Речевые праздники как итог работы всех участников слухо-речевого режима в школе-интернате для глухих детей

Разделы: Коррекционная педагогика

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: речевые праздники, глухие дети


Праздники занимают особое место в жизни наших школьников. Их любят за эмоциональность, сюрпризность, народный колорит, за возможность «себя показать, других посмотреть». Праздники как завершение и обобщение определённой «порции» речевого материала, новых понятий и представлений о мире.

Праздник в нашей школе - это особый вид деятельности, всегда коллективной и всегда творческой.

Во-первых, потому что участие в празднике всем приятно, легко, весело. В празднике мы проживаем счастливое состояние. Потребность в празднике мы получили в подарок от природы, именно генетическая программа
обеспечивает нашу потребность в праздниках.

Если спросить малышей и подростков в нашей школе любят ли они праздник и хотят ли они участвовать? Услышим ответный единодушный выдох «Да». Спросим старшеклассников длинноногих, широкоплечих, а любят ли праздники они, такие серьезные и важные. Их ответ обрисуется блеском сияющих глаз и дополнится сдержанным, но, столь же единодушным «Да»! Столь же радостно принимают праздник и педагоги. В каждом человеке всегда живет ожидание праздника как чуда.

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в центре каждого праздника придает весомость и значимость каждому его моменту. Праздновать, чтобы праздновать и все получают удовольствие от процесса праздника. Эта данная особенность и обеспечивает ощущение легкости. Хотя все знают, что подготовка и сам праздник требуют высочайшего напряжения сил.

В-третьих, любой праздник содержит в себе элементы разных видов деятельности, а значит, ему по силам приобщить наших детей к новой деятельности, еще не освоенной ими ранее. Вот почему праздник в нашей школе - дело серьезное с точки зрения развития ребенка. Через праздник он вступает в мир человеческой деятельности, уже имея какие-то навыки. Именно в праздниках мы пытаемся дать возможность детям овладевать новыми умениями, необходимыми для познавательной трудовой, спортивной и коммуникативной деятельности.

В-четвертых, праздник содержит в себе минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а все остальное - поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула праздника позволяет каждому участнику выстраивать свой вариант развития (героя сказки, ведущего и т.д.) Это придает интригу, держит интерес всех участников на уровне высокого внимания, а деятельность - на уровне высокой активности.

Активны все: и «актеры», и зрители. Здесь каждый участник обретает свое «я».

В-пятых, праздник самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных. На празднике все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так недостает в социальном мире. Каждый ученик на празднике тоже оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плохом поведении, либо о прекрасной успеваемости, отменном прилежании. Праздник - общение равных.

Основные приметы праздника в нашей школе: это идея, греющая всех детей, четкий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, наличие костюмов, яркая наглядность, зрелищность, творческое игровое действие, ожидание сюрприза, расширенный слухо-речевой компонент.

Каждый праздник самобытен. Его сценарий - коллективное творчество ребят и педагогов. В программе школьных буден постоянно прописались такие праздники как «Праздник знаний», «Здравствуй, осень!», «Праздник книги», «Речевые праздники», «Новогодний бал», «А ну-ка, девочки»,

 «А ну-ка, мальчики», «Весёлая Масленица», «Праздники труда», «Прощание со школой» и т.д.

Праздники - дело деликатное. Стало быть и методику мы выбираем очень демократичную и гуманную.

Выбор темы праздника в нашей школе дело коллективное, это прерогатива учащихся. У них достаточно развито чутье на то, чем они хотят заниматься. Выбор - это предпочтение и мы делаем так, чтобы было из чего выбирать. Здесь уместны вопросы. Что мы будем делать? А не провести ли нам? Пусть авторами идей будут дети. В своей педагогической практике мы, учителя, при выборе форм и содержания праздников, применяем две категории: изыскательную (поиски нового, перспективного, принципиально важного для развития детей) и нормативную (опора на сложившиеся, проверенные опытом праздники («День учителя», «КВН», «Веселые старты»). А наша педагогическая задача связать эти категории новыми опережающими моделями праздников. Например, речевые праздники «Путешествие с Айболитом», «Здравствуй, гостья - Зима», «Магазин игрушек», «Страна букв и звуков», «3 Д»; предметные праздники «Литературный герой. Кто он?», «Прогулка в лесу» - экологический марафон, « Найди меня» - географический КВН и т.д.

