В школьной практике развитие фонематического восприятия можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в аспекте слухо-произносительной дифференцировки. В тех случаях, когда имеются смешения или замены звуков в устной речи, требуется специальная работа по различению этих звуков в устной речи, которая сопровождается письменными упражнениями, поскольку подобные нарушения обязательно сказываются на письме и чтении.
Однако достаточно часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда в устной речи ребенка не имеется смешений звуков, а в письме и чтении возникают ошибки фонемного кодирования. Более того, существуют оппозиции, внутри которых практически никогда не возникает смешений в устной речи. Однако на письме это наиболее частые из смешений. Речь идет о парных звонких и глухих согласных и некоторых гласных. Внимание логопеда при обнаружении таких ошибок в письме и чтении должно быть сосредоточено на другом аспекте - письменной дифференцировке сходных звуков. В логопедической практике выделяются специальные занятия по дифференциации оппозиционных звуков: парных звонких-глухих согласных, свистящих-шипящих, аффрикат и их компонентов, гласных о-у, о-а.
В этом разделе задача логопеда - научить детей распознавать и различать речевые звуки с помощью специально подобранной системы игр и упражнений.
Обычно коррекционная работа в школьном возрасте направляется на дифференциацию тех звуков, смешение которых ребенок демонстрирует в письме. Рассмотрим те игры и упражнения, которые могут предлагаться на занятии.
“Будь внимателен”. Дети должны рассмотреть картинки и внимательно выслушать логопеда. Логопед начинает называть предметы, изображённые на картинках. Задача детей - поднять красную карточку или другой сигнальный предмет, если услышит ошибку в назывании предмета. Произносимые слова:
Ванан, баман, паман, банан, банам, диван, и т.д.
Аблем, аньбом, альмом, альбом, арьбом и т.д.
Постепенно игры и задания усложняются: от распознавания слов, которые отличаются по нескольким звукам, до слов, которые отличаются по одному звуку.
Примеры используемых игр и упражнений
“Придумай слово”. Детей просят зарифмовать слова: подобрать такие, которые отличаются одним звуком: дочка – точка – бочка – кочка – мочка. Чем больше слов будет в цепочке, тем лучше.
“Чем отличаются слова”. Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать предметы, изображенные на них (трава - дрова, рожки - ложки). Дети должны определить разницу в звучании этих слов с помощью логопеда.
В настоящее время широко распространена логопедическая техника повторения серии слогов с похожими гласными или согласными. Используются слоги разных структур - открытые, закрытые, со стечением согласных и без них.
Примеры игр и упражнений
Логопед просит детей повторить серию слогов с одинаковой гласной и разными согласными: со-зо-со, ту-ду-ду, ки-ки-ги, ша-са-са, зу-жу-зу. Похожим образом работа ведется со всеми оппозиционными согласными и гласными звуками.
Игра “Замени звук”. Логопед предлагает детям работу с группой звуков. Используется пособие, в котором парные звонкие и глухие согласные размещены попарно, например, домик и пары букв, которые в нем живут: б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш. Логопед называет слог – задача ребенка заменить звук на парный:
са, за, то, гу, ду, ты, ша, во, шу, фы, ко, пи, ту.
“Запомни слоги”. Логопед просит детей запомнить какие-либо слоги (один или два). Затем детям предлагают ряд слогов, включающий «загаданные» слоги. Школьники должны вовремя поднять руку, услышав слог.
«Паровозик». Логопед предлагает детям разместить картинки в два вагончика (используется наборное полотно): в первый вагончик - слова со звуком [с], во второй – со звуком [ш].