Жизнь маленького ребенка начинается в семье. Именно в семье закладываются основы психического, физического и нравственного развития. В ней, с раннего возраста, ребенок получает первые образцы отношений взрослых к окружающим и к себе самому. Атмосфера взаимопонимания в семье положительно влияет на развитие социальных и нравственных качеств ребенка. Социальное развитие маленьких детей по-настоящему может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослым. К возникновению проблемы в личностном развитии, трудностей в общении и поведении, приводит целый ряд причин социального характера. Дефицит общения с близкими взрослыми, отсутствие адекватных (квалифицированных) педагогических условий приводит к тому, что ребенок не раскрывает заложенный природой потенциал, формирование его личности проходит в ущербных условиях. Например, не обеспечивается на должном уровне стимуляция развития эмоциональных, познавательных процессов и речи в период, когда общение выступает на передний план.
Более того, травмирующие действия микросоциальной среды, вызывают состояние повышенной тревожности. В характере ребенка могут вырабатываться пассивно-защитные свойства (робость, безынициативность, плаксивость, замкнутость и т.п.) или наоборот, защитно-агрессивные свойства (жестокость, упрямство, негативизм).
Кроме того, нарушение нормального функционирования семьи приводит к проблемам в состоянии соматического и нервно-психического здоровья ребенка. Исследователи отмечают замедление нормального хода развития, недостаточное формирование способностей к усвоению знаний и др. При этом такое положение может быть обусловлено как действием отдельного неблагоприятного фактора, так и их сочетанием.
Обобщая сказанное, подчеркиваем, что реализация потенциальных возможностей развития психики ребенка с задержкой психического развития зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых, с другой, от организации педагогически целесообразного воздействия, учитывающего особенности и дефицитарность развития тех или иных функций, умений, навыков.
Отсутствие целенаправленного коррекционного воздействия в дошкольном возрасте приводит к тому, что дети оказываются «выброшенными» из учебного процесса. И это, в свою очередь, ведет к будущей неуспеваемости в школе. Поэтому, одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми ЗПР является формирование у них познавательной активности. Эта работа тесно связана со всеми сторонами коррекционного воздействия: с развитием мышления, памяти, внимания, восприятия, совершенствованием речи и стабилизации эмоционально-волевой сферы.
Ребенка с ЗПР нужно грамотно «подталкивать», а сделать это без участия главных воспитателей - родителей - невозможно. Зачастую, мы не имеем возможности изменить микросоциум, в котором находится ребенок, либо существенно улучшить его здоровье. Поэтому, представляется, что наиболее реально спланировать работу с родителями таким образом, чтобы максимально использовать их положительное влияние на ребенка, повысить мотивацию и задействовать потенциал родительских возможностей. Сложной проблемой взаимодействия педагогов и родителей является поиск форм приобщения родителей к развитию их детей.
Специалисты центра владеют нужной информацией и методической базой для воспитания и образования дошкольников. Возникает вопрос: что надо сделать, чтобы могли ею воспользоваться и родители. Рациональным решением в этом вопросе представляется проведение проектов, направленных на развитие познавательной активности детей, путем обеспечения длительного взаимодействия педагогов с родителями и родителей с детьми. Целесообразно опросить самих родителей (с использованием беседы, анкетирования), чтобы определить наиболее оптимальные формы взаимодействия. Опыт работы с детьми с ЗПР позволил определить разнообразные виды совместной работы. Наилучшим образом, зарекомендовали себя следующие формы взаимодействия.
«Игротека». Один раз в неделю, во второй половине дня, рекомендуется проводить «Игротеку». Цель данного мероприятия – закрепление полученных детьми умений, представлений на игровом материале. На «Игротеку» приглашаются все желающие родители, которые являются не зрителями, а активными участниками. Основные задачи данной работы научить родителей играть со своими детьми, знакомить родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных познавательных навыков.
Наиболее необходимой и востребованной формой работы является организация «Родительских клубов». Во время встреч проводятся мастер-классы, где родителей практически знакомят с некоторыми приемами развития психических и речевых процессов у детей. Данные приемы могут использоваться самостоятельно в домашней обстановке. Помимо этого, обсуждаются различные точки зрения по интересующим родителей вопросам. Интересными представляется ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, где родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам общения с ним. Тема каждого заседания клуба заранее обсуждается, и подбираются наиболее актуальные вопросы, интересующие родителей. На фоне этой положительной мотивации устанавливается контакт с семьей каждого воспитанника. Также на встречи приглашаются различные специалисты центра учителя-логопеды, педагоги-психологи и учителя-дефектологи. Благодаря объединению усилий педагогов и родителей создается атмосфера общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки, а также активизируется и обогащается воспитательный опыт и умения родителей.