Организовывать мотивы (отношение) школьников к проводимому делу помогают такие технологические приемы: красочные объявления, афиши, рекламы, нестандартные по форме, сюжетные, с интригующим текстом. Объявление - это творчество детей. Оно может быть объемным в виде домика, глобуса, елки, плоским и необычным, в виде солнца, звезды, чайника (если это чаепитие).

К праздникам рисуются пригласительные билеты. Это может быть большой коллективный билет на весь класс или персональный. Билет может быть сюжетным, в виде бабочки, листика. Иногда делают билеты-шапочки, развернул и одел на голову.

Приглашение может принести в класс сказочный герой. Например, в речевом празднике «Здравствуй, гостья Зима», телеграмму приносят снегири. У детей граница между игрой и реальностью не существует. В каждом нашем празднике есть такой момент как встреча участников и гостей. Собственно, это творческое дело со встречи и начинается. Здесь мы используем всевозможные затейливые варианты:

  • встречи – церемониалы (гостей встречают цветами, хлебом-солью, особым приветствием в виде танца и т.д.);
  • сюжетные встреч (гостей встречают персонажи книг, либо при входе участники должны ответить на вопрос, разгадать загадку, дать «выкуп»). Пройти на речевую конференцию «Здравствуй, гостья - Зима» можно было только по рисункам на тему «Зима» и «Зимние забавы»; предъявить маску, карнавальный костюм для входа на новогодний бал.

Но самое главное, чтобы праздник удался – это коррекционная работа с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Личностно-ориентированный дифференцированный подход. Создание ситуации успеха для каждого ребенка в процессе подготовки.

Учащиеся (с помощью педагогов) имеют возможность самореализовать свой потенциал во внеурочное время и постепенно пополнить уже накопленные знания, умения (появляется новый словарный запас, умение общаться в диалоге с партнером по танцам, по роли в сценке, активизируются произносительные навыки, слуховое восприятие, благодаря танцам дети становятся пластичнее, музыкальнее). Все педагогические бригады включаются в подготовку праздника: учителя начального звена, предметники, учителя ФРС и ПСР (РРС и ФПСР), учитель-дефектолог слухового кабинета, воспитатели. Их главная задача создать и обеспечить условия для проявления нестандартного восприятия в процессе подготовки праздника и интеграции учебной задачи. Например, «Речевая конференция» помогает подвести итог по теме «Осень», и опираясь на личный опыт детей подготовить их к теме «Зима». Уроки развития речи, ППО, ОСО и чтения интегрированы и помогают глубокому изучению темы «Осень». С учителем по изобразительному искусству дети рисуют картины на тему «Зима в лесу» «Зимние забавы», «Зима в городе». На уроках развития речи - дети с вдохновением пишут мини-сочинения к своим рисункам. С учителем индивидуальных занятий произносительному материалу праздника придается эмоциональность, интонационная окрашенность, внятность. Учитель -дефектолог слухового кабинета использует развивающие упражнения для слуховой тренировки уже знакомой детям материала праздника, слуховое восприятие учащихся пополняется новыми неречевыми звучаниями: шум дождя, метели, вьюги, мелодией новой песни «Снег», разучивается ее ритмический рисунок. На музыкально-ритмических занятиях песня закрепляется в удобной для пения детей тональности. А в танцевальной студии готовится в подарок к празднику танец «Снежинок». Педагоги при подготовке праздникам спокойные, благожелательны, улыбчивы. От них идет положительная энергия. В данной ситуации всегда срабатывает обратная связь. Детям интересно, их эмоциональное состояние становится стимулом для речевой деятельности. Коммуникация, деятельность (оречевление ситуации), потребность - вот из чего на наших праздниках рождается речевая среда, в центре которой глухой ребенок, с его верой в себя, в свои творческие возможности.

Начало праздника всегда творческое и необычное, чтобы вызвать интерес и внимание. В нашей практике используют такие приемы:

  • представление гостей, церемониал знакомства;
  • «Живой эпиграф», театрализация;
  • звуковые, световые, технические эффекты;
  • кинопролог, музыкальная увертюра, поднятие флага и др.

Композиция праздника (основная часть) в основном сценарная. Здесь соседствуют слово, образ, показ, творческая деятельность.

