Профессионализм учителя – это залог успешности учащихся

Разделы: Внеклассная работа, Дополнительное образование, Мастер-класс, Профессия — педагог


Я работаю учителем музыки давно и считаю, что профессионализм учителя - это залог успешности учащихся не только в современной школе, но и в будущем наших учеников.

"Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но может стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит, быть современным, быть со временем, "оказаться во времени", а это значит, что какие бы реформы не происходили в системе образования, в итоге они так или иначе замыкаются на конкретном исполнителе - учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, так как формирование личности ученика, признание ее важности, ценности и необходимости происходит под влиянием личности педагога.

Учитель становится не "транслятором знаний", не "урокодателем", а человеком, способным проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы, а это возможно в том случае, если учитель готов не только использовать имеющиеся педагогические технологии, но и выходить за рамки нормативной педагогики через совершенствование собственной деятельности, стимулирования творческой деятельности учеников, а значит, развитие их одаренности.

Все эти изменения активно выдвинули на первый план проблему повышения активности учащихся в процессе овладения знаниями.

 Решению этой проблемы учителю способствуют личностно-ориентированное обучение, интерактивные методики и интегрированные уроки, учебная проектная деятельность с применением информационно-коммуникативных технологий , хоровая деятельность.

Личностно-ориентированное обучение - индивидуальный подход в учебном процессе – это основа организации деятельностного подхода к обучению современного школьника, это внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.

При личностном подходе организовывается работа так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, а с наиболее выдающимися способностями. - Научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил, создать благоприятные условия для развития.

 Интерактивные методики и интегрированные уроки расширяют возможности учителя музыки и искусства наиболее творчески подходить к работе с группой учеников. Современные технологии позволяют расширить представление об уроке, включив в его содержание значительные культурологические исследования, искусствоведческие проекты и многое другое. Здесь каждый ученик стремится применить свои творческие способности.

Коллективная форма работы предполагает большую занятость, как педагога, так и детей (организационные проблемы), но в результате складывается творческий коллектив единомышленников.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.

Современные интерактивные методики позволяют реализовать все ресурсы воображения, задавать и решать проблемные вопросы, используя диалоговые формы ведения урока, реализовывать исследовательские стремления учеников.

 Красочность рисунка, анимации, видео, возможность самому создать произведение искусства - все это приближает воображаемое к реальности.

 Эмоциональное воздействие на воображение создается благодаря погружению в творческий процесс создания самостоятельных произведений искусства - стихов, рассказов, рисунков, музыки…  

 Учебная деятельность с применением информационно-коммуникативных технологий всегда увлекательна для учеников.

Главное для побуждения учащихся к творчеству и развитию их одаренности – это создание условий эмоционально-комфортных для творчества детей, подбор творческих заданий, стимулирующих самостоятельное творчество детей.

 На уроках художественно-эстетического цикла мы, учителя музыки, искусства и мировой художественной культуры,рассматриваем учебно-проектную деятельность как совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов, ориентированных на интеграцию фактических и приобретенных знаний. Проектно-исследовательская работа – это маленькая диссертация. К этой работе необходимо готовить учеников, начиная с младших классов. В начале пути это могут быть доклады на интересующую ребенка тему. Формы осуществления проектов разнообразны, начиная с небольшого мини-исследования на уроке и заканчивая общешкольными проектами.

 К технологии, способствующей активизации урока, относится технология формирования певческой культуры учащихся, требующая от учителя теоретической профессиональной компетенции. Но без нее не обойтись. Коллективное творчество, которое снимает с учащихся напряжение индивидуальной ответственности и страха за неправильно сделанное действие, превращается в мощный рычаг, способствующий проявлению творческого потенциала участников совместной деятельности.

В хоровом коллективе создается атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом залог не только позитивности занятий коллектива, но и высоких художественных результатов хора. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся. Подбирая репертуар, педагог помимо всего прочего помнит о расширении музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение - мощное средство патриотического, идейно-эстетического, нравственного воспитания учащихся. Поэтому произведения русских композиторов, сочетаются с песнями российских авторов, а также с народными песнями разных жанров.

Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и его отдельных частей.

Считаю важнейшей задачей именно художественно-эстетическое воспитание в школе - развитие в учащихся творческого, художественно- деятельностного начала, в какой бы области оно не проявлялось бы - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками. Творческое деятельностное начало играет огромную роль в самих классных занятиях. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени, одновременно повышается результат. Вот почему не правы учителя, несклонные вводить в изучение преподаваемых ими предметов элементы эстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка и нагрузка учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются.

Рассмотрим пример взаимодействия урока музыки и урока математики в 5 классе. (Фрагмент бинарного урока «Музыка дробей»). Основная цель урока была – показать значение дробей в жизни. После того, как ребята вспомнили как появляются обыкновенные дроби, я с учителем математики О.В.Адамовой напомнила, что о красоте соотношения числа и звука говорил еще в далеком прошлом великий Пифагор, показала какое огромное значение имеют дроби не только в природе, в литературе, но и в музыке. Это-метр, это ритмический строй в музыке. Затем, я пригласила всех вместе перевести ряд дробей в ритм музыкальных длительностей, озвучить их, прохлопав в ладоши. Получился очень интересный острый ритм. Озвучили данный ритм в песне мои ученицы. Итак, звучал джаз… С такой музыкой всегда приходит прекрасное настроение,  Наших «математиков» музыка также поддержала, создав позитивную установку для изучения данной темы.

Итак, подытоживая свое выступление, мне еще раз хочется сказать, что в школе, работающей по новым стандартам, как и во все времена, самый ответственный за качество образования человек - это учитель. Это личность с позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом.

Так пусть каждый из нас стремится к тому, чтобы наша профессиональная компетентность стала залогом успешности и будущего профессионализма наших учеников!