Родители, у которых рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, попадают в трудную жизненную ситуацию. При этом у родителей может возникать или отрицание болезни или, напротив, преувеличение значимости болезни. Одни из родителей испытывают постоянное чувство вины по отношению к ребёнку, применяя попытки «искупить вину» в виде чрезмерного внимания, гиперопеке, другие же не в состоянии адекватно оценить сложившуюся ситуацию и принять своего ребенка таким, каков он есть, с его особенностями в развитии.
Задача семьи – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной деятельности.
В детский сад могут прийти родители, находящиеся на разных стадиях переживания своей ситуации. Понимание этого поможет специалисту рассмотреть ситуацию со стороны родителей и общаться с ними без осуждения. Перечислим основные стадии переживания в семье:
1. Шок (непонимание ситуации, ступор, паника);
2. Отрицание (это защитный механизм, возникает надежда, что ребенок полностью выздоровеет);
3. Агрессия или пассивность (включаются эмоциональные реакции, злость, родители задают вопрос себе и специалистам «Почему это произошло с нами?». Другой вариант-бездействие, пассивность);
4. Торги (родители надеются на чудо, перебирают всевозможные способы лечения, занимаются благотворительностью, пожертвованиями);
5. Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя, ощущение пустоты, безвыходности, чувство вины и страх, это самый тяжелый период);
6. Принятие и возрождение (болезнь ребенка принимается как часть жизни, возвращается ощущение внутренней опоры, родители начинают думать о будущем).
Л.С.Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье. Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы. Эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, зависит от согласованных действий родителей и всех участников образовательного процесса. С первого знакомства с семьёй ребёнка-инвалида необходимо определить готовность родителей к сотрудничеству.
Упражнение «Мама ребенка-инвалида»
В такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии.
Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
Представьте себе мать, которая идет к педагогу за помощью, а уходит с чувством полной безнадежности. Перефразируя выражение крупнейшего русского психоневролога и нейрофизиолога В.М.Бехтерева: «Если больному после беседы с врачом не становится легче — это не врач», мы можем сказать, что если мать ребенка после беседы с педагогом уходит подавленной, убитой, не видящей никаких возможностей для продвижения в развитии своего ребенка, то это не педагог. Необучаемых детей нет. Необходимо показать матери пусть самые ничтожные, едва заметные успехи ребенка в учебной или другого вида деятельности. Если малыш не умеет натягивать колготки, то он, несомненно, наденет панаму. Если ребенок не может выложить из палочек элементарную фигуру, то ему окажется под силу собрать эти палочки и положить в коробку. Следует только подобрать доступное для ребенка задание и запастись терпением. При этом педагогу необходимо подчеркнуть, что заниматься с ребенком должны оба родителя. Если ответственность за воспитание переносится на одного из них, то к нему бывают обращены и все претензии, следствием чего могут быть неурядицы в семье. В тех случаях, когда ответственными чувствуют себя оба родителя, они сотрудничают и помогают друг другу. Педагоги должны относиться к семьям, в которых есть дети с ограниченными возможностями, в высшей мере деликатно и бережно, стараясь, со своей стороны, упрочить согласие в семье. Статистика свидетельствует, что не менее половины таких семей распадаются, все тяготы по воспитанию ребенка ложатся на матерей, которые не знают, что такое отпуск, театр, вечеринка, — все свое время, внимание и силы отдают ребенку.
Не стоит акцентировать внимание матери на неудачах и неадекватных поступках ее ребенка. Почему? Да потому, что в этом нет конструктивного начала. И, кроме того, первое правило, которому обязан следовать учитель, — не оскорблять родительских чувств. Некоторым педагогам кажется, что чем в более неудобное положение они поставят родителей своими замечаниями, тем лучше для дела — они сильнее почувствуют свою ответственность за детей. Это непростительная ошибка. Следствие такого подхода — чувство отчаяния, недоверие к педагогу и нежелание встречаться с ним. Положительных результатов легче добиться в том случае, если разговор с родителями начать с того, чего уже ребенок достиг в своем развитии и какие задачи предстоит решить в дальнейшем. Что касается объективных трудностей, особенностей поведения и эмоциональной сферы ребенка, консультант их непременно коснется, но произойдет это в ходе доброжелательной, доверительной беседы. Давая рекомендации, как строить занятия, педагог учитывает условия жизни каждой семьи, ее состав и культурный уровень, число детей, иначе советы могут оказаться трудновыполнимыми и у родителей возникнет чувство собственной беспомощности. Педагог должен соблюдать определенные границы в использовании той информации о психически больном ребенке, которой он располагает. Кроме того, мать нередко доверяет учителю сугубо личные проблемы. Если педагог будет спекулировать имеющимися сведениями, он утратит в глазах родителей всякий авторитет. Учитель и родители обладают разной компетентностью в понимании проблем, связанных с состоянием ребенка, что вполне естественно, но что порой создает у более осведомленного в вопросах специальной педагогики учителя искушение поучать, занять положение непререкаемого авторитета. Менторский тон недопустим и с родителями нормального, здорового ребенка, а тем более — с родителями детей-инвалидов. Несомненно, матери необходимо знать результаты квалифицированного анализа состояния ребенка, его возможности в плане воспитания и обучения. Но не в меньшей, если не в большей, степени она нуждается в сочувствии, понимании и поддержке специалистов. Надо рассказать матери и по возможности показать, как можно упорядочить поведение ребенка, научить самообслуживанию и элементарным формам общения. Установление правильных взаимоотношений специалистов с родителями детей-инвалидов требует от первых большого такта, выдержки, душевного тепла и умения сострадать. Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей-инвалидов.
Умение наладить доверительные отношения с родителями – путь успешного взаимодействия специалистов детского сада с семьей, от которого зависит успех образовательных отношений. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание грамотной помощи ребенку с проблемами в развитии, а также членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в образовательной деятельности, овладению основными технологиями по воспитанию. Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут педагоги образовательных учреждений и медицинские работники.
Повышение родительской компетенции в условиях организации сопровождения семейного воспитания должно вестись в нескольких направлениях:
1. Информационное направление. В ходе этой работы родители получают всю необходимую информацию об организации обучения и воспитания, жизни и быта детей в образовательном учреждении; о льготах и правах детей-инвалидов и их семей, предоставляемых государством и другими организациями, об обязанностях родителей.
2. Педагогическое направление. Родители узнают от учителя-дефектолога о правилах организации речевого режима дома, правилах организации домашних занятий, рекомендации по организации режима дня, приемы активизации, привлечения внимания, способы заполнения рабочих тетрадей и т.п.
3. Психологическое направление. Родителям предоставляется информация об особенностях психической деятельности детей, их поведения. Воспитатель и психолог знакомят родителей с приемами реагирования на поведенческие проблемы дома и с перспективами развития ребенка.
4. Медицинское направление. Родители узнают о причинах и профилактики психоневрологических заболеваний, о недопустимости применения лекарственных препаратов без назначения врача.
5. Социально-правовое направление. В результате работы в этом направлении происходит ознакомление с юридическими обязанностями родителей перед ребенком, помощь в осуществлении контактов с органами опеки, правоохранительными, муниципальными, юридическими органами, а также сбор информации и составление «социального паспорта» семьи.