Многообразие человеческих индивидуальностей поистине неисчерпаемо, но все в своей деятельности стремятся к успеху. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Важно иметь ввиду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать началом дальнейшего движения личности. Чтобы правильно использовать этот механизм, необходимо, знать все особенности этого психолого-педагогического феномена.
Преподавателям и воспитателям необходимо понимать, что уровень самодостаточности, понимание собственной успешности для подростков связаны с эффективным и уверенным продвижением в социуме, достижением высоких результатов. У подростков еще не большой жизненный опыт, им сложно сопоставлять потребности с реальными возможностями. Поэтому педагогическим работникам рекомендуется создавать реальные жизненные ситуации, в которых суворовец продемонстрирует свои способности. На успешное развитие личности ученика влияют следующие факторы:
- педагогический – качество урочной и внеурочной деятельности;
- социальный - отношения в системе ребенок-родитель-педагог;
- психологический – климат в коллективах взводов.
Одной из главных задач в работе педагога заключается в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Очень важно разделять понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что способен организовать педагог: Задача в том и состоит, чтобы дать каждому из воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание суворовцем ситуации успеха:
- стимулирует к высокой результативности в учебной и повседневной деятельности;
- снижает тревожность и неуверенность, повышает самооценку;
- развивает инициативность, креативность, активность;
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- поддерживает благоприятный психологический климат в коллективе.
В первую очередь педагогу необходимо понимать с какой группой он работает.
Среднее звено. Ведущая деятельность — общение, общественно-полезная активность. Условия для личностного развития создаются преимущественно во внеурочной деятельности. Личностное развитие происходит на уроках с использованием многообразных групповых форм обучения (игровых, проблемных, проектных). Развитие личности происходит преимущественно через межличностное развитие. Достижения учащихся на этапе их обучения в среднем звене связаны с созданием и поддержанием условий активной реализации воспитанников в общении и социально направленной активности.
Старшеклассники смотрят на себя как бы извне, сопоставляют себя с другими - взрослыми и сверстниками, ищут критерии такого сравнения. Постепенно происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о «Я» - идеальном. Воспитанники данной возрастной группы воспринимают свои успехи и неудачи эмоционально. Педагогическим работникам необходимо варьировать способы создания успеха на основе индивидуальных особенностей каждого.
Во-вторых, преподаватель должен помнить структуру успешной учебной деятельности: мотивационный этап урока, организационный этап урока, итоговый этап урока. Рассмотрим психолого-педагогическую ситуацию успеха поэтапно.
Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность. Педагог ставит перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить учебное задание, ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения успеха. Формируя мотив достижения как основу определенной атмосферы среди обучаемых, педагог вправе предложить различные варианты мотивов (стремление решить интересные задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей, установить новые контакты в ходе выполнения и т.д.) В итоге, на мотивационном этапе, педагог организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности.
Организационный этап, или обеспечение деятельности. Задача педагога обеспечить учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай проблемного обучения. Методами решения задачи будут: организационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы); содержательный контроль (консультации по содержанию); интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся.
Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что ситуация успеха, обеспечивая реализацию образовательных задач,
- на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности,
- на организационном - создает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося,
- на результативном - усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение.
Каждый этап должен заканчиваться приемами стимулирования, снимающими наступившее утомление: физкультминутка, игра, веселый мини-рассказ и др.
Для наиболее успешной реализации приемов по созданию ситуации успеха в работе педагога необходимо использовать сквозные меры: проявление доброты, внимания и заботы; фиксирование малейших удач ученика в учебной деятельности; отказ от поспешных выводов о знаниях суворовца по случайно неудачным ответам. Важно учитывать психологические характеристики личности каждого воспитанника. На развитие воздействуют две составляющие: внутренние и внешние. Внутренние – это, то что заложено природой, склонности, чувства и переживания. А внешние – среда и воспитание. Кроме того, не стоит злоупотреблять замечаниями, «двойками»; не преувеличивать неудачи и приписывать им личностный характер, сравнивать успехи учащегося только с его прежними результатами, а не успехами других учеников.
Таким образом, ситуация успеха только тогда становится эффективным средством развития отношений сотрудничества между педагогом и суворовцем, когда она представлена всем многообразием приемов и способов ее создания; реализуется на каждом этапе взаимодействия, с одной стороны, и на каждом этапе учебной деятельности, с другой.