Класс: 4
Цели урока:
- Познакомить детей с произведением Пришвина "Выскочка", с краткой биографией писателя;
- Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения, развивать умения делить текст на части, составлять план, умение анализировать прочитанное;
- Развивать интеллектуальные способности детей, творческое воображение, прививать любовь к чтению.
- Воспитывать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность за поведением животных.
Планируемые результаты:
- Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа
- Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий
- Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей
- Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг М.М.Пришвина, карточки-кроссворды, компьютер и проектор, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент
Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения (запись на доске).
Какой чудесный день!
Какой чудесный день!
Какой чудесный день!
-Улыбнитесь друг другу! Подарите мне свои улыбки! Замечательно! Пусть улыбка сопровождает вас сегодня на уроке. Улыбки- смайлики лежат у вас на парте. В конце урока мы определим с каким настроением вы покинете наш урок.
II. Постановка проблемы
- А сейчас – чудо! Ребята, раскройте свой ум, глаза и сердце для встречи с прекрасным! (Слайд 3) (Включается видеоролик природа)
- Ребята, а что вы сейчас чувствуете? (Ответы детей)
- Все эти чувства пробудила в нас природа.
- Как вы думаете, почему я включила э ту запись? (Раздел называется «Природа и мы»)
- С какими произведениями из этого раздела мы уже познакомились?
(Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш», Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»).
- Ребята, узнайте птицу по описанию:
У птицы есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост- длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные , а с красным зеленоватым отливом. Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. К тому же она обычно громко стрекочет. (Слайд 4)
- Правильно, это – сорока.
(Информацию о сороке читают подготовленные дети)
1-й ученик: Походка у сорок особенная и неповторимая, хотя по земле, в большинстве случаев, эта птица перемещается скачками. На кроне деревьев сороки также перемещаются прыжками, и делают это они очень ловко и проворно. В воздухе птица планирует, её полёт волнообразный. (Слайд 5)
2-й ученик:Размещают свои гнёзда птицы обычно высоко, в кроне деревьев, очень редко на кустарниках. (Слайд 6-8)
Приблизительно в апреле-начале мая самка откладывает до 8 яиц. Насиживает эти яйца исключительно самка. Через 18 дней на свет появляются птенцы.
Продолжительность их жизни в среднем составляет 15 лет. (Включается запись стрекотания сороки)
Речевая разминка
Скороговорка (Слайд 9)
- Три сороки – тараторки тараторили на горке.
- С каким рассказом мы сегодня познакомимся, вы узнаете, разгадав кроссворд. (Работа по парам) Слайд 10-11) Приложение 1
Ключевое слово «Выскочка» Объяснение значения слова (Слайд 12)
III. Изучение нового материала
1. Знакомство с писателем М.М.Пришвиным
(Слайд 13)
- Рассказ «Выскочка» написал известный писатель М.М.Пришвин. Показывается слайд с портретом писателя
Чтение цитаты со слайда М.М.Пришвина "Дорога к другу".
" Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь и горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять родину".
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- Природа наша очень богата и каждому живому существу на земле своё место предназначено. Если мы будем охранять природу, значит, наша Родина будет ещё богаче.
- Вспомните, какие произведения этого автора вам известны?
- О М.М.Пришвине нам расскажет Валя, она подготовила небольшое сообщение. (Слайд 14-17)
2. Словарная работа
Работа в группах. (Слайд 18-19) Приложение 2
- Выскочка – это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.
- Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам. (Из «Толкового словаря» Ожегова).
- сородичи – родственники.
- выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью;
- срам – стыд, позор;
- бдительность – внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость;
- поскакала дуром – двигалась странно
- с заскоком и пыльцой в голове - крайность, странность в поведении
- На свой страх и риск - действовать полностью на свою ответственность
- улучила момент – нашла подходящее время
Посмотреть на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх. вниз.
Перевести взгляд на цветной круг.
3. Первичное чтение
Читает ученица. 1 остановка
Слушаем и следим за чтением. Особое внимание обращаем на героев и их повадки
- Кто является героем? Как у собаки появилась такая кличка?
Читает ученик. 2 остановка
- Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена?
- Что случилось? Ребята, ведь это была охотничья собака, как это могло произойти, что сороки у неё утащили кость?
3 остановка
- Про кого говорит автор - в семье не без урода? Как понимаете крылатое выражение?
- Как повела себя Выскочка?
- Удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку, как дальше будут развиваться события?
4 остановка
- Что же произошло между героями?
- Как вы думаете какое чувство испытывала Выскочка, когда осталась без хвоста: гордости или стыда?
- Как отнеслись к этому её сородичи (С осуждением, посмеялись над ней - нет в сорочьем быту большего срама, как лишиться сороке хвоста).
-Почему другие сороки стали срамить Выскочку?
- Какое чувство вызвала у вас сорока? (чувства насмешки, сострадания)
- Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом?
IV. Закрепление нового материала
1. Выборочное чтение
Найдите описание Вьюшки.
- Какие художественные средства использует автор? (эпитеты, сравнения)
- А для чего автор использует эти художественные средства?
- Вспомним, с чего всё началось?
- Какое событие в рассказе главное?
- Почему сорока так поступила?
- А как автор это объясняет?
Найдите слова автора, где он поясняет крылатое выражение "В семье не без урода".
- Что сороке говорили его сородичи?
- Что думает автор о ней?
- Чем закончилось наступление выскочки?
Прочитайте эпизод, где Пришвин описывает сороку после наступления.
2. Работа с иллюстрацией
- Рассмотрите иллюстрацию, как себя чувствует сорока в этот момент?
Итог: Почему Пришвин назвал рассказ "Выскочка"? Подтвердились ли наши предположения?
- Назовите русскую пословицу, подходящую к нашему рассказу. (Слайд 19)
- "Поспешишь, людей насмешишь",
- "Где смелость, там и победа",
- "Терпение и труд, всё перетрут"
- К какому жанру вы бы отнесли это произведение? (рассказ)
- Какой этот рассказ? (познавательный)
3. Деление на части. Составление плана
- На сколько ярких фотокадров вы бы поделили это произведение? (4)
Работа в группах на 5 минут.
Появляется слайд с планом. (Слайд20)
V. Итог
- Пришвин М.М писал: (слайд 21)
"Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю"
- Как вы думаете, почему Пришвин говорил так?
- Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека?
- Свяжите это высказывание с нашим уроком и сделайте вывод.
VI. Рефлексия
- Над чем ты задумался на уроке?
- Встречал ли ты людей похожих по характеру с сорокой?
- Возьмите смайлик и поставьте на ту ступеньку лестницы, на сколько вы оцениваете себя. (Слайд 22)
VII. Домашнее задание
(Слайд 23)