день человек подвержен риску эмоциональной, физической, интеллектуальной или интуитивной "катастрофы". В тот день, когда все три кривые проходят через ноль, лучше воздержаться от работы над важными проектами. В эти дни ваши способности - непредсказуемы: они могут быть как исключительно замечательными, так и из рук вон плохими.

2.2 Интерпретация максимумов и минимумов биоритмов

Синусоида биоритма в первые дни цикла возрастает (подъем), достигает максимума (пик), уменьшается (спад) вплоть до минимума (яма) и потом опять возрастает (подъем).

Считается, что максимумы (пики) дают человеку возможность осознать и реализовать свои способности и таланты. Это период напряженной работы. Наоборот, в дни, когда биоритмы достигают минимумов (ям) человек может принимать неверные решения, ошибаться, терпеть всяческие неудачи.

Физический максимум: организм полон энергии, работа не утомляет. Можно активно заняться спортом.

Эмоциональный максимум дает чувство полноты жизни, душевный подъем, желание действовать. Обостренные чувства резко реагируют на дисгармонию и отчуждение.

Интеллектуальный максимум позволяет решить самые сложные вопросы и даже создать нечто новое. Это время удачно для принятия решений, ведения переговоров, подписания контрактов.

Физический минимум дает снижение физической, активности, утомляемость, повышается вероятность заболеваний. Следует снизить или исключить физические нагрузки.

Эмоциональный минимум приносит упадок душевных сил, желаний, заторможенность, апатию, раздражительность. Наихудший день для людей творческих, когда не хватает чувств и эмоций для работы.

Интеллектуальный минимум характеризуется снижением умственной активности, ухудшением памяти. В этот день рекомендуется выполнять простую механическую работу или отдохнуть. Не стоит вести переговоры, подписывать контракты, принимать важные решения. Новые мысли и идеи нужно записать и ... забыть.

2.3 Интерпретация сочетаний фаз биоритмов

Рекомендации по интерпретации сочетаний фаз трех основных биоритмов сведены в следующую таблицу. (И - интеллектуальный; Э - эмоциональный; Ф - физический; + - активная фаза; - - пассивная фаза.

И

Э

Ф

+

+

+

Человек находится в отличной форме. Время требует активных действий. Наибольшая ошибка - отдых, безделие. Лучше всего начать новое дело, расширить сферу влияния, завести новые знакомства. Это хорошее время для положительного влияния на людей, ситуацию, когда можно доказать что-либо без особых проблем. Наиболее продуктивное время для решения сложных задач и сдачи экзаменов и соревнований.

И

Э

Ф

+

+

-

Хороший период для работы, которая требует мышления и реакции без физических усилий. В это время обострена интуиция,  логическая мыслительная деятельность для нахождения ответов, аргументов и вариаций решений множества задач, например, при выборе максимально короткой и оптимальной дороги до нужного места назначения или в процессе решения какой-либо задачи.

И

Э

Ф

+

-

-

Лучше всего проанализировать состояние дел, заглянуть в прошлое. Можно, конечно, придумать что-то новенькое, но реализовать задуманное и довести дело до конца будет трудно. Чтобы сразу его не "похоронить" - отложите до лучших времен.

И

Э

Ф

+

-

+

Пора начинать серьезную работу. Может не хватить душевных сил, а впадать в уныние - не всегда лучший выход. Но если взять себя в руки, то привычная работа, которая требует планирования и физических сил, получится уже сегодня.

И

Э

Ф

-

+

+

Хочется что-то сделать, но трудно ориентироваться в мыслительной активноси. Лучше убрать в квартире или сделать ремонт, если все давно подобрано и подготовлено. Поддержите близкого человека - ему сейчас трудно. И не принимайте важных решений.

И

Э

Ф

-

+

-

Душа стремится к прекрасному, ищет самореализации, а ум и тело не могут ей помочь. Поэтому: музыка, литература, посещение выставок, общение с приятными вам людьми. Стоит избегать мыслительной активности.

И

Э

Ф

-

-

+

Тело требует активных действий. Можно поиграть в футбол, теннис, сходить в поход, поработать на даче. Будьте внимательны в общении. Период отдыха от решения важных вопросов. Мозг в это время плохо воспринимает информацию, не в полной мере анализирует ее. Попытки следовать логическому и интуитивному мышлению не приносят желаемого результата. Расчитывать можно только на прочные знания.

И

Э

Ф

-

-

-

Период отдыха от активных действий и решения важных вопросов. Мозг в это время плохо воспринимает информацию, не в полной мере анализирует ее. Попытки следовать логическому и интуитивному мышлению не приносят желаемого результата. Рассчитывать можно только на прочные знания. Добиться результата при физической активности крайне сложно.

Cм. продолжение статьи