Занимательную часть мы стараемся рассыпать по композиции праздника: коллективные игры, конкурсы, забавы, аттракционы, танцы, концертные номера и выступления, сюрпризные выступления гостей и др.

Завершающая часть наших праздников четкая, яркая, краткая. Здесь мы используем награждения, раскрытие секретов, коллективные оценки, принятие решений, ритуал, общие песни, танцы. Праздники проводятся в школе разные, но требования к проведению постоянные. Мы выделяем основные:

  • ориентир на всех ребят и на каждого школьника. Содержание, которое интересно всем. Большой выбор ролей и поручений. Ставка на разнообразие имен участников;
  • творческий потенциал дела, питающий импровизацию, экспромт, свободу действий;
  • пропорциональность частей проводимого дела, точный регламент, соответствующий возрасту школьников;
  • соотношение обязательного и добровольного;
  • широкое поле творческого общения, самовыражения, самореабилитации;
  • единство формы и содержания, духовная, гуманная основа сотрудничества.

Наша школа-интернат имеет естественно разновозрастной состав. Именно это делает более эффективными и решение многих воспитательных задач при подготовке и проведении праздников. Наш педагогический опыт подсказывает: именно в такой общности более богатые формы отношений, более разноплановые межличностные связи и контакты. Легче передается и усваивается опыт, возникает важный феномен семейности. Все праздники у нас открыты, вход свободный для всех интересующихся. В празднике важно все: интерьер, расположение стульев, демонстрационное место ведущего, вступительное слово для психологического настроя, местонахождение педагога в момент слухозрительного восприятия речи, качество сюрпризных моментов, как заключительный аккорд.

Мы активизируем два психологических канала восприятия - визуальный и аудиальный и оба друга как бы усиливают - в итоге сильное впечатление, положительные эмоции и желание создавать новые праздники.

Праздник - это приобретение новых традиций: сломаются снежинки, листики, завянут букеты, но останется коллаж, который может стать постоянной выставкой со сменяемой информацией из разных предметов. Наша постоянная традиция творческие отчеты художественной самодеятельности школьников перед родителями, вечера встречи с выпускниками. И на всех праздниках педагоги стали равными партнерами детей. Это помогает созданию бесконфликтной обстановки, гарантирует творческий рост каждого ребенка. Ведь рядом плечо старшего товарища, педагога, на которое можно опереться в трудный момент.

Милосердие - основа наших праздников. Именно милосердие компенсирует детям все недополученные в обыденной школьной практике ценности. Мы стараемся до минимума свести конфликты на почве не востребованости, бесконечных запретов, беспардонного вмешательства в личный мир детей; создать условия для свободного самовыражения, развития его духовных и физических сил.

В школе-интернате создана своя личная база для проведения праздников:

  • библиотека художественной литературы, методической,
  • энциклопедических словарей, справочной литературы, журналов;
  • фонотека (театральные шумы, современная эстрада);
  • мультимедийный проектор с экраном;
  • изотека (подборка картин, репродукций);
  • кинотека (фильмы собственного производства);
  • фототека (тематические фотоальбомы, фотобуклеты, энциклопедия школьной жизни от «А» до «Я»;
  • игротека с набором дидактических спортивных, музыкально-хороводных игр, игр-аттракционов, сюжетно-ролевых, развивающих игр, забав, а также игровые аксессуары, игрушки, театральный реквизит (костюмы сшитые детьми в швейной мастерской, парики, маски);
  • дискотека, с набором светоаппаратуры;
  • спортивный и туристический инвентарь;
  • трудовой инструментарий (набор инструментов, станки, запас материалов, наглядность, информационный уголок).

Роль праздников, проводимых в нашей школе чрезвычайно важна. Только тогда праздник будет праздником навсегда, если это:

  • фактор развития ребенка;
  • способ приобщения к миру культуры;
  • щадящая форма обучения жизненно важным умениям;
  • ознакомление учащихся с широким спектром видов человеческой деятельности;
  • мягкое корректирование воспитанности учащихся, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
  • деликатное диагностирование социального развития ребенка;
  • способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;
  • один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты жизни;
  • простой и легкий способ формирования гуманистической атмосферы, товарищества и дружбы и в школе.

У наших воспитанников должно быть счастливое детство. Жить полной и яркой детской жизнью им помогут наши праздники, в которых раскрывается их душа, зреет ум, становится разнообразнее речь и добром наполняется сердце.