Цель урока: продолжить знакомство детей с русскими народными традициями, познакомить с обрядовым праздником — Пасхой, с его значением в жизни наших предков.
Задачи урока:
- воспитывать уважительное отношение к православным традициям русского народа, любви к природе, к людям, к родному фольклору;
- способствовать формированию и развитию чувства сострадания, милосердия, любви к ближнему через практический опыт участия в благотворительной акции;
- совершенствовать умение работать со словарём
Ключевые понятия: Светлое Христово Воскресение, благотворительность, Великий пост.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, выставка детских рисунков «Пасхальное яйцо», выставка пасхальных открыток, видеофильм о Пасхе.
Формы и виды деятельности: беседа о традициях пасхальной благотворительности, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, слушание пьесы П.И.Чайковского «Утренняя молитва», работа со словарём.
Предварительная работа: в рамках подготовки к уроку дети самостоятельно изучают материал по учебнику к уроку №8 по ОРКСЭ «Пасха», разучивание театральной миниатюры «Пасхальный сюрприз».
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- В нашей жизни много праздников: общественные, народные, семейные, личные.
- А какие праздники у вас самые любимые, расскажите?
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии:
- К этому уроку вы должны были очень хорошо подготовиться и прочитать материал из учебника по теме «Пасха.»
- Так что же такое Пасха? (ответы детей)
- Заполните самостоятельно таблицу опираясь на знания полученные после прочтения материала из учебника:
Что я знаю о Пасхе |
Что я хочу узнать о Пасхе |
|
|
|
|
(Дети самостоятельно заполняют таблицу, а затем делятся своими мыслями с классом))
- Итак, вы много знаете об этом празднике, но много ещё вам предстоит об этом празднике узнать...
- Каждый праздник имеет свой определённый смысл, свои традиции.
- Пасха считается одним из главных праздников христианской церкви. В этот день празднуют победу жизни над смертью, добра над злом. Произошло чудо: Христос умер и воскрес, и жизнь торжествует! (СЛАЙД №1) Произошло это весной, когда природа пробуждается от зимнего сна, воскресает. Тепло побеждает тьму. Радость пробуждения природы совпала с христианской радостью воскрешения к новой жизни.
Слушание пьесы Чайковского «Утренняя молитва» (http://www.piter.fm/artist/)
- Сейчас прозвучит музыка Петра Ильича Чайковского, «Утренняя молитва». (СЛАЙД №1 вкл. звук)
- Сам композитор вспоминает так: «В утренней молитве мы, ещё ученики младших классов, просили Бога дать нам внимание и силы в учении, чтобы вырасти на утешение родителей и на пользу страны».
- Послушайте и скажите, как она звучит — с радостью или с оттенком грусти. (ответы детей)
- Звучит она тихо, передавая тишину раннего утра, звучит медленно, спокойно как молитва. Эта музыка располагает слушателя к размышлению. Мелодия светлая, пронизанная чувством тихой радости, ожиданием нового дня.
- А как вы думаете, почему именно на сегодняшнем уроке звучала «Утренняя молитва»? (Потому что все празднуют Пасху)
- «Утренняя молитва» передаёт настроение праздника Пасхи: тихую радость, надежду на лучшее, ожидание только хорошего. Молитва, Пасха и Храм — слова, которые неразделимы.
Работа по учебнику:
- Найдите по учебнику и прочитайте как празднуют Пасху?(Чтение детьми отрывка по учебнику)
Беседа:
- В Светлое Христово Воскресение верующие радостно приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!»- и ответным: «Воистину воскресе!»
- На Пасху разрешалось всем желающим, в том числе детям, звонить в церковные колокола.
Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.
Давайте и мы с вами послушаем запись звона колоколов. (СЛАЙД №2 включается запись)
- Что вы ещё знаете о традициях русской Пасхи? (Готовят пасхальные блюда: кулич и крашенные яйца, обмениваются с близкими)
- Что является символом Пасхи? Найдите ответ по учебнику и прочитайте.
3. Выявление места и причины затруднения
- А почему яичко и почему именно красное, вы не задумывались?
(СЛАЙД №3)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Это обычай очень давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо — это символ жизни. Из яйца выходит живое существо. Окрашивается оно в красный цвет потому, что Христос своей кровью освятил жизнь. Вот христиане с тех пор на Пасху приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни.
Беседа по картине
- Красоту пасхального стола мы можем увидеть и на картинах художников. Перед вами пасхальный натюрморт. Давайте внимательно рассмотрим картину и расскажем, что же изобразил художник? (Дети с учителем рассматривают натюрморт на слайде №3)
- Какое настроение у вас вызывает данная картина? Почему?
- Какие краски использует художник?
- Что самое главное в картине?
- Да, картина вызывают у нас радость, весёлое настроение, потому что здесь много красного, жёлтого, зелёного цвета. Эти краски и создают ощущение праздничности, торжественности. Художник обращает наше внимание на то, с какой любовью готовятся в доме встретить Пасху люди.
Беседа о традициях пасхальной благотворительности.
- С давних пор пасхальным яйцом в России называли не только крашеное яйцо, но и любой пасхальный подарок. В царской России в пасхальные дни состоятельные люди старались порадовать заключённых в темницах, детей-сирот, одиноких стариков. Во время Первой мировой войны были образованы благотворительные комиссии на фронтах и раненым воинам. «Красное яичко — фронту» - под таким девизом собирались и отправлялись на фронт пасхальные подарки с бельём, продуктами питания, мылом и другими вещами, необходимыми в армии. Всё это — традиционная в России пасхальная благотворительность. А что обозначает это слово?
- Благотворительность — это помощь нуждающимся, лечение бедных больных, воспитание сирот и бесприютных детей. (Слайд №4)
5. Реализация построенного проекта
- К сожалению и в наше время очень много детей-сирот, которые живут в детских домах, очень много одиноких стариков. Давайте и мы с вами поддержим старую русскую традицию и попробуем передать своё тепло и заботу этим людям. Подумайте, что мы можем сделать для них? (Дети договариваются приготовить пасхальные открытки. Принять участие в благотворительной акции «Пасхальный сюрприз)
6. Первичное закрепление
- Урок №8. №1 и №2
- Рабочая тетрадь. Урок 8 №1
Пасха
Когда к тебе обращаются с радостной вестью: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Надо ответить:
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
(Работа в тетради Урок 8 №2)
- Пасха – самый радостный праздник. Вокруг нас множество образов и явлений, напоминающих о ней. В учебнике приводится пример – гусеница становится красивой бабочкой.
- Какие еще образы напоминают нам о Пасхе?
8. Включение в систему знаний и повторение
- Ребята, спасибо вам за урок, вы очень хорошо сегодня работали.
- Что нового вы для себя взяли из нашего урока?
9. Рефлексия учебной деятельности
- В завершение урока я хочу вам подарить песню о таком замечательном празднике «Пасхе», давайте посмотрим, послушаем и попробуем спеть все вместе (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)
Подведение итогов
Сообщение о домашнем задании. (Общее и индивидуальное)
Домашнее задание
Задание: изготовление пасхальной открытки, участие в школьной благотворительной акции «Пасхальный сюрприз».