Урок литературного чтения в 4-м классе. Тема: "Михаил Михайлович Пришвин «Выскочка»"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: литературное чтение, М.Пришвин, «Выскочка»


Класс: 4

Цели урока:

  • Познакомить детей с произведением Пришвина "Выскочка", с краткой биографией писателя;
  • Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения, развивать умения делить текст на части, составлять план, умение анализировать прочитанное;
  • Развивать интеллектуальные способности детей, творческое воображение, прививать любовь к чтению.  
  • Воспитывать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность за поведением животных.

Планируемые результаты:

  • Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа
  • Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий
  • Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей
  • Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг М.М.Пришвина, карточки-кроссворды, компьютер и проектор, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения (запись на доске).

Какой чудесный день!
Какой чудесный день!
Какой чудесный день!

-Улыбнитесь друг другу! Подарите мне свои улыбки! Замечательно! Пусть улыбка сопровождает вас сегодня на уроке. Улыбки- смайлики лежат у вас на парте. В конце урока мы определим с каким настроением вы покинете наш урок.

II. Постановка проблемы

- А сейчас – чудо! Ребята, раскройте свой ум, глаза и сердце для встречи с прекрасным! (Слайд 3) (Включается видеоролик природа)

Презентация

- Ребята, а что вы сейчас чувствуете? (Ответы детей)

- Все эти чувства пробудила в нас природа.

- Как вы думаете, почему я включила э ту запись? (Раздел называется «Природа и мы»)

- С какими произведениями из этого раздела мы уже познакомились?

(Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш», Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»).

- Ребята, узнайте птицу по описанию:

У птицы есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост- длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные , а с красным зеленоватым отливом. Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. К тому же она обычно громко стрекочет. (Слайд 4)

- Правильно, это – сорока.

(Информацию о сороке читают подготовленные дети)

1-й ученик: Походка у сорок особенная и неповторимая, хотя по земле, в большинстве случаев, эта птица перемещается скачками. На кроне деревьев сороки также перемещаются прыжками, и делают это они очень ловко и проворно. В воздухе птица планирует, её полёт волнообразный.  (Слайд 5)

2-й ученик:Размещают свои гнёзда птицы обычно высоко, в кроне деревьев, очень редко на кустарниках.  (Слайд 6-8)

Приблизительно в апреле-начале мая самка откладывает до 8 яиц.  Насиживает эти яйца исключительно самка. Через 18 дней на свет появляются птенцы. 

Продолжительность их жизни в среднем составляет 15 лет.  (Включается запись стрекотания сороки)

Речевая разминка

Скороговорка (Слайд 9)   

  • Три сороки – тараторки тараторили на горке.

- С каким рассказом мы сегодня познакомимся, вы узнаете, разгадав кроссворд. (Работа по парам) Слайд 10-11)  Приложение 1

Ключевое слово «Выскочка» Объяснение значения слова (Слайд 12)

III. Изучение нового материала

1. Знакомство с писателем М.М.Пришвиным

(Слайд 13)

- Рассказ «Выскочка» написал известный писатель М.М.Пришвин. Показывается слайд с портретом писателя

Чтение цитаты со слайда М.М.Пришвина "Дорога к другу".

" Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь и горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять родину".

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Природа наша очень богата и каждому живому существу на земле своё место предназначено. Если мы будем охранять природу, значит, наша Родина будет ещё богаче.

- Вспомните, какие произведения этого автора вам известны?

- О М.М.Пришвине нам расскажет Валя, она подготовила небольшое сообщение. (Слайд 14-17)

2. Словарная работа

Работа в группах. (Слайд 18-19) Приложение 2

  • Выскочка – это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.
  • Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное  общественное положение не по заслугам. (Из «Толкового словаря» Ожегова).
  • сородичи – родственники.
  • выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью;
  • срам – стыд, позор;
  • бдительность – внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость;  
  • поскакала дуром – двигалась странно
  • с заскоком и пыльцой в голове - крайность, странность в поведении
  • На свой страх и риск - действовать полностью на свою ответственность
  • улучила момент – нашла подходящее время

Посмотреть на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх. вниз.
Перевести взгляд на цветной круг.

3. Первичное чтение

Читает ученица. 1 остановка

Слушаем и следим за чтением. Особое внимание обращаем на героев и их повадки

- Кто является героем? Как у собаки появилась такая кличка?

Читает ученик. 2 остановка

- Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена?

- Что случилось? Ребята, ведь это была охотничья собака, как это могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

3 остановка

- Про кого говорит автор - в семье не без урода? Как понимаете крылатое выражение?

- Как повела себя Выскочка?

- Удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку, как дальше будут развиваться события?

4 остановка

- Что же произошло между героями?

- Как вы думаете какое чувство испытывала Выскочка, когда осталась без хвоста: гордости или стыда?

- Как отнеслись к этому её сородичи (С осуждением, посмеялись над ней - нет в сорочьем быту большего срама, как лишиться сороке хвоста).

-Почему другие сороки стали срамить Выскочку?

- Какое чувство вызвала у вас сорока? (чувства насмешки, сострадания)

- Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом?

IV. Закрепление нового материала

1. Выборочное чтение

Найдите описание Вьюшки.

- Какие художественные средства использует автор? (эпитеты, сравнения)

- А для чего автор использует эти художественные средства?

- Вспомним, с чего всё началось?  

- Какое событие в рассказе главное?

- Почему сорока так поступила?

- А как автор это объясняет?

Найдите слова автора, где он поясняет крылатое выражение "В семье не без урода".

- Что сороке говорили его сородичи?

- Что думает автор о ней?

- Чем закончилось наступление выскочки?

Прочитайте эпизод, где Пришвин описывает сороку после наступления.

2. Работа с иллюстрацией

- Рассмотрите иллюстрацию, как себя чувствует сорока в этот момент?

Итог: Почему Пришвин назвал рассказ "Выскочка"? Подтвердились ли наши предположения?

- Назовите русскую пословицу, подходящую к нашему рассказу. (Слайд 19)

  • "Поспешишь, людей насмешишь",
  • "Где смелость, там и победа",
  • "Терпение и труд, всё перетрут"

- К какому жанру вы бы отнесли это произведение? (рассказ)

- Какой этот рассказ? (познавательный)

3. Деление на части. Составление плана

- На сколько ярких фотокадров вы бы поделили это произведение? (4)

Работа в группах на 5 минут.

Появляется слайд с планом. (Слайд20)

V. Итог

- Пришвин М.М писал: (слайд 21)

"Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю"

- Как вы думаете, почему Пришвин говорил так?

- Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека?

- Свяжите это высказывание с нашим уроком и сделайте вывод.

VI. Рефлексия

- Над чем ты задумался на уроке?

- Встречал ли ты людей похожих по характеру с сорокой?

- Возьмите смайлик и поставьте на ту ступеньку лестницы, на сколько вы оцениваете себя. (Слайд 22)

VII. Домашнее задание

(Слайд 